В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Игошин: Фонд национального благосостояния будет софинансировать пенсионные накопления граждан Назад
Игорь Игошин: Фонд национального благосостояния будет софинансировать пенсионные накопления граждан
1 февраля произойдет фактическое разделение Стабфонда. Отныне он будет состоять из Резервного фонда (формируется для обеспечения расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть) и Фонда национального благосостояния (формируется для решения проблем пенсионной системы).

Что означают эти нововведения для экономики страны вообще, и для граждан в частности?

Член Генерального совета партии "Единая Россия", заместитель председателя Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин:

- С начала 2000-х годов средства, поступавшие в Россию, благодаря высоким ценам на нефть, накапливались в Стабилизационном фонде. Это стало реальным шагом к оздоровлению макроэкономической ситуации.

Однако по мере восстановления государственных и общественных институтов появились возможности инвестировать деньги в социально-экономические программы: будь то инфраструктура, наука, или национальные проекты. Особого смысла накапливать в Стабфонде все большие суммы нет. Сегодня гораздо важнее заниматься реальными делами, направленными на восстановление экономики и человеческого потенциала.

В итоге была разработана следующая схема. Необходимая государству "для страховки" от возможных катаклизмов сумма, примерно равная 10% ВВП, накапливается в Резервном фонде. Остальные же нефтегазовые доходы, за исключением средств, идущих в бюджет, направляются в Фонд национального благосостояния.

Принципиально отличие данной конструкции заключается в том, что средства Фонда национального благосостояния будут не просто храниться. Их можно использовать на решение конкретных социально-экономических задач - в первую очередь те, которые имеют стратегический характер. Это, в частности, софинансирование пенсионных накоплений граждан. Средства также могут направляться на развитие инфраструктуры, диверсификацию экономики, стимулирование высокотехнологичных отраслей - например, через капитализацию институтов развития. Именно в этом заключается главное отличие новой схемы от ситуации со Стабфондом.

Прогнозировать объем фонда достаточно трудно, поскольку он непосредственно зависит от мировых цен на сырье. Но в любом случае это довольно большие деньги. Так, если при рассмотрении трехлетнего бюджета сумма оценивалась в 480-500 млрд. рублей, то сейчас речь идет о примерно 770 млрд.

Отдельный вопрос - размещение временно свободных средств Фонда национального благосостояния. Принимая решения об инвестировании, всегда приходится выбирать между потенциальной доходностью, которая, разумеется, сопряжена с риском, и надежностью. При размещении средств Фонда национального благосостояния планируется избрать достаточно консервативный вариант, предполагающий вложения в наиболее надежные бумаги и инструменты. Это не единственно возможная инвестиционная стратегия, и именно поэтому по данному пункту велась столь активная дискуссия. Однако она имеет свои достоинства, и на данном этапе вполне допустима. Не исключено, что в будущем будет принято решение и об инвестировании в более доходные активы, в том числе в ценные бумаги ведущих корпораций.

Справка

Управление средствами фонда национального благосостояния (резервного фонда) может осуществляться двумя способами.

По первому - за счет средств фонда Минфин может покупать иностранную валюту в долларах США, евро и фунтах стерлингов. Эта валюта размещается на открытых в Центробанке РФ банковских счетах на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и ЦБ РФ. За пользование денежными средствами, размещенными на счетах, Банк России уплачивает проценты, установленные договором банковского счета.

Второй способ размещения предусматривает, что средства резервного фонда инвестируются в определенные виды финансовых активов, номинированных в разрешенной иностранной валюте. Этими активами могут быть долговые обязательства иностранных государств; долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Постановление утверждает также предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств резервного фонда. Так, минимальная доля долговых обязательств иностранных государств составляет 50%, максимальная доля долговых обязательств иностранных государств - 100%, максимальная доля долговых обязательств иностранных государственных агентств и центральных банков - 30%, максимальная доля долговых обязательств международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами, - 15%, а максимальная доля депозитов в иностранных банках и кредитных организациях - 30%.

К долговым обязательствам иностранных государств при этом относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов.

Резервный фонд к моменту формирования составит 3,069 триллиона рублей, фонд национального благосостояния - 767,8 миллиарда рублей.


http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=127240

Док. 423042
Опублик.: 31.01.08
Число обращений: 257

  • Игошин Игорь Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``