В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Мордашов: Таможенная система РФ должна учитывать не только интересы государства, но и бизнеса Назад
Алексей Мордашов: Таможенная система РФ должна учитывать не только интересы государства, но и бизнеса
Алексей Александрович, если на весенней сессии Дума примет новую редакцию Таможенного кодекса, то с 1 января 2004 года можно будет забыть о куче подзаконных актов, оставляющих для чиновников множество лазеек, и вроде бы бизнес должен облегченно вздохнуть. Какова Ваша оценка новой редакции кодекса?

Новая редакция Таможенного кодекса должна дать бизнесу самое необходимое - предсказуемость в отношениях с таможенными органами, четкое понимание не только своих обязанностей, но и прав.
Произойдет это главным образом благодаря тому, что в работе над кодексом все стороны демонстрировали желание сделать его документом максимально прямого действия и, на мой взгляд, эта работа увенчалась успехом. Большинство статей Таможенного кодекса будут иметь прямое действие, большинство таможенных процедур и правил, будут максимально четко прописаны в этом документе. За правительством и ГТК будут сохранены определенные полномочия в тех случаях, когда необходимо оперативное регулирование. Однако эти случаи и полномочия буду строго регламентироваться кодексом. Для бизнеса это имеет колоссальное значение, поскольку это, во многом, оградит участников внешнеэкономической деятельности от произвола и вольного толкования закона, от коррупции на местах, а именно это является сегодня главной проблемой во взаимоотношениях бизнеса с таможенной системой.

В первом чтении Таможенный кодекс был принят еще в 1999 году. Почему его так надолго "положили под спуд"?

Пожалуй, основной причиной столь долгой работы над кодексом между первым и вторым чтением была необходимость качественного изменения законопроекта, изменения его сути и направленности в соответствии с теми задачами которые, стоят сегодня перед нашей страной. Для достижения этого было необходимо не только проведение большой работы над конкретными статьями законопроекта, но и изменение менталитета всех заинтересованных сторон. На это ушло очень много времени, но, как мне кажется, это принесло свои плоды.
По сути, поправки ко второму чтению, которые уже в конце марта должны быть рассмотрены комитетом по бюджету и налогам, а затем переданы на второе чтение, представляют собой абсолютно новый документ. Я думаю, что уже сейчас можно говорить, что новая редакция Таможенного кодекса отвечает основным требованиям, предъявляемым к современному законодательству, тем задачам, которые стоят перед нашей страной. Сегодня всем очевидно, что дальнейшее развитие нашей экономики напрямую связано с международной интеграцией, и новый Таможенный кодекс, призван не только устранить все искусственные препоны, которые мешают нормальному развитию внешней торговли, но и создать максимально благоприятные условия для дальнейшего развития цивилизованных, легальных внешнеторговых отношений.
При работе над кодексом и представители правительства, и депутаты Госдумы руководствовались основными принципами либеральной экономики и международного права. Основные подходы к кодексу были таковы: нахождение компромисса между интересами государства и бизнеса, построение таможенной системы России на основе общепризнанных норм, которые закреплены в Киотской конвенции и соглашениями ВТО, упрощение и ускорение таможенных процедур. Очень важным является и то, что впервые к написанию столь важного для страны законопроекта был привлечен бизнес, который получил возможность открыто, на равных принимать участие во всех стадиях работы над законопроектом. Все это позволило подготовить документ, который создаст с одной стороны благоприятный климат для работы бизнеса, а с другой будет отвечать интересам государства. При этом под интересами государства подразумевается не столько наполнение бюджета, сколько более глобальные задачи: развитие внешней торговли, проведение административной реформы (новый кодекс, по сути, и является административной реформой таможенной системы) улучшение инвестиционного климата и многое другое. Важно и то, что при работе над этим документом учитывались интересы всех участников внешнеэкономической деятельности, будь то крупные финансово-промышленные группы, или малые предприятия. Поэтому, характеризуя проект новой редакции Таможенного кодекса, можно говорить о том, что он писался не в интересах какого-то государственного ведомства или группы заинтересованных бизнесменов, а в интересах развития страны в целом.
Если говорить более подробно о предложениях бизнеса, которые были выработаны на заседаниях нашей рабочей группы, то я бы отметил следующее. Во-первых, мы настаиваем на том, чтобы в новом кодексе были жестко прописаны сроки таможенного оформления, а количество сведений, необходимых для прохождения тех или иных таможенных процедур было строго регламентировано. Мы считаем необходимым сделать все формулировки кодекса исчерпывающими, чтобы исключить вероятность их двойного толкования. Необходимо четко закрепить право участника ВЭД на свободу выбора склада временного хранения. Мы предлагаем четко определить право предпринимателей на формирование околотаможенной инфраструктуры. В частности, предложено обязать таