В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Приоритетный Национальный проект `ЗДОРОВЬЕ` в Чеченской Республике Назад
Приоритетный Национальный проект `ЗДОРОВЬЕ` в Чеченской Республике
В настоящее время в республике имеет место значительное отставание уровня здравоохранения от среднероссийского. Известные трагические события фактически привели к разрушению не только материальной, но и организационной системы здравоохранения, прежде всего в городах. Санитарную и эпидемиологическую обстановку в Республике можно охарактеризовать как неблагополучную и напряженную. Сохраняется и сложная обстановка по ряду инфекционных заболеваний. Почти 100% населения, проживающего в Чеченской Республике, страдает социально-стрессовым синдромом и посттравматическими психическими расстройствами, которые требуют психоневрологической и физической реабилитации.
По данным Минздрава ЧР, заболеваемость по сравнению с довоенной выросла в 10 - 15 раз. Анализ статистических данных здоровья населения, условий жизни, труда и питания, экологической обстановки, инфраструктуры отрасли здравоохранения, социально-экономического и правового положения граждан и медицинских работников, показал присутствие в республике чрезвычайного медико-социального неблагополучия.
Многие медицинские учреждения все еще работают в полуразрушенных зданиях, а оставшиеся обветшали. Возможности же практического медицинского обслуживания в режиме оказания амбулаторной и неотложной помощи лучше сохранились в сельской местности. Одновременно остро ощущается недостаток в диагностической аппаратуре, инструменты и оборудование устарело, лекарственные фонды истощились, во многих поликлиниках и больницах нет проточной воды, электричества, канализации. Первичная медицинская помощь остается слаборазвитой, а пропаганда здорового образа жизни только лишь зарождается.
Следующий фактор - это то, что в восстановительный период длительное время происходило распыление финансовых ресурсов по многочисленным объектам здравоохранения. Дело в том, что в рамках Федеральной целевой программы на 2002 и последующие годы осуществлялось финансирование более ста объектов здравоохранения без учета их приоритетности и важности, но многие объекты так и не введены в строй.
При этом необходимо отметить, что вопрос технической оснащенности отрасли во многом влияет на кадровое обеспечение здравоохранения. В большинстве случаев медицинские работники не обеспечены необходимым оборудованием для работы. Специализацию врачи всё также проходят на последнем курсе института. Общей практике только предстоит стать равноправной врачебной специальностью. Квалификация некоторых медицинских сестер низка, они способны выполнять только простейшие процедуры. Персонал лечебных учреждений поставлен в труднейшие условия, которые не способствуют высококвалифицированному обслуживанию. Подходы к лечению во многом устарели, больных, которым показано амбулаторное лечение, долго не диагностируют, и как результат - поздняя госпитализация. Поэтому одновременно с увеличением числа врачей и среднего медперсонала, необходимо ликвидировать дефицит в специалистах по отдельным видам болезней (онкология, неврология, сердечнососудистая патология, офтальмология и др.). Многие больные направляются на обследование и лечение в клиники других регионов, прежде всего Южного федерального округа. Остро ощущается нехватка в обеспечении медицинскими работниками как восстанавливаемых специализированных лечебных учреждений (гастроэнтерологии, пульмонологии, наркологии, психиатрии, гематологии и др.), так и детских лечебных учреждений (особенно врачей педиатров).
Многократно увеличилось число злокачественных заболеваний крови, онкологических и инфекционных заболеваний. По данным Министерства здравоохранения Чечни, на диспансерном учете в республике находятся более 16 тысяч туберкулезных больных. Общее число больных с активной формой туберкулеза превысило 5 тысяч (5347). За 6 месяцев 2005 года выявлено 547 больных с активными формами туберкулеза, в т.ч. 46 детей. Детям туберкулинодиагностика не проводится из-за отсутствия туберкулина. Сложившиеся показатели по заболеваемости населения туберкулезом ни в коем случае нельзя считать достоверными, как и по ряду других заболеваний (онкология, эндокринология, психиатрия и т.д.). Прежде всего, это связано с тем, что 91% больных выявляются по обращаемости и только в 9% случаев при профосмотрах. Республика не располагает достаточной материальной базой для проведения профилактической работы.
