В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Cтенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на Генеральном совете Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Назад
Cтенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на Генеральном совете Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР)
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемые коллеги!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за возможность выступить перед лидерами профсоюзного движения России.

Профсоюзы, безусловно, важнейший элемент гражданского общества. В социально-трудовой сфере они являются главным партнером государства. И значимость их работы проистекает из самого характера профсоюзной деятельности. Особенно сейчас, когда на вашем Генеральном совете обсуждаются вопросы эффективности социального партнерства власти, профсоюзов и работодателей в новых условиях социально-экономического развития России. В условиях, когда мы действительно формируем программу развития на десятилетия вперед. И когда один из ключевых приоритетов - формирование политики социального развития.

Отмечу и то, что знаковым событием в сфере социального партнерства было подписание в прошедшем году генерального соглашения между общероссийским объединениям профсоюзов, работодателями и Правительством. Этот документ, вне всякого сомнения, задал вектор развития социально-трудовых и связанных с ними отношений на довольно длительную перспективу.

Причем и Михаил Викторович [Шмаков, председатель ФНПР] об этом говорил. Характерно, что это соглашение было подписано без разногласий в результате сложной, кропотливой работы, в результате того баланса, который был найден, что свидетельствует, в конечном счете, о высоком уровне взаимного доверия. Доверия, основанного, прежде всего, на позитивной и устойчивой динамике основных показателей, которые характеризуют сегодня жизнь наших людей.

Динамика прироста реальной заработной платы только за последние несколько лет составила в среднем около 24%. Думаю, вы согласитесь - это довольно неплохие показатели. Тем не менее еще больше предстоит сделать, чтобы экономические успехи ощутимо влияли на жизнь значительно большего числа людей.

И уже сегодня нам нужно выходить на качественно новый уровень, проводить действенную политику социального развития. Подчеркну, что в данном случае речь, конечно, идет не о выплате дополнительных пособий и финансировании социальных учреждений.

По сути, должна быть сформирована современная социальная среда. Среда, которая работает на значимое улучшение здоровья человека, уровня его образования, качества жилья и условий труда. На повышение нашей общей конкурентоспособности и, в конечном счете, на развитие всего российского народа.

В этой связи хотел бы акцентировать ваше внимание на принципиальных вопросах будущего взаимодействия.

Первое. Необходимо серьезно повысить производительность труда. Не секрет, что этот показатель зависит и от условий трудовой деятельности (включая уровень технологической оснащенности производств), и от эффективности самих систем оплаты труда, и от многих других факторов. Поэтому в ближайший период нам надо уделить особое внимание внедрению новых систем оплаты труда, повышению занятости, регулированию процессов трудовой миграции, о чем тоже здесь говорилось, и качественному улучшению условий самого труда.

Второе. Необходимо поддержать пожилых людей и поднять средний размер социальной пенсии выше прожиточного минимума пенсионера. Уже в ближайшие годы мы планируем увеличить пенсию в два раза. С этой целью государство вместе с работодателями принимает меры по формированию пенсионного капитала.

Третье. Будет продолжен и рост заработной платы. Минимальный размер оплаты труда достигнет прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом подписанного трехстороннего соглашения.

Фонд оплаты труда в социальной сфере с февраля 2008 года увеличится на 14%. При этом зарплата должна быть постепенно доведена до среднего уровня заработной платы в каждом из регионов страны.

Следуя нашим обязательствам по генеральному соглашению, мы должны вместе найти реалистичные решения по введению новых условий оплаты труда. Аналогичного подхода мы, кстати, ждем и от трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации. В свою очередь профсоюзы могли бы развернуть в трудовых коллективах разъяснительную работу, чтобы каждый работник знал суть проводимых преобразований.

Четвертое. Для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг требуется обновить систему социальных обязательств. В рамках проводимой сегодня социальной политики усилия региональных и федеральных властей должны быть направлены на выравнивание уровня предоставляемых социальных услуг на территории всей Российской Федерации. И, как и прежде, эта работа будет идти совместно в диалоге с гражданскими институтами, бизнесом и профессиональными сообществами.

Вместе с тем следует помнить, что главным фундаментом, основой благосостояния российских граждан должен стать эффективный, производительный труд. Именно трудом создается национальное богатство. И собственно трудовые отношения, а не перераспределение бюджета являются важнейшим ресурсом, способным обеспечить условия для экономической самостоятельности граждан и вывести страну на новый уровень развития.

И последнее. Если мы планируем кардинально повысить конкурентоспособность, производительность труда и качество жизни, мы должны вести разговоры и полноценные переговоры об отраслевых стандартах эффективной занятости и оплаты труда.

Причем соглашения социального партнерства и коллективные переговоры в целом должны стать частью долгосрочных программ развития страны, регионов, отраслей и бизнес-стратегий российских компаний.

В заключение еще раз хотел бы подчеркнуть: государство заинтересовано в сильных и ответственных социальных партнерах. Таких партнерах, которые способны активно содействовать защите социально-трудовых прав и интересов граждан и тем самым - защите и реализации стратегических интересов Российской Федерации. Рассчитываю, что профсоюзы достойно справятся с этой миссией.

