В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на заседании Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления Назад
Выступление Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на заседании Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

Я хотел бы несколько слов сказать на тему эффективности расходов в сфере школьного, дошкольного и дополнительного образования. Эта проблема, откровенно говоря, актуальна и вообще для всей социальной сферы в целом, но хотелось бы заметить, что вообще-то мы уже реально на образование тратим по стране очень значительные средства. Давайте вдумаемся: в восьмом-девятом году совокупные расходы на образование в стране составят существенно больше двух триллионов рублей. Еще пять лет назад об этом и помыслить было невозможно. Это все расходы, естественно, и федеральные, и региональные, и муниципальные, и частные расходы. Поэтому здесь есть что оптимизировать и есть в чем наводить порядок.

По нашим оценкам, общие неэффективные расходы, выделяемые в рамках тех расходов, которые осуществляются по школьному, дошкольному и дополнительному образованию, составляют до одной третьей. То есть это как раз та цифра, которой мы можем оперировать. Но при этом мы понимаем, что за последнее время было кое-что сделано в рамках национального проекта, и такие точечные меры сработали (о чем говорили коллеги в своих выступлениях).

В то же время у нас при общем увеличении расходов на образование в ряде случаев происходит уменьшение расходов на развитие самой сети, на развитие материально-технического оснащения, на развитие кабинетов, то есть, собственно, той базы, на которой происходит подготовка специалистов. И поэтому вопросы оптимизации, эффективности расходов выходят на передний план.

Какие принципы, какие основные позиции здесь, наверное, следовало бы отметить? Я отмечу пять. Первое: совершенно очевидно, что выгоды от оптимизации (то есть средства от оптимизации) не должны отниматься, а должны именно идти на развитие образования, на заработную плату учителям, на поддержку самой сети. Только в этом случае эта мера сработает. Кроме того, у нас есть определенная цель, о которой достаточно часто сейчас говорится - о том, чтобы подтянуть средний уровень зарплат, которые получают работники в социальной сфере, до среднего уровня заработной платы в регионе.

Второй принцип - это создание особых стимулов для оптимизации расходов, потому как если мы такие стимулы для школ, для детских дошкольных учреждений и, собственно, для воспитателей и педагогов не дадим, то наши попытки каким-то образом упорядочить эту работу - они обречены на провал.

Третья важная вещь - мы наработали достаточно неплохой, на мой взгляд, опыт в рамках процедуры комплексных проектов модернизации, которые проходят в довольно значительной части регионов. Мы об этом не должны забывать, и, наоборот, основные позиции, которые там были подготовлены, все методические рекомендации мы должны шире внедрять и в других территориях, и в других муниципалитетах. У нас несколько было в этом смысле уровней: были такие регионы совсем продвинутые, которые с самого начала рассматривались как модельные (их, по сути дела, три - это Москва, Петербург и Тюменская область), регионы, в которых проходят комплексные проекты, и все остальные. Вот нам нужно выдвигаться ко всем остальным.

Еще одна позиция очень важная, еще один принцип - это принцип непрерывного повышения квалификации всех педагогов, всех воспитателей, которые работают в дошкольной, школьной сети и сети детских учреждений дополнительного образования, потому как мы понимаем, что дополнительные деньги должны приходить лучшим.

Ну и, наконец, пятый принцип - это принцип использования различных моделей в системе дошкольного и школьного образования, то, о чем коллеги в своих выступлениях тоже говорили. Очень отрадно, что ряд институтов, которые еще некоторое время назад у нас просто рассматривались как "бумажные", неработающие организационно-правовые модели, сегодня заработали (вот то, что Евгений Владимирович [Куйвашев, глава администрации Тюмени] рассказывал и другие коллеги, и Сергей Герасимович [Митин, губернатор Новгородской области] тоже). Поэтому и автономные некоммерческие организации, автономные учреждения должны занять свое достойное место при подготовке новой, более оптимизированной системы работы в школьном и дошкольном образовании. Я, кстати, не исключаю, что и еще один институт, такой как целевой капитал - он, может быть, более крупный, более сложный, - но если мы возьмем, допустим, несколько школ, то можно создавать и межшкольные фонды целевого капитала. Куда будут вноситься денежные средства, в том числе и выпускниками этих школ. Мы знаем с вами, что использование этих средств не облагается налогом для самих образовательных учреждений и может послужить достаточно неплохой основой для развития школьной сети.

Вот эти пять позиций, как мне представляется, могли бы быть положены в основу оптимизации работы по расходам в сети школьного, дошкольного и дополнительного образования.

И еще одна тема, которую я хотел бы затронуть, - она позитивная абсолютно: у нас буквально вчера были подведены итоги по конкурсу, касающемуся экспериментов в отношении школьного питания. Заявки поступили от 37 регионов, 14 регионов признаны победителями. Это Татарстан, Тамбовская область, Санкт-Петербург, Калужская область, Ставропольский край, Оренбургская область, Алтайский край, Кемеровская область, Краснодарский край, Липецкая область, Ростовская область, Калининградская область, Красноярский край и Пензенская область. Эти регионы будут получать дополнительную финансовую подпитку как за счет средств федерального бюджета - на два года мы запланировали миллиард рублей федеральных средств, и не менее двух миллиардов - это другие инвестиции: муниципальные, региональные и частные. Таким образом, за два года предполагается в эту программу вложить не менее трех миллиардов рублей. Вся эта программа будет направлена на обеспечение качественным питанием более четырехсот тысяч школьников. В ее основе будут проведены реконструкция и замена оборудования в школьных столовых, пищеблоках, строительство школьных базовых столовых и современных комбинатов питания. Это тоже очень важная проблема и для детского дошкольного образования, и для школьного образования. Так что в этом смысле движение есть.


И последняя, может быть, такая тоже приятная информация: сегодня Росстат опубликовал цифры (он просто радует - и вчера хорошую цифру опубликовал, и сегодня) о том, что в 2007 году были достигнуты лучшие показатели рождаемости за последние 25 лет, то есть даже за советский период, который мы считали относительно благополучным и хорошим. Это результат той программы, Владимир Владимирович, которую Вы инициировали, и нашей совместной работы.

1 февраля 2008 года
Новочеркасск
www.rost.ru






Док. 423329
Опублик.: 01.02.08
Число обращений: 1659

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``