В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на совещании о реализации приоритетного национального проекта `Развитие АПК` в Ленинградской области. Назад
Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на совещании о реализации приоритетного национального проекта `Развитие АПК` в Ленинградской области.

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемые коллеги, мы с вами встретились в одном из передовых хозяйств Ленинградской области. "Приневское" - это довольно удачный пример комплексного соединения в одном хозяйстве производства, переработки и реализации сельхозпродукции, тот пример, который мы должны тиражировать в масштабах страны. При этом недостаточное развитие животноводства и те трудности в аграрном секторе, которые были на протяжении десятилетий, - это одна из причин безработицы и бедности на селе. И чем больше таких хозяйств у нас будет возникать, тем больше у нас будет образовываться рабочих мест в сельской местности, это вещь очевидная. Надо просто этим последовательно заниматься, что, собственно говоря, мы и начали делать некоторое время назад.

В основу такой работы были положены подходы, реализованные в ходе национального проекта в области АПК. Причем за последние два года нашими совместными усилиями нам удалось добиться определенных результатов. Я вообще не сторонник того, чтобы манипулировать цифрами, но все-таки сейчас их назову, потому что они имеют значение и они показательные. В таком сгруппированном виде они давно не приводились.

Увеличение производства скота и птицы относительно уровня 2005 года составило 14,4% (при этом мы ставили планы 7%). Производство молока увеличилось на 4,5%, что соответствует плановому показателю. Численность поголовья крупного рогатого скота стабилизировалась и составляет чуть больше 100% относительно уровня 2005 года. Естественно, как вы понимаете, нас это устроить не может.

Активно развивается кредитование сельхозпредприятий. Здесь, наверное, были достигнуты наиболее внушительные изменения. Всего выдано 2 миллиона 200 тысяч кредитов, в общей сумме эти кредиты разные: кредиты на срок до 8 лет составили 120 миллиардов рублей - это на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов. На условиях лизинга "Росагролизинг" только крупного рогатого скота поставил 105 тысяч голов, оборудование для создания и модернизации 344 тысяч скотомест было поставлено на сумму почти 2,5 миллиарда рублей.

В стране заново создано более 3,8 тысяч сельхозкооперативов и выдано около полумиллиона кредитов малым формам хозяйствования на сумму, составляющую приблизительно 90 миллиардов рублей (планы были существенно скромнее).

Ну и ещё одна цифра, которую мне бы хотелось привести - это ввод жилья, потому что с решением жилищной проблемы напрямую связаны результаты, которые демонстрирует село. Введено 1,6 миллиона квадратных метров жилья и обеспечено жильем 32,5 тысяч молодых специалистов на селе. Это хорошая цифра, которая не может не радовать.

Из федерального бюджета полностью профинансированы все обязательства по субсидированию всех видов кредитов.

С текущего года наш национальный проект "Развитие АПК" переформатирован в Государственную программу развития сельского хозяйства на период 2008-2012 гг. Подчеркну, что это трансформация, а не завершение проекта. По сути, теперь приоритетными являются не отдельные фрагменты нашей работы, а все, что заложено в Государственную программу развития сельского хозяйства. И по другим проектам мы намерены двигаться по такому же пути.

В Ленинградской области есть и проблемы - область несколько снизила производство молока на фоне общей ситуации, не вполне благоприятной, к сожалению, по всей стране. Это сказалось на выполнении плановых показателей. И, конечно, наша задача сейчас эту ситуацию исправлять.

Племенной завод "Приневское" - один из крупнейших в Ленинградской области по производству овощей и молока. У него очень хорошие показатели. Я думаю, что директор ещё скажет об этом несколько слов.

В 2006 году завод был включен в список участников национального проекта "Развитие АПК", и были выделены инвестиции - и из областного бюджета, и из федерального бюджета, в том числе на субсидирование процентной ставки по тем кредитам, которые были получены.

Это практически все, что я хотел сказать в своём вступительном слове. Хотел бы, чтобы мы сегодня с вами сконцентрировались на такой важной составляющей нашего проекта, как молочное дело, молочное животноводство, и поговорили о тех проблемах, которые существуют, и способах их решения.
...
Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): В целом набор проблем, который мы сегодня с вами рассматриваем, он для нас, наверное, практически на 95% известен. И все здесь присутствующие говорят, с одной стороны, что "хорошо, что начали этим заниматься, мы этого долго ждали". Кое в чем мы даже сумели добиться существенного изменения, прорыва даже. Но работа еще очень большая предстоит, и многие условия хозяйствования, как ранее существовавшие, так и вновь возникающие, присутствующих не радуют просто потому, что они не создают благоприятного инвестиционного климата и нормального климата для работы. Отсюда простой вывод: мы с вами должны вот на таких мероприятиях, на таких встречах обмениваться информацией и, по возможности, в том, что находится в наших руках, эти процессы корректировать.

Начну с того, что рассказывал Валерий Павлович Сердюков [губернатор Ленинградской области]: земли для племенных хозяйств (мы этим неоднократно занимались, тема на самом деле реально тяжелая, непростая и другие выступающие об этом говорили). Если говорить о решении нормативном, то мы будем готовы эти предложения представить. Если же говорить о какой-то конкретной ситуации (например, по выделу в натуре земельных паев для племенных хозяйств), то всякая ситуация всегда носит штучный характер, поэтому, если там есть основания для какого-то федерального вмешательства (вы начали говорить об издании документа), вы тогда передайте мне материал. Мы тогда посмотрим, что с этим сделать.

По вопросам, связанным с поддержкой науки, у меня нечего добавить. Это совершенно очевидно - нам нужно аграрную науку поддерживать, развивать ее, потому что без ее совершенствования у нас не будет нормального развития сельского хозяйства. Вы несколько сделали предложений в том числе по фермерским кредитам (насколько я понимаю, Валерий Павлович, по поводу пяти миллионов увеличения, с 4-х до 5-ти?). У меня есть предложение: давайте там посмотрим, насколько это возможно в рамках той программы, которая у нас есть. Потому что если есть основание считать, что недостаточно, есть возможность посмотреть. У нас теперь все эти работы по кредитам ведутся в рамках одной программы. Потом я, может быть, тоже два слова попрошу сказать на эту тему министра.

Я вот еще хотел бы уточнить. Может быть Вы, Алексей Васильевич [Гордеев, Министр сельского хозяйства РФ], сразу ответите и мне, потому что этот вопрос поднимался на этом совещании, но он актуален практически для любой местности. Его поднимал на совещании, которое было некоторое время назад в Тюмени, губернатор Богомолов. По поводу тех, кто живет в городе, а работает на селе. Помните вот эту проблему? Насколько я помню, мы же изменения вносили. У нас как сейчас ситуация с соответствующим приравнением, помните, по включению в программу? Откомментируйте сейчас.

А.ГОРДЕЕВ: Этот вопрос отрегулирован. Если мы говорим о получении субсидий теми личными подворьями, которые формально живут в городской местности. Перевод районов сельских в городские, если ведется похозяйственная книга (то есть, если есть подтверждающие документы о том, что это действительно личное подворье и ограничений здесь нет). Там, я так понимаю, Валерий Павлович ставил вопрос по жилью - он более сложный, связанный с определенными нормативами в расчете на одного проживающего. Но мы тут проводили встречу отдельную, стоит вопрос, чтобы там поднять планку по возрасту молодых специалистов. Сделать ее не 35 лет, а 40 лет.

Д.МЕДВЕДЕВ: Но мы недавно до 35 лет в целом подняли эту планку. Конечно, безгранично можно двигать, скоро здесь все присутствующие превратятся в молодых специалистов. Это, наверное, тоже неправильно.
И включая фермерские хозяйства с трех до пяти. Я уж так, тезисно: все предложения, которые, на мой взгляд, носят технический характер мы, конечно, посмотрим и вполне имеем возможность в госпрограмме сделать перенастройку.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо, спасибо.
ВОПРОС: Хозяйство рядом с Санкт-Петербургом. Молодой специалист живет в Санкт-Петербурге, мы его не можем поставить на очередь для того, чтобы он участвовал в этом национальном проекте.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вот я именно об этом вопрос и задал, хотя до этого он прозвучал не от Вас, а от Вашего коллеги из Кургана. Алексей Васильевич несколько слов на эту тему сказал.

Звучали здесь еще несколько моментов. Юрий Васильевич здесь выступал, говорил про те темы, которые реально всех аграриев волнуют, и по росту стоимости ресурсов (Вы правильно сказали, что это происходит все-таки не по вине сельхозпроизводителей и даже, скажем так, не из-за тех решений, которые принимаются руководством Правительства, а из-за внешнего фактора). Мы их видим и, конечно, будем учитывать. Как и по вопросу довольно известному, касающемуся лимитов потребления (перерасхода, недорасхода). Здесь, конечно, проблема с позиции аграриев очевидная, с позиции поставщика сырья или газа она немножко иначе выглядит. Но думаю, что какой-то выход из этого надо находить. Потому что здесь не может быть совершенно одинакового отношения к сельхозпроизводителям и к промышленным предприятиям, которым проще наладить контроль за отбором газа. Здесь будем думать тоже.

И по железнодорожным тарифам - тема известная. Две вещи, которые хотел бы обозначить из обозначенных вами.

По торговым сетям согласен на 100%, что это проблема нормативная. Причем эта проблема требует регулирования на федеральном уровне. У нас сейчас готовится закон о торговле. Я не помню, как в последней версии это выглядит. Там мы смогли это учесть, Алексей Васильевич?

А.ГОРДЕЕВ: Там, наконец-то, специальный раздел будет, учитывающий специфику продовольственного рынка. Идут у нас некоторые дебаты с МЭРТом по конкретным записям. Я думаю, что мы в конечном итоге даже если не согласуем, будем с разногласиями рассматривать на заседании Правительства, и Вы нас поддержите. Но смысл этого состоит как раз в том, чтобы специфика этих взаимоотношений и регулирования, продовольственная часть была в законе отражена.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это абсолютно справедливо. Нас только что хозяин угощал молоком, сливками и всем остальным. И на вопрос совершенно примитивный "Есть ли все это на прилавках?" ответ простой: "Да, на рынках есть, а в сетях нет, не берут". Или если говорить откровенно совсем: брать-то, может, и берут, но требуют такую взятку (или даже не взятку, а легальный платеж), что по сути делает абсолютно бессмысленным проникновение отечественного производителя в эту сеть. Это - неправильно. Это просто развращает тех, кто занимается таким бизнесом. Но, самое главное - приводит к опустошению наших прилавков, невозможности наших людей приобретать наши сельхозпродукты по разумным ценам.

Теперь в отношении отраслевых союзов. Я тоже сторонник крепких корпоративных связей и того, чтобы вы сами определяли, кто достоин быть в корпорации, а кто по каким-то причинам не может участвовать в качестве цивилизованного производителя, и так далее. Конечно, мы здесь не можем на уровне закона зафиксировать обязанность, потому как у нас все-таки законодательство такие правила не определяет. Я думаю, что это должен быть скорее внутрикорпоративный кодекс деловой этики, который требует, допустим, нормальному современному производителю зарегистрироваться в союзе и только после этого он получает доступ к массе самых разных привлекательных для него возможностей. Вот это, мне кажется, цивилизованный способ, и в таком направлении нужно развиваться.

Тема, связанная с уменьшением таможенных пошлин. Конечно, тоже будем на эту тему смотреть внимательно. Обнуление, как вариант, в некоторых ситуациях тоже возможно, но только по остродефицитным видам сельскохозяйственных машин. И, естественно, мы, как вы понимаете, должны думать и о нашем производителе. Да, они пока, к сожалению, производят все, может быть, не такого качества, как нам бы хотелось. Но кое-что все-таки меняется. Поэтому здесь должен быть баланс. Но думать об этом обязательно необходимо, я в вами согласен.

В отношении качества молочных продуктов. Я с вами тоже на 200% солидарен. Но не согласен в том, что никто об этом не говорит. Говорят постоянно. Более того, мы уже в течение довольно значимого, длинного периода времени пытаемся выйти на решения, связанные даже, скажем, с этикетками, которые на молочной продукции стоят, изменить технический регламент, потому что, я думаю, здесь всем понятно, чем отличается полноценное пастеризованное молоко от молока, которое восстановлено из порошка, и люди это понимают. Но когда на этикетке написано "Молоко", а на самом деле это - молочный напиток, это вводит в заблуждение. И здесь тоже нужно совмещать подходы, потому что, насколько я знаю, производители выступают всецело за то, чтобы это отражать так, как есть. Но в некоторых случаях переработчики занимают свою позицию. Но мы здесь должны ориентироваться прежде всего на интересы наших граждан, на ту самую идею здоровья о которой вы столь убедительно говорили, проводя цепочки от продукции до нашего с вами здоровья.

По выделу в натуре земельных паев я уже несколько слов сказал. Если там у вас реальная какая-то проблема, тогда обращение подготовьте. В целом ситуация нам понятна, мы ей занимаемся. Но вы сказали, что есть "кричащая" какая-то ситуация. По "кричащей" ситуации необходимо индивидуальное решение.

То, что говорил Юрий Николаевич в отношении 8-летнего срока, что он недостаточен. Это для меня новая информация, потому что мы в какой-то момент считали, что ряд 8-летних кредитов не востребован. Помните, мы там кое-что переориентировали. У нас появились обращения со стороны сельхозпроизводителей перейти в большей степени к 5-летним кредитам. Но если вы считаете, что 8-летние перспективнее?

