Владимир Германенко: От трехлетнего федерального бюджета Алтайский край только выиграетНазад
Владимир Германенко: От трехлетнего федерального бюджета Алтайский край только выиграет
Как известно, Государственная Дума приняла в первом чтении проект нового трехлетнего бюджета. Специалисты полагают, что такие изменения должны положительно сказаться на экономике регионов, в частности дотационных. Чего ждать Алтайскому краю от нового финансового документа, рассказал член Совета Федерации от Алтайского края Владимир Германенко.
- Владимир Сергеевич, над чем сейчас работает Совет Федерации?
- Сейчас мы обсуждаем ряд проблем. В частности, приняли поправки в бюджетный кодекс, фактически это новый документ, 70 процентов положений претерпели изменения. Главная его новация - трехлетнее планирование бюджета. В постсоветской России в рамках закона мы будем впервые применять трехлетнее планирование. Вопросов очень много, мы даже годовые бюджеты по три - четыре раза корректируем в течение года. А предусмотреть, чтобы бюджет не менялся в течение трех лет, - это пока сопряжено с большими трудностями. Но у нашего правительства есть задумки сделать и пятилетний, и десятилетний бюджет. Сейчас мы работаем над тем, чтобы принять документ до июля месяца.
- Почему его необходимо принять так рано?
- Президентом поставлена задача - принять бюджет в такой необычный срок, потому что приближаются выборы, и Владимир Путин хочет минимизировать политическое влияние выборов на такой важный для нашей страны документ. Государственная Дума уже приняла его в первом чтении. Совет федерации и комитет по финансам, в котором я работаю, подключились к рассмотрению проекта бюджета на стадии нулевого чтения.
Наша задача - оптимизировать по стране бюджет, чтобы он удовлетворял потребности России в целом. Ну и конечно, мы работали в интересах края. Я должен сказать, что в первом чтении утверждаются основные параметры. Наш комитет сосредоточил внимание на межбюджетных отношениях субъектов федерации и федерального центра.
- Чего ждать Алтайскому краю от нового бюджета?
- Нам удалось добиться роста поддержки Алтайского края на 20 процентов. Это не хуже, чем обычно: в прошлом году, к примеру, рост у нас был 14 процентов. Практически по всем позициям, связанным с дотациями, субсидиями и субвенциями, мы находимся в первой десятке по росту объемов помощи в сравнении с прошлым годом. По главному показателю - объему дотаций - мы вошли в тройку после Дагестана и Якутии. Алтайскому краю запланировано по этой статье 15 млрд рублей.
- Вашу работу всегда положительно оценивают в крайсовете и администрации, это сложная задача - добиваться поддержки края? Регион дотационный, поэтому выделять деньги федеральный центр все равно будет?
- Это так, однако с каждым годом все труднее решаются эти вопросы. Правительство требует , чтобы дотационные регионы наращивали темпы промышленного производства, принимали меры по росту регионального валового продукта и создавали условия для наращивания собственной налоговой базы.
- Новшества бюджета - это плюс для регионов или все же минус? В частности, выиграет ли от изменений в бюджетный кодекс Алтайский край?
- Выиграет. Помощь из федерального бюджета будет фиксированной. Раньше как было: регионы доходы свои увеличивают, и им тут же уменьшают дотацию из федерального центра. При таком раскладе зачем субъектам надрываться? Лучше пойти на коленях поползать и получить такую же дотацию. А теперь бюджет будет утвержден на три года вперед, и это даст нам стимул и возможность наращивать собственные доходы, не уменьшая при этом объем дотационной поддержки из Москвы.
Хочу заметить, для того чтобы было легче вписываться с новым документом в 2009-2010 годы, оставляется резерв: нераспределенные 2,5 процента на 2009 год и 5 процентов на 2010 год.
- Есть еще приоритетные задачи у Совета Федерации, кроме бюджета?
- Вторая задача - это работа по развитию нашего агропромышленного комплекса.
Принят закон о развитии сельского хозяйства, который более 10 лет ходил по коридорам законодательной и исполнительной власти. Теперь наконец-то его приняли, но он оказался рамочным и никакой конкретики по поддержке сельского хозяйства не содержит.
Кроме ссылки на то, что будет субсидирование процентных ставок по кредитам, выделяемым на развитие сельского хозяйства и на функционирование сельскохозяйственного производства, и указаний на то, что будет разработана государственная программа на пять лет с 2008-2012 год, которую утвердят до принятия бюджета на 2008 год.
- Вы принимаете участие в разработке этой программы?
- Создана специальная комиссия, в которую входят 4 представителя от Государственной Думы и от Совета федерации , чтобы уравновесить 8 человек от исполнительной власти. Я добился того, чтобы меня ввели в эту комиссию, потому что я доказал, что наш край входит в восемь территорий, которые дают 80 процентов сельскохозяйственной продукции страны. За время работы комиссии (с марта) мы приняли три постановления Совета Федерации. Сенаторы пошли на обострение с остальной частью комиссии.
- По поводу чего возник конфликт?
- Камень преткновения - объем финансовой помощи поддержки сельского хозяйства. В 2007 году он составлял 60 млрд рублей. Мы поставили вопрос, что на 2008 год эта поддержка должна составлять 100 млрд. Потом 130, 150, 180, и на 2012 год - 200 млрд. Правительство предполагало увеличить объемы помощи на 6% . Это получается 64 млрд рублей. Мы приняли три постановления, в том числе с обращением к президенту.
Когда мы на комиссии обсуждали этот вопрос, с правительством солидаризировалась Дума в лице председателя комитета по аграрному вопросу Кулика. Но в результате многочисленных дебатов и принятых нами вышеперечисленных мер правительство внесло изменения в бюджет, и уже объемы поддержки на сельского хозяйства на 2008 год составляют в проекте бюджета 76 млрд рублей. Мы все равно не отступаем и уговариваем председателя Совета Федерации, чтобы он заранее предупредил министра финансов Кудрина, что Совет Федерации не одобрит бюджет, если не будут удовлетворены наши требования по поддержке агропромышленного комплекса.
- Насколько перспективен аграрный Алтайский край, на ваш взгляд?
- Да конечно, перспективен! Несмотря на то, что в коридорах правительства Гайдара ходила справка, в соответствии с которой себестоимость отечественной сельскохозяйственной продукции такая, что легче из Китая привезти продовольствие, а людям платить пособие по безработице. А у нас в крае - 50% в селе живет, и если люди не будут заняты делом, то ничего хорошего из этого не получится. Мы обречены заниматься сельским хозяйством, хотя и находимся в зоне рискованного земледелия и находимся далеко от Балтийских, Черноморских и Дальневосточных портов России и от центра.
Транспортная составляющая в стоимости производства сельхозпродукции у нас очень высока. Но все равно наши продукты гораздо лучше по качеству, чем импортные.