Одной из наиболее важных проблем является охрана материнства и здоровья новорожденных. Состояние здоровья женщин и детей в республике в целом значительно хуже, чем по стране. Уровень материнской и младенческой смертности превышает средние показатели. В настоящее время число родов в Республике с осложнениями составляет более 70% от их общего числа, перинатальная смертность - 26,1% (по России - 12,0%), мертворождаемость - 10,7% (6.4%), при родах умерло 125,6 женщин на 100 тыс. новорожденных (по РФ - 33,6), из числа родивших женщин 82,4% имели заболевания. Большинство родильных домов и родильных отделений не имеют необходимого оборудования для реанимации новорожденных (кислородные маски, аппараты для отсасывания слизи) и интенсивной терапии новорожденных. Нуждаются в усовершенствовании и необходимом оборудовании службы круглосуточной скорой помощи, связи, лабораторные службы, системы хранения и переливания крови.
Неблагоприятное жизнеобеспечение, тяжелый хронический стресс вследствие военных действий и условий жизни во время пребывания в миграции явились причиной резкого ухудшения состояния здоровья. А отсутствие постоянного жилья, низкий уровень жизни, нездоровая экологическая ситуация ещё более способствуют возникновению невротических и психических расстройств, апатико-депрессивных реакций, гипертонической болезни и других сердечнососудистых заболеваний, обусловленных стрессом, а также учащению язвенной болезни желудка и 12-типерстной кишки, холециститов, колитов, бронхиальной астмы. Отмечается значительное ухудшение репродуктивного здоровья женщин, отмечаются преждевременные роды, рождение детей малой массой тела, более высокие цифры младенческой смертности.
В период военных действий и в период вынужденного переселения значительно ухудшилось здоровье и у детей всех возрастных групп, но в большей степени тех, кто был рожден именно в это время. Более высокими среди рожденных в период военных действий были уровни недоношенных детей (47,3%о), расстройств дыхания (9,1%о) и инфекций, специфических для перинатального периода (5,5%), а для рожденных в период пребывания семей в палаточных лагерях - частота задержки роста и развития плода (140,6%о), родовой травмы (13,8%о) и врожденных аномалий (19,8%о). Все эти данные свидетельствуют о глубоких морфофункциональных нарушениях и снижении приспособительных возможностей потомства, что, несомненно, окажет негативное влияние на последующее здоровье и развитие детей.
У детей старшего возраста в 18,3 раза возросла частота острого бронхита, на 8,2% острых респираторных инфекций, в 4,7 раз пневмоний, в 6-6,2 раза сальмонеллёза и гепатита "А". Детскими инфекционными болезнями (ветряной оспой, корью и др.) переболели от 70 до 100% детей. Отмечается рост числа хронических заболеваний (хроническим тонзиллитом, энурезом, аллергическими нарушениями и бронхиальной астмой, близорукостью, анемией, зубным кариесом). Растет число онкологических заболеваний, в том числе и у детей.
Следует подчеркнуть, что тяжелый хронический стресс вследствие экстремальных условий жизни, высокий уровень заболеваемости, снижающий функции многих сфер жизнедеятельности, особенно у женщин и детей, требуют длительной комплексной реабилитации с привлечением различных специалистов в области медицины, психологии, социально-правовой помощи.
Значительная часть населения нуждается в социально-психологической, психоневрологической помощи. Поэтому, особое внимание должно быть уделено развитию специализированной медицинской помощи, в частности, проведению диспансеризации, оказанию педиатрической, акушерско-гинекологической и другой помощи, а также расширению сети межрайонных лечебно-диагностических центров.
В то же время следует отметить, что имеющиеся и находящиеся в далеко не идеальных условиях, больничные учреждения выполняют еще и функции амбулаторно-поликлинических учреждений, осуществляя не только стационарное, но и амбулаторное обслуживание населения. В первую очередь это относится к районным и участковым больницам.