РЕПЛИКА: Да.

Д.МЕДВЕДЕВ: Давайте подумаем, чтобы соотношение между кредитными элементами внутри нашего кредитного портфеля было оптимальным. Это в руках у министерства, они могут здесь маневрировать. Тем более что сейчас это в рамках одной программы. Так Алексей Васильевич?

А.ГОРДЕЕВ: Дмитрий Анатольевич, там вопрос в другом был: что 8-летние кредиты не окупают свои проекты и нужно увеличить их срок.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я понимаю, именно в этом вопрос.

А.ГОРДЕЕВ: А не в том, чтобы сократить однолетние кредиты или еще более короткие кредиты, здесь разная направленность. Но смысл тут один. С учетом того, что за последний буквально год произошла серьезная инфляция издержек производства, естественно, бизнес-планы требуют сегодня реального пересмотра.

Д.МЕДВЕДЕВ: У меня такой, Алексей Васильевич, вопрос. Понятно, что это от того, что экономика на выдерживает 8-летнего цикла, хотя он длинный на самом деле, очень длинный. У нас есть юридическая возможность сейчас дать 10-летний кредит, например?

А.ГОРДЕЕВ: У нас есть 10-летние кредиты на технику в госпрограмме. Если будет Ваше поручение, то мы можем вместе с МЭРТом и Минфином посмотреть, чтобы в разрешение расходов не только техника попала, но и строительно-монтажные работы, и все. А так у нас один лимит.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Лимит-то, понятно, один. А именно возможность маневрировать по срокам кредитов? Тогда считайте, что такое поручение я Вам даю, посмотрите. Тем более что мы находимся в ситуации, когда на мировом продовольственном рынке все очень непросто. Это осложняется и некоторыми внутренними факторами, да и в общем ситуацией с энергоносителями. То есть здесь, конечно, нужно "держать руку на пульсе".

Полностью поддерживаю вопрос о том, чтобы и другие банки были втянуты в аграрную проблематику. Говорю об этом на протяжении двух лет. Все очень непросто в этом смысле. Мы основной банк, с учетом того, что это государственный банк не просто заставили этим заниматься активнее, а по сути Россельхозбанк превратился в такой крупный банк, выдвинутый во все регионы страны. И мы поставили цель, чтобы во всех крупных районах были отделения Россельхозбанка. И в значительной мере это удалось. Я считаю, что сейчас сеть банковская в деревне если не восстановлена полностью, то в стадии восстановления. С другими банками сложнее. Мы, естественно, с ними работаем. Но ситуация не такая простая, как нам мы хотелось. Но я еще раз подчеркиваю, я абсолютно с этим согласен, проблемами села должен заниматься не только Россельхозбанк, но и другие крупные опорные банки, и региональные банки. Конечно, это тоже очевидно.

По поводу ВТО, это было по сути такое пожелание. У нас Алексей Васильевич участвует во всех переговорах, связанных с ВТО. Позиции на эту тему у нас сформированы, и Алексей Васильевич в этом смысле имеет все необходимые установки. Должен придерживаться логического завершения этого процесса.

И последнее, что звучало - по экологии. Это тема действительно важная. Я согласен, что нам нужно просто посмотреть на нее с другой стороны - что теперь делать с этими отходами? Единственное, что могу сейчас вам сказать: у нас в ближайшее время будет Совет безопасности по экологии. На нем мы будем рассматривать разные экологические вопросы. В результате этого Совета (Совета безопасности страны, это на высшем уровне под руководством Президента будет проходить) будут и отдельные поручения. То, что вы сказали, я думаю, мы обязательно постараемся проработать. И там есть и ряд других проблем, о которых довольно часто сейчас говорит экологический контроль. Он у нас разношерстный, размыт между разными ведомствами. Из-за этого страдает и собственно сам надзор, и страдают интересы тех, кого наши ведомства проверяют, потому что одни ушли, другие пришли, задают одни и те же вопросы. Но будем рассчитывать на то, что и эту ситуацию мы сумеем отрегулировать с самое ближайшее время.

Уважаемые коллеги, это все, что мне хотелось откомментировать в конце. Спасибо вам за работу. Уверен, что если мы будем также напряженно трудиться, как в эти два года, у нас все получится, и развитие аграрного сектора будет происходить гораздо более высокими темпами, чем это было раньше.
Успехов вам.

26 января 2008 года
Ленинградская область
www.rost.ru



Док. 421822
Опублик.: 28.01.08
Число обращений: 1245

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``