В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Национальные проекты останутся на бумаге Назад
Национальные проекты останутся на бумаге
Эксперты полагают, что нехватка обратной связи центра с регионами может поставить крест на национальных проектах Кремля

В пятницу Госдума рассмотрит во втором чтении проект федерального бюджета на 2006 г. Как сообщил журналистам в четверг спикер Думы Борис Грызлов, фактически заседание будет посвящено рассмотрению поправок, связанных с финансированием выдвинутых президентом национальных проектов в социальной сфере. Однако, как показывает опыт, практическая реализация подобных проектов на местах весьма далека от идеала. Эксперты полагают, что рост социальных расходов (как, например, анонсированные президентом "инвестиции в человека") могут не достичь поставленных целей. Так, вместо снижения социальной напряженности в регионах предлагаемые программы могут привести к обратному результату. По мнению политологов, главная проблема заключается не только в непродуманности самих программ. Они полагают, что руководство страны и идеологи реформ недостаточно осведомлены о том, как на деле реализуются преобразования.

В сентябре руководство страны объявило о программе так называемых "инвестиций в человека". Речь идет о приблизительно 150 млрд руб., которые в следующем году будут направлены в образование, здравоохранение, сельское хозяйство. Помимо обновления парка машин скорой помощи и закупки компьютеров для школ, деньги будут потрачены на повышение зарплат учителям и врачам. Но эксперты, знакомые с ситуацией в регионах, говорят, что объявленные властями решения уже приносят нежелательные плоды. "Одна из характерных черт последнего времени - это некая утрата понимания смысла этих изменений местными активными группами, - сказал RBC daily эксперт "Горбачев-фонда" Андрей Рябов. - Например, к чему ведет повышение зарплат ряду категорий медицинского персонала на уровне районов и городов районного масштаба? Врачи-специалисты начинают спешно переводиться на пока еще свободные вакансии районных врачей (которых касается повышение зарплат). А их места занимают фельдшеры".

Из-за того, что повышение окладов коснется не всех учителей и врачей, а лишь некоторых из них, распределение "доходных" должностей может стать неплохой коррупционной средой для местных чиновников. С другой стороны, эксперты полагают, что федеральный центр таким образом пытается провести непопулярные социальные реформы. "Получается, что раз реформу Зурабова не удалось провести конституционно-правовым путем, Кремль проводит ее "ползучим" образом, через экономические стимулы, - отмечает г-н Рябов. - Понятно, что в результате спрос на вакансии специалистов отпадет". Реформа здравоохранения, предложенная главой Минсоцразвития Михаилом Зурабовым, изначально предусматривала смещение баланса в пользу врачей общего профиля и сокращение состава специалистов. "Это непобедимая и набирающая силу логика "бензинового государства", которое стремится к оптимизации, - говорит Андрей Рябов. - Государство попросту избавляется от дорогостоящих и утяжеляющих его обязательств".

Очевидно, что подобный подход едва ли может обеспечить решение поставленных Кремлем задач. "Я твердо убежден, что ничего осмысленного из этого не получится, - сказал RBC daily президент консалтинговой компании "Неокон" Михаил Хазин. - Классический пример - это крупные социальные проекты, которые Россия реализовала за последние три года: монетизация льгот и пенсионная реформа". Пенсионная реформа должна была усилить инвестиционный процесс, а монетизация - вовлечь в общий оборот те финансовые потоки, которые еще со времен СССР были заменены натуральными льготами. "Оба проекта потерпели сокрушительное фиаско. Цели не только не были достигнуты, напротив, результат оказался обратным, - отмечает г-н Хазин. - Одной из целей монетизации льгот было сокращение государственных расходов. Но в итоге на компенсации и исправление ошибок было выделено еще больше средств. И нет уверенности, что аналогичная ситуация не повторится с новыми реформами". По мнению Михаила Хазина, причина неэффективности новых социальных программ заключается в отсутствии коммуникативной среды между теми, кто планирует реформы, и теми, кто их проводит.

"У тех, кто реформы проводит, есть свои интересы и цели. А у тех, кто реформы планирует, нет информации о том, что реально происходит, - отмечает г-н Хазин. - При этом руководители государства получают информацию о ходе реформ только от тех, кто их реализует". В России информационным обеспечением зачастую занимаются структуры, аффилированные с руководством федеральных ведомств. Между тем западный опыт показывает, что наиболее эффективным является идеологический контроль независимых организаций. В Соединенных Штатах, например, управленческое консультирование как новый тип деятельности возникло еще в начале века. Сейчас же в США работает 2-3 тыс. консультационных фирм, из которых порядка ста являются организациями достаточно широкого профиля. Одним из ярких примеров этого является американская Rand Corporation, которая занимается исследованиями в самых разных областях - от медицины до противодействия терроризму. При этом корпорация имеет репутацию независимого исследовательского центра, который выполняет заказы компаний и правительств по всему миру.

Между тем без сторонней оценки и координации предлагаемые властями проекты могут привести к ухудшению ситуации в стране. "Подобные решения приводят к еще большему расслоению регионов. Те субъекты, которые обладают большими ресурсами - не только экономическими, но и интеллектуальными, стараются все больше рассчитывать лишь на собственные силы, обходясь без участия центра, - отмечает Андрей Рябов. - Но другие регионы при этом окончательно теряют самостоятельность и становятся все более зависимыми от субсидий федерального центра. Так что социальную напряженность эти шаги вряд ли снимут". По его мнению, негативные последствия данных инициатив проявятся довольно быстро. "Возникнут новые диспропорции в социальном развитии регионов, новые экономические проблемы", - полагает эксперт "Горбачев-фонда".

Антон Попов, 14.10.2005
http://www.rbcdaily.ru/archive/2005/10/14/210319

Док. 421464
Перв. публик.: 14.10.05
Последн. ред.: 26.01.08
Число обращений: 388

  • Хазин Михаил Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``