Поэтому развитие и размещение больниц во многом определяет развитие мощностей по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения. На 1 августа 2005 года мощности собственно амбулаторно-поликлинических учреждений составляли 8,6 тыс. посещений в смену на 10 тыс. населения, что естественно в несколько раз меньше нормативной потребности Республики. В связи с этим необходимо, чтобы первичная медицинская помощь стала центральным звеном в системе здравоохранения. В ближайший период следует сформировать широкую сеть первичной врачебной помощи населению как за счет амбулаторно-поликлинических (фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, поликлиники, лечебно-диагностические центры), так и больничных учреждений.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных задач по развитию здравоохранения, следует особо подчеркнуть, что в Республике преобладает сельское население (около 70%) и такое соотношение сохранится на ближайшие годы.
В соответствии с этим в сельской местности основой расширения первичной амбулаторно-поликлинической сети должны стать фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории. Поскольку это наименее затратные объекты, то работу фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) можно обеспечить практически в каждом сельском населенном пункте, а в населенных пунктах с числом жителей примерно 3,0 тыс. человек - врачебных амбулаторий. Для этого потребуется создать примерно 40 новых ФАПов и 10 врачебных амбулаторий. В результате первичная медицинская помощь станет более доступной для большинства сельского населения. При этом врач сельской амбулатории будет во многом действовать как врач общей практики, что позволит также довести деятельность действующей участковой службы до модели врача общей практики (семейного врача). Такое положение фактически закрепляется условиями врачебной помощи в сельских районах Республики в результате расширения функциональных обязанностей участкового врача и повышения оплаты его труда.
С целью повышения доступности медицинской помощи в сельских районах необходима также организация выездных бригад для оказания отдельных видов услуг. Такие бригады могут создаваться для обеспечения населения первичной медицинской помощью, например, по вакцинации или консультативно-диагностической помощи.
Не менее важной является также проблема, связанная с развитием платной медицины, в том числе частной медицинской деятельности. Необходимо определить четкий перечень платных медицинских услуг, которые могут оказывать населению медицинские учреждения. Учитывая низкий уровень жизни основной массы населения и отсутствие реальных предпосылок для изменения ситуации, предоставляемые платные услуги должны быть очень ограниченными и вводиться только в конце рассматриваемого периода.
В самом ближайшем будущем необходимо ввести в действие онкологический диспансер, а в связи с ростом числа ВИЧ-инфицированных необходимо начать строительство центра "Анти-СПИД" с оснащением его современной диагностической и лечебной аппаратурой и медикаментами.
В настоящее время ситуация в здравоохранении республики начинает изменяться к лучшему. В целях ускорения ввода наиболее необходимых для обслуживания населения медицинских учреждений, Минздравом ЧР было предусмотрено увеличение объемов финансирования. Повысилась степень технического оснащения в ряде восстанавливаемых и заново строящихся больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений. Завозится современное медицинское оборудование, без которого ввод объектов здравоохранения во многом теряет смысл, а медицинские учреждения не могут нормально функционировать. Решение этой проблемы позволяет не только улучшить качество обслуживания населения, но и избежать оттока опытных специалистов из отрасли. Решить проблему кадрового обеспечения медучреждений Республики за счет привлечения дополнительного медперсонала из других субъектов ЮФО и целевого набора абитуриентов по договорам ВУЗ - Минздрав ЧР будет очень сложно. Это можно сделать только в том случае, если организовать подготовку врачей в самой Республике. В этих целях предлагается на базе Грозненского государственного университета создать необходимую клиническую базу по подготовке медицинских работников. Причем для этого не потребуется больших инвестиций, а главная проблема заключается в обеспечении учебного процесса преподавательским составом и учебной базой. Это позволит создать в Республике собственную учебную и научную базу для дальнейшего развития здравоохранения. Кроме того, особое значение для подготовки профессиональных кадров Республиканским медицинским колледжем будет иметь восстановление в полном объеме работы республиканских больниц для взрослых и детей.
