В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Будущее энергетики зависит от машиностроителей Назад
Будущее энергетики зависит от машиностроителей
К 1990 году в России был создан значительный научно-технический
и производственный потенциал по разработке и выпуску основных видов энергетического оборудования, обеспечивающий развитие отечественной энергетики в полном объеме и экспортные поставки до 30% от объема товарного выпуска.

В настоящее время к отрасли энергомашиностроения можно отнести 28 предприятий и 12 научно-исследовательских организаций, в которых занято свыше 100 тыс. человек.

В 80-е годы энергомашино-строением осуществлялась поставка оборудования для ежегодного ввода не менее 10 млн. кВт электрических мощностей. Однако начиная с 1991 года в отрасли наблюдается резкий спад производства, о чем свидетельствуют данные о производстве паровых турбин и котлов, а также вводе генерирующих мощностей на тепловых электростанциях России в 1990 - 2000 гг. Заказов на изготовление оборудования для АЭС и ГЭС не было вообще.

Таким образом, научно-производственный потенциал предприятий энергомашиностроения и сегодня может обеспечить поставку оборудования для освоения около 10 млн. кВт электрических мощностей в год.

Стратегия развития

"Стратегия развития энергетического машиностроения", разработанная институтами ЦНИИТмаш, АООТ "НПО ЦКТИ" и ВНИИАМ, ВЭИ им. Ленина во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года No ИК-П7-24900, основана на одобренной Правительством РФ "Энергетической стратегии России до 2020 года". Она отражает принципиальные направления развития энергомашиностроения России и предназначена для осуществления целенаправленной подготовки практических мер по его эффективному функционированию.

Стратегия основана на том, что в рыночной экономике принятие основных решений является прерогативой субъектов рынка, а участие государства в хозяйственной жизни должно ограничиваться созданием благоприятных условий для развития рыночных механизмов, появления конкуренции и привлечения в отрасль инвестиций, а также регулированием естественных монополий и воздействием на структуру предложения и спроса рынка машиностроительной продукции.

В России, как и в других развитых странах, наличие собственного эффективного энергомашиностроения является одним из основных элементов обеспечения национальной безопасности, ее электроэнергетической независимости. Основные направления реализации "Стратегии развития энергомашиностроения до 2010 г." таковы:

1. Поставка энергетического оборудования взамен отработавшего парковый ресурс:

модернизированных пылеугольных котлов;

котлов с топками циркулирующего кипящего слоя;

модернизированных паровых турбин.

2. Создание высокоэффективного оборудования на базе современных энергопроизводящих технологий:

газовых турбин мощностью 110, 160 и 180 МВт;

парогазовых установок мощностью 170 - 490 МВт;

оборудования для АЭС нового поколения;

оборудования на базе возобновляемых источников энергии и для малой энергетики.

3. Техническое перевооружение предприятий энергомашиностроения.

4. Создание Федерального центра высоких технологий машиностроения применительно к проблемам энергетики.

По данным РАО "ЕЭС России", на сегодняшний день изношенность оборудования в электроэнергетике составляет почти 60%. Это значит, что больше половины тепловых и гидроэлектростанций работают в режиме повышенной опасности. Если не принимать радикальных мер, то к 2010 году Россия может лишиться единой энергосистемы и в стране наступит энергетический голод. В результате старения энергообъектов с каждым годом будет происходить все больше аварий и сбоев. Таким образом, необходима концентрация всего научно-технического потенциала для надежного обеспечения электроэнергией и теплом промышленности и социальной сферы. Главное - организовать процесс обновления оборудования так, чтобы заказы направлялись на российские предприятия. Это возможно при условии инвестиций в отечественное машиностроение.

Энергетика - базовая отрасль российской экономики

Производственный потенциал электроэнергетики России составляют электростанции с общей установленной генерирующей мощностью порядка 215 млн. кВт.

Указанный объем мощностей обеспечил в 2000 году производство 876 млрд.кВт/ч электроэнергии и 600 млн. Гкал тепла.

В связи с предполагаемым сценарием развития экономики России на предстоящий период прогнозируется рост потребности в электроэнергии в 1,2 - 1,3 раза к 2010 году и в 1,4 - 1,8 раза к 2020 году. Для такого производства электроэнергии объем установленных в настоящее время мощностей недостаточен.

В рамках "Энергетической стратегии России до 2020 года" предполагается обеспечить производство электрической и тепловой энергии в 2005 году на уровне 1020 млрд. кВт/ч и 727 млн. Гкал, а к 2010 году соответственно 1180 млрд. кВт/ч и 787 млн. Гкал.

Соответствующая такому производству энергии мощность электростанций должна составить в 2005 году порядка 220 млн. кВт и в 2010 году - 237 млн. кВт.

При этом необходимо также решать проблему замены физически изношенного и морально устаревшего энергетического оборудования. К 2005 году объем мощностей, отработавших расчетный ресурс, составит 47,9 млн. кВт на ТЭС и 26,7 млн. кВт на ГЭС, а к 2010 году - 71,2 и 34,0 млн. кВт соответственно.

В "Энергетической стратегии" первая строчка отражает выработку паркового ресурса оборудования в 2000 году объемом 37,4 млн. кВт, к 2005 году - 74,8 млн. кВт, к 2010 году - 105,4 млн. кВт. В связи с этим намечен ввод новых мощностей к 2005 году на уровне 15,8 млн. кВт и к 2010 году - 36,8 млн. кВт. Это много, но этого недостаточно.

Как показывают расчеты Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения, к 2005 г. в эксплуатации останется 60 млн. кВт полностью изношенных генерирующих мощностей. Остаточные мощности потребуют не только экспертизы безопасной эксплуатации, но и больших финансовых затрат по их поддержанию в рабочем состоянии. По мнению специалистов НИИ и машиностроительных предприятий, для поддержания состояния энергетики хотя бы на сегодняшнем уровне к 2010 году необходимо обеспечить замену более 80 млн. кВт отработавших мощностей, т.е. вдвое больше запланированного "Энергетической стратегией".

Возможности энергомашиностроения

Особенностью отечественной энергетики является то, что практически все электростанции России (как и стран СНГ) укомплектованы оборудованием отечественного производства. В лучшие годы на наших заводах ежегодно изготавливалось оборудование для ввода до 10 млн. кВт генерирующих мощностей. Сегодня же ежегодная потребность в новом оборудовании для электростанций составляет в среднем 5 млн. кВт согласно "Энергетической стратегии" или 8 млн. кВт по нашим рекомендациям. Реализация этой задачи потребует увеличить объемы энергомашиностроительного производства в 4,5-5 раз.С 1990 года объемы работ на предприятиях энергетического машиностроения сократились до 10 - 25%, а крупные отечественные производители электроэнергии - РАО "ЕЭС России", Минатом России и ОАО "Газ-пром" - практически не заказывали нового оборудования. Несмотря на это, заводы не переключились на выпуск непрофильной продукции. Это стало возможным за счет 30%-ного увеличения объема изготовления оборудования для электростанций, строящихся за рубежом. Доля экспортного производства на некоторых заводах (Турбомоторный, ЛМЗ, "Красный котельщик") сегодня составляет 70 - 80%; вместе с тем общая доля объема российского энергомашиностроения на мировом рынке упала с 12 до 2,16%.

Как отмечает "Стратегия развития", силами НИИ и заводов осуществлена модернизация до мирового уровня пылеугольных котлов, завершается разработка котлов с технологией сжигания твердого топлива в циркулирующем кипящем слое, разработана парогазовая установка с газификацией угля, накоплен опыт по созданию котлов-утилизаторов, модернизированы паровые турбины различной мощности, освоено производство газовых турбин мощностью 160 мегаватт фирмы "Сименс". Отечественное оборудование для АЭС доведено до уровня мировых требований к качеству и надежности в эксплуатации.

Сохранившийся пока научно-технический потенциал отрасли энергомашиностроения достаточен не только для замещения выбывающего из эксплуатации энергооборудования, но и модернизации действующих мощностей и строительства новых энергоблоков на базе современных энергопроизводящих технологий.

Между тем "Энергетическая стратегия" в течение 2001-2005 годов преимущественно ориентирована на продление сроков действия имеющегося ресурса оборудования. Это, несомненно, является вынужденной мерой, связанной с недостатком инвестиций. Но это вызывает серьезную обеспокоенность.

