В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Карабасов: мы должны создать современную среду 21-го века для будущих выпускников Назад
Юрий Карабасов: мы должны создать современную среду 21-го века для будущих выпускников
19 мая 2006 года были подведены итоги первого конкурса высших учебных заведений, внедряющих инновационные технологии. Конкурс прошел в рамках приоритетного национального проекта "Образование", а его бюджет, который будет распределен между 17 вузами-победителями, составил 10 млрд руб. Редакция портала www.rost.ru решила взять серию интервью у ректоров вузов-победителей. Сегодня мы публикуем интервью с ректором Московского государственного института стали и сплавов (МИСиС) Юрием Карабасовым.

фото ИТАР-ТАСС- Уважаемый Юрий Сергеевич, Ваш институт - один из первых вузов, получивших весомую государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Насколько трудно быть первопроходцем? Как шла подготовка к конкурсу? Что заставило Вас рискнуть?

- Программу, скорее всего, мы бы начали реализовывать своими силами, только временные рамки наверняка сильно бы расширились. Мы понимали, что проект необходим, и необходим он не только институту, но и нынешним и будущим студентам, а в конечном счете - и стране.

Подготовка проходила очень творчески, в жарких спорах, сопровождавшихся поисками путей развития вуза. И этот подход оказался очень продуктивным. По большому счету мы, как говорит нынешняя молодежь, "оторвались" и фактически придумывали образ специалиста будущего. Когда мы его себе представили, то процесс подготовки, обучения и воспитания проявился, как фотопленка.

А выступать в роли первопроходцев нам не привыкать. С момента создания, с 1918 года, университет был встроен в систему наркоматов и главков: Наркотяжпрома, Главспецстали и Главцветметзолота. Научно-педагогический потенциал института всегда позволял отслеживать тенденции научно-технического прогресса, конъюнктуру рынка, учитывать потребности общества. В 1948 году у нас был открыт физико-химический факультет, в 1962 году - факультет полупроводниковых материалов и приборов, в 1990 году - факультет информатики и экономики, в 1994 году - энерго-экологический факультет. А в 1994 году у нас впервые в России появилась специальность "Стандартизация и сертификация". Кстати, МИСиС - первый среди вузов - лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области качества.

- На пресс-конференции, состоявшейся 19 мая, когда были оглашены списки инновационных вузов - победителей конкурса, представители конкурсной комиссии отметили, что у каждой программы было свое лицо. Юрий Сергеевич, не могли бы Вы рассказать о представленной Вами программе? В чем ее уникальность?

- То, что у каждой программы было свое лицо, меня лично очень радует. Было бы странно и грустно, если бы все проекты были похожи как две капли воды. В списках победителей нет ни одного случайного вуза, все - гордость России. А "уникальность" - слишком громкое слово. Я убежден, что многие вузы, не участвовавшие в конкурсе, могли бы составить достойную конкуренцию, если бы рискнули изложить на бумаге свои мечты. Что касается нашей программы, то она довольна объемная: в нее входят четыре проекта, и каждый является органичной частью общей программы. Я могу перечислить только несколько наиболее впечатляющих мероприятий - например, переоснащение учебных лабораторий общих кафедр, создание межкафедральных учебно-научных лабораторий, мультимедийных аудиторий и электронной библиотеки, организация двухуровневой подготовки бакалавров, магистров и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, разработка и внедрение корпоративной информационной системы управления учебной и научной деятельности и так далее.

- Юрий Сергеевич, какие пункты Вашей инновационной программы являются самыми затратными с финансовой точки зрения и какие - с точки зрения приложения человеческих, организационных и интеллектуальных усилий?

- С организационной точки зрения мы попали в непростую ситуацию: мы выиграли конкурс и получаем деньги, 50% которых должны освоить в оставшиеся полгода. Но коллектив единомышленников, участвовавший в создании проекта, уверен в своих силах. Все они молодые, амбициозные руководители и хозяйственники. А самым затратным, пожалуй, является приобретение лабораторного и мультимедийного оборудования и проведение ремонтных работ.

Но наиболее сложным сегодня, на мой взгляд, является человеческий и интеллектуальный фактор. Ведь сейчас формируется новая психология в высшем образовании. И, может быть, победа в конкурсе обусловлена именно этим фактором. Наша программа, как нам кажется, направлена в первую очередь на изменение психологии педагога и, как следствие, психологии студента. Кроме того, если студент не увидит современных реалий, обучаясь в институте, то вряд ли он сможет в новом качестве работать на производстве. Мы должны создать современную среду 21-го века для будущих выпускников.

- Юрий Сергеевич, Вы, как ректор крупного высшего учебного заведения, держите, так сказать, руку на пульсе подрастающего поколения. Как Вы думаете, где у нас сейчас самое слабое место в образовательной системе?

- На мой взгляд, существенно отстает от современных реалий школьное образование. Не случайно в нашем проекте предусмотрен профильный лицей. Что касается вузов, то на сегодняшний день около 500 частных институтов и университетов, зачастую не отвечающих элементарным требованиям образования, но при этом выдающих дипломы государственного образца, пытаются играть на равных с серьезными, фундаментальными институтами, имеющими многолетнюю историю и традиции. И это - одна из самых серьезных проблем.

- Большое спасибо, Юрий Сергеевич, за Ваши ответы.

http://www.rost.ru/themes/2006/06/191405_3797.shtml

19.06.2006


Док. 424380
Перв. публик.: 19.06.06
Последн. ред.: 07.02.08
Число обращений: 292

  • Карабасов Юрий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``