Наряду с решением задачи увеличения числа врачей и среднего медперсонала необходимо ликвидировать дефицит в специалистах по отдельным видам болезней (онкология, неврология, сердечнососудистая патология, офтальмология и др.), из-за чего многих больных направляют на обследование и лечение в клиники других регионов страны, прежде всего Южного федерального округа. Аналогичная проблема нехватки врачебно-медицинского персонала в восстанавливаемых специализированных лечебных учреждений (гастроэнтерологии, пульмонологии, наркологии, психиатрии, гематологии и др.) и детских лечебных учреждений (особенно врачей педиатров)
Для эффективной работы системы здравоохранения в ближайшем будущем необходимо ликвидировать существенное отставание в обеспеченности населения врачами и работниками среднего медицинского персонала. В этом есть определенные результаты. Если на конец 2003 года в республике работали 1784 врача всех специальностей, из них 730 в сельской местности, из 5840 работников среднего медицинского персонала в сельской местности работало 2319 человек, численность прочего медицинского персонала составляла 2960 человек. То уже на 1 января 2007 года работало 2140 врачей всех специальностей, из них педиатров 168, акушеров-гинекологов 282, а работников среднего медицинского персонала 6449 человек.
И все-таки, если говорить о нормативной потребности, то дефицит врачей и работников среднего медперсонала составляет соответственно 4 и 7 тыс. человек к расчетной потребности в 2010 году. Однако разрыв между потребностью и численностью врачей и среднего медперсонала очень большой и ликвидировать его за ближайшие несколько лет видимо не представляется возможным.
В свете сложившейся ситуации, Министерством здравоохранения разработан план подготовки врачей первичного медицинского звена - терапевтов, педиатров, врачей общей практики, которых остро не хватает в лечебных учреждениях республики, эту основную проблему, требующую безотлагательного решения для реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в ближайшее время не решить. Уже в 2007 году проведена переподготовка 18 врачей общей (семейной) практики, 38 терапевтов, 19 педиатров, всего должно быть подготовлено 78 врачей. Дальнейшая их переподготовка будет проходить в Ростовском государственном медицинском университете. Сформирован регистр персонала фельдшерско-акушерских пунктов, врачей, фельдшеров и медсестер скорой медицинской помощи ЧР. Их около 700 человек.
В настоящее время переподготовкой и повышением квалификации врачей в республике занялась и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Решающее значение для подготовки профессиональных кадров будет иметь восстановление в полном объеме работы республиканских больниц для взрослых и детей.
В рамках этой программы, в частности, возможность повысить профессиональную квалификацию получат около 3000 врачей и медсестер, в Чечне будут открыты пять информационных центров для медперсонала, а в Детскую республиканскую больницу и один из роддомов Грозного поступят медоборудование и спецмашины скорой помощи.
В 2007 году в рамках реализации приоритетного Национального проекта "Здоровье" для амбулаторно-поликлинических и медицинских учреждений Чечни поступило семнадцать кольпоскопов, тридцать лабораторий и четыре аппарата УЗИ. В ближайшее время больницы и поликлиники республики будут оснащены электрокардиографами. Врачи и медперсонал начали получать надбавки к зарплатам, в республику поступают необходимые медицинские препараты. Поступающая в республику вакцина против гепатита А, В и С, уже доставляется в больницы и поликлиники и используется по назначению. Практически 90 % жителей республики уже привиты против гепатита. Наличие разветвленной, хорошо оснащенной амбулаторно-поликлинической сети и стационаро - замещающих отделений позволит решить такую принципиальную проблему, как профилактика и выявления заболеваний на ранней стадии, диспансеризация и оздоровление больных.
В Республике действуют 16 санитарно-эпидемиологических бригад численностью 388 чел, усилиями которых в значительной мере удается предотвращать вспышки инфекционных заболеваний. С начала 2004 года проводятся обследования: по гигиене труда проведено 616 обследований, по коммунальной гигиене - 1775, гигиене питания - 2644, гигиене детей и подростков - 800 обследований.
Одновременно для стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки и обеспечения необходимых санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, предотвращающих возникновение и распространения особо опасных инфекционных заболеваний среди населения, необходимо восстановление сети санитарно-профилактических учреждений, центров Госсанэпиднадзора и подготовка соответствующих специалистов.
Кроме того, в Чечню поступают медицинские препараты для ВИЧ-центров, которые также необходимы для лечения больных с таким заболеванием. По национальному проекту "Здоровье" будет полностью оснащен 2-й родильный дом. В настоящее время он уже открыт, работает и принимает пациентов. Началось постепенное оснащение медицинским оборудованием 9-й клинической больницы г. Грозного. Пополняются медоборудованием и лечебные учреждения во всех районах Чечни. Скоро откроется больница в г. Аргуне.