В настоящий момент осуществляется достройка энергоблоков на Ростовской, Курской, Калининской АЭС, строительство которых ранее было заморожено. Учитывая высокую степень их готовности (до 80%), можно предположить, что в ближайшие годы заводы энергомашиностроения не получат заказов на поставку оборудования для российских атомных станций. Для гидроэнергетики новое оборудование также заказано не будет, так как до 2010 г. намечен лишь ввод мощностей строящихся ГЭС в Сибири, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. В то же время комплексные исследования ГЭС, проработавших более 25-30 лет, показали необходимость первоочередного технического перевооружения и комплексной реконструкции ГЭС суммарной мощностью 10,6 млн. кВт. И в области теплоэнергетики "Энергетическая стратегия" также преимущественно ориентирована на продление сроков работы паркового ресурса тепловых электростанций за счет замены базовых узлов паровых турбин.

Источники финансирования энергомашиностроения

Общая сумма средств, необходимых для реализации "Энергетической стратегии России до 2020 г." в части электроэнергетики оценивается в 19 млрд. долларов на период 2001-2005 гг., и 41,9 млрд. долларов в 2006-2010 гг. при высоком варианте развития экономики, либо 17,9 и 24,5 млрд. долларов соответственно при пониженном варианте. Если учесть, что на указанный период не планируются сколь-нибудь существенные объемы нового строительства, то можно считать, что все эти средства предназначаются на ремонт и модернизацию оборудования.

При этом, однако, следует принять во внимание, что государственное регулирование тарифов, направленное на сдерживание цен на электроэнергию в условиях свободных цен на промышленную продукцию, способствовало ухудшению финансового положения энергетических компаний России. Их общая балансовая прибыль в 1999 г. составила 32,2 млрд. руб. (около 1,1 млрд. долл.), чего явно недостаточно для технического перевооружения. Кроме того, получаемая сегодня прибыль во многом обусловлена низкими ценами на газ. При повышении этих цен производство энергии может стать убыточным. Амортизационные средства в связи с большим возрастом и изношенностью оборудования также не могут быть существенной статьей покрытия предстоящих расходов.

В такой ситуации источником средств для энергетического машиностроения может быть только повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию. По данным специалистов Электротехнического института, инвестиционная составляющая в тарифе на электроэнергию, равная 0,15 руб./кВт/ч, при сегодняшнем уровне производства электроэнергии могла бы обеспечить от 4,5 до 5 млрд. долларов в год. Целевое использование этих средств на заказы энергетического оборудования должно осуществляться под контролем государства.

Источником финансирования изготовления энергетического оборудования по контрактам на сооружение электростанций за рубежом, наряду со средствами непосредственных заказчиков, должны стать государственные кредиты, предоставляемые на условиях правительственных соглашений. Государство может выступать и гарантом кредитов иностранных банков.

Реализация Закона "О соглашениях о разделении продукции" при оформлении контрактов на поставку оборудования в Россию также может обеспечить существенный объем заказов и финансирование заводов энергомашиностроения.

Кроме того, в целях координации работ по наполнению рынка энергетического оборудования необходимо рассмотреть вопрос организации научно-производственного энергетического комплекса из предприятий и организаций на договорной основе без консолидации собственности в управлении. Необходимо проводить работу с Мин-энерго России, РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и Минатомом России по выработке единой политики создания современного отечественного энергетического оборудования и использования существующих мощностей заводов энергомашиностроения, а также совместного рассмотрения вопросов, стоящих перед энергомашино-строительным комплексом в рамках разработанной "Энергетической стратегии России". Реализация "Стратегии развития энергетического машиностроения России до 2010 г." позволит осуществить модернизацию энергетики, обеспечит снижение энергоемкости российской промышленности, уменьшит рост потребности в органическом топливе.
Данную работу необходимо проводить при активном, непосредственном участии энергомашиностроительных заводов и институтов России, потенциал которых пока еще способен решать поставленные задачи в национальных интересах народов, населяющих территорию России.

Николай Сорокин руководитель департамента машиностроения Министерства промышленности, науки и технол


13.09.2001
http://www.eprussia.ru/epr/13/682.htm

Док. 422076
Перв. публик.: 13.09.01
Последн. ред.: 29.01.08
Число обращений: 384

  • Сорокин Николай Тимофеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``