Желаю вам плодотворной работы и новых успехов.

...

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо за внимание, но прежде чем я покину эту трибуну, разрешите еще в порядке обмена репликами ответить на некоторые позиции, которые здесь прозвучали.

Сначала начну с того, что говорил Михаил Викторович Шмаков. По поводу трехсторонней комиссии и участия трехсторонней комиссии в законодательных инициативах в социальной сфере. Я считаю, что эту идею можно было бы поддержать. Необходимо просто подумать над регламентом, но в принципе эта идея абсолютно здравая, чтобы трехсторонняя комиссия была активно вовлечена во все социальные процессы, а не только в их фрагменты.

В отношении совершенствования трудового законодательства. Очевидная вещь - трудовое законодательство в любой стране носит исторический характер, и нам необходимо периодически его обновлять. Мы развиваемся, законодательство тоже должно подстраиваться. При этом всякое трудовое законодательство, если оно стремится к оптимальному какому-то виду, должно отражать соотношение интересов работников, работодателей и государства. Именно такая модель и должна применяться. В этом смысле мы, конечно, заинтересованы в максимально тесном сотрудничестве с нашими профсоюзами при совершенствовании трудового законодательства. Оно будет идти - это мы с вами понимаем.

Пенсионное законодательство. Здесь я отмечу только две вещи: мы продолжим курс на увеличение пенсий, и этот курс должен быть реализован неукоснительно. И второе: всякое совершенствование пенсионного законодательства, так же, кстати, как и трудового законодательства, должно быть системным и сбалансированным.

По поводу сайта РТК. Я думаю, что это самая малая из тех проблем, которые существуют в стране. Если это необходимо - давайте его откроем. Считайте, что поручения уже даны.

И тот вопрос, который неоднократно поднимался в выступлениях моих коллег по поводу того, как будет выглядеть структура органов власти, регулирующих трудовые и социально-трудовые отношения в стране. Как вы понимаете, плюсы и минусы есть в любой системе - и в системе, которая опирается на единое министерство, и в системе, которая предполагает раздельное министерство, - на мой взгляд. Думаю, что вы с этим согласитесь. Главное, чтобы (или это министерство, или соответствующий департамент, или другие органы) просто "ловили мышей", а не просиживали штаны, не занимались бюрократической волокитой. Но я считаю, что основная задача министерства - или единого или раздельного - все-таки заключается в том, чтобы принимать документы и проводить экспертизу. Я думаю, что в нашей стране, просто уверен в этом, будет новое Правительство - оно может решить и этот вопрос в соответствии с теми предложениями, которые будут сделаны.

Теперь то, что говорила Наталья Николаевна Агапова [председатель Профсоюза работников агропромышленного комплекса] по сельским ПТУ. Я с этим, кстати, абсолютно согласен. Я за последнее время посетил довольно значительное количество наших ПТУ - и городских и сельских. Еще несколько лет назад они все были "в дровах" - в безобразном состоянии. Сейчас работодатели стали туда "впрыскивать" какие-то деньги, поэтому нужно ориентироваться на лучшие образцы - они появились сейчас и в городе, должны появляться и в деревне. Те ПТУ, которые, прежде всего, сориентированы на сельских тружеников. И по специальностям, я согласен, тоже нужно посмотреть, чтобы не одних поваров штамповали, а чтобы выпускали механизаторов или другие необходимые нашему селу профессии.

По охране труда. Коллеги говорили - Наталья Николаевна и Андрей Иванович [Чекменёв, председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности], я абсолютно с этим согласен - это реальная проблема. Вопросы регулирования охраны труда должны быть лучше представлены в системе соответствующих министерств и ведомств. Потому что эта тема в какой-то момент оказалась в загоне - это правда.

По поводу госпрограммы - это не совсем тематика, может быть, нашего сегодняшнего совещания Генерального совета, но тем не менее она, естественно, будет развиваться. В том числе мы будем заниматься и вопросами обеспечения продовольственной безопасности, о чем вы говорили.

Андрей Иванович Чекменёв говорил в отношении отсутствия объединения работодателей в оборонном комплексе, о том, что ни законодательство, ни соответствующие подзаконные акты к этому не стимулируют. Давайте подумаем: может быть, и законодательство здесь нужно поменять, но самое главное - здесь просто инициатива, мне кажется, нужна. Инициатива не только сверху, но и снизу.

Также согласен на 100%, что необходимо приводить в соответствие ту базу, которая есть сегодня. У нас есть проблема и с классификаторами, масса других проблем, связанных с регулированием в этой сфере. К сожалению, это регулирование у нас еще пока даже не вполне российское, то есть оно в значительной мере отражает подходы и представления прежнего периода, а нам, конечно, нужно современное законодательство. Законодательство, которое полностью соответствует современной экономике и современному уровню развития наших производительных сил.

Кроме того, хотел бы сказать, что поступило много предложений (я тут кое-что успел уже посмотреть). Обязательно по всем этим предложениям будут даны мои личные поручения.

Спасибо вам за внимание и успехов.

29 января 2008 года
http://www.rost.ru

Док. 422465
Перв. публик.: 29.01.08
Последн. ред.: 30.01.08
Число обращений: 1094

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``