В результате военных действий в республике не осталось ни одного санатория и профилактория. Потребность в них чрезвычайно огромна. Республика богата целебными источниками и другими благоприятными для восстановления здоровья природными ресурсами. Представляется целесообразным до 2012 года построить в республике 4 санатория. А в настоящее же время необходимо использовать возможности санаториев Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии, Кавказские Минеральные воды) и других регионов России. Как варианты их использования можно рекомендовать приобретение республикой 2-3 санаториев или (и) использование на правах аренды 4-5 санаториев в прилегающих к республике субъектах РФ.
Кроме того, в республике до сих пор нет ни одного психоневрологического интерната. Существовавшее раньше учреждение данного направления в г. Шали вместимостью 430 человек разрушено. В учреждениях данного типа нуждается более 2 тысяч больных.
Укрепление материально-технической базы, оснащение современным медицинским оборудованием и укомплектование медицинскими кадрами позволит переориентировать часть объемов стационарной медицинской помощи на амбулаторную. Кадровое обеспечение восстанавливаемого здравоохранения потребует роста числа обучающихся в системе профобучения республики, увеличив ежегодный прием абитуриентов с 80 до 300 человек. Предлагается также увеличение целевых мест в медвузах и лечебных факультетах университетов субъектов Федерации ЮФО на условиях заключения 3-х сторонних договоров ВУЗ - МЗЧР - студент, с указанием специальности, по которой он будет работать после окончания ВУЗа.
Для повышения качества предоставления медицинских услуг необходимо предусмотреть дополнительное финансирование создания телекоммуникационной связи между больничными центрами и системы больничный центр - врач общей (семейный) практики для консультирования пациентов удаленных сельских районов. Эти меры позволят довести восстановительное лечение до 45%, а медико-социальную помощь - до 15%.
Главной задачей развития здравоохранения в период до 2012 года является формирование единой системы лечебных учреждений, способных предоставлять своевременную и качественную медицинскую помощь жителям Республики, независимо от места их проживания. Кроме того, требуется не просто увеличить число больничных коек, а добиться, чтобы доля специализированных мест составляла не менее 70-80% от их общего количества (по России 85%). Увеличение количества специализированных коек должно осуществляться в крупных многопрофильных больницах, а также за счет расширения сети специализированных отделений в существующих сейчас многопрофильных лечебных учреждениях, прежде всего в центральных районных и участковых больницах.
Наряду с обеспечением республиканской и районных больниц современным диагностическим оборудованием и квалифицированными кадрами, необходимо повысить уровень оплаты труда медперсонала.
Оказание детям медицинской помощи необходимо проводить в многопрофильных детских больницах. Поэтому необходимо восстановление двух детских больниц в г. Грозном, мощности которых смогут обеспечить по профильным заболеваниям потребности не только города, но и крупнейшего Грозненского района.
Фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) необходимы практически в каждом сельском населенном пункте, т.е. примерно 300 единиц на республику.
Для обслуживания жителей населенных пунктов с численностью жителей до 5 тыс. человек необходима сеть амбулаторий. В течение ближайших лет следует создать дополнительно 48 амбулаторий к 53 существующим единицам. Наибольшую емкость по посещаемости должны обеспечить амбулаторно-поликлинические учреждения Грозненского, Курчалоевского, Шалинского и Гудермесского районов.
Для боле крупных населенных пунктов необходима сформировать сеть участковых больниц. Их число должно увеличиться на 15, в дополнение к 24 действующим, в районах с наиболее высоким ростом численности населения (в Шелковском, Гудермесском, Грозненском, Курчалоевском и Надтеречном районах).
Скорой медицинской помощью должны быть охвачены города и все сельские районы республики, поэтому оптимальное дополнительное число станций скорой помощи необходимо увеличить как минимум до 13 единиц, с закупкой специализированной автомобильной техники.
Для улучшения ситуации в республике в связи с большой материнской, перинатальной и младенческой смертностью, предлагается организация в ближайшее время двух лечебных учреждений (перинатальные центры), в составе которых необходимо включить консультативно-диагностическую поликлинику, акушерский стационар, педиатрический стационар и гинекологическое отделение. Эти центры будут предназначены для оказания помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным детям на условиях бесплатной медицинской помощи.
Все вышеуказанные мероприятия позволят формировать единую систему медицинского обслуживания от ФАП - амбулаторий - поликлиник - больниц общего и специализированного назначения до станций скорой помощи и центров Госсанэпидемнадзора. Общие затраты на реализацию указанных выше мероприятий потребуют примерно 1000 млн. руб.
Для улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки в республике необходимо разработать территориальную Программу и комплексный план мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний на территории Чеченской Республики. Поэтому необходимо провести санитарные обследования по объектам водоснабжения, на водозаборных сооружениях во всех районах республики.
Для восстановления и нормального функционирования системы здравоохранения республики и обеспечения медико-биологической и психосоциальной реабилитации населения республики необходима реализация следующих задач:
ь    Представляется целесообразным в кратчайшие сроки разработать ряд административных и экономических мер, дающих возможность жителям Республики пользоваться медицинскими услугами на территории любого муниципального образования, независимо от фактического места их проживания. Это касается, прежде всего, бюджетного финансирования действующих объектов здравоохранения, которое должно исключать муниципальные барьеры в медицинском обслуживании населения.
ь    С целью развития первичных звеньев медико-санитарной помощи необходимо в сельской местности расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Поскольку это наименее затратные объекты, то работу фельдшерско-акушерских пунктов можно обеспечить практически в каждом сельском населенном пункте, а в населенных пунктах с числом жителей более 3 тысяч. человек - врачебных амбулаторий.
ь    Важно также развернуть на базе поликлиник отделений медико-социальной реабилитации и терапии, дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии.
ь    В целях обеспечения инвалидов и население специализированными услугами здравоохранения создать при больницах ортопедические стационары и пр.
ь    Для оказания лечебно-диагностической и консультативной помощи населению необходимо создать передвижные лечебно-диагностические комплексы.
ь    Неотложной ключевой проблемой республики является переход к системе обязательного медицинского страхования, развитие бюджетно-страховой системы лекарственного обеспечения, совершенствование системы контроля качества лекарственного обеспечения,
Исходя из всего изложенного выше, в целом по отрасли в ближайшей перспективе необходимо финансирование следующих приоритетных мероприятий:
·    обеспечение лечебных учреждений медицинским персоналом, включая организацию подготовки врачебных кадров в самой Республике;
·    развитие первичной медицинской помощи населению за счет создания в необходимом количестве мощностей лечебных учреждений, что позволит несколько сократить потребность в стационарах;
·    закупка современного медицинского оборудования и новой техники для действующих лечебных учреждений;
·    развитие коечной сети ограничить в основном строительством республиканских специализированных больниц.
В целом для реализации предложенной программы развития здравоохранения в Республике необходимо 6,7-7,5 млрд. рублей, а ее реализация позволит дополнительно занять примерно 7-8 тыс. человек, в том числе 5,5-6,5 тыс. врачей и среднего медицинского персонала.
Главой Чеченской Республики Р. А. Кадыровым в целях системного, программного решения социально-экономических проблем и определения приоритетов развития базовых отраслей экономики и социальной сферы Чечни в среднесрочной и долгосрочной перспективе подписано постановление "Об утверждении Схемы развития и размещения производственных сил Чеченской Республики на период до 2010 года". Хотелось бы, чтобы проводимые реформы являлись средством формирования новой, эффективно работающей экономической системы, ориентированной на лучшее удовлетворение потребностей всего населения Чеченской Республики. Недопустимо сегодня недооценивать роль социальных и психологических аспектов в проведении преобразований в экономике. Падение уровня жизни в республике продолжается и лишь в силах Федерального Центра совместно с действиями Правительства Республики его приостановить и перейти от восстановления экономики и социальной сферы к дальнейшему устойчивому развитию

к.э.н., докторант ГНИУ СОПС Минэкономразвития и РАН Липина С.А. (В большем объеме статья вошла как раздел в монографию Липиной С.А. "ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ", Издательство ЛКИ, Москва, 2007г.).

Липина С.А.
2008-01-31
www.nasledie.ru

Viperson

Док. 422910
Перв. публик.: 31.01.08
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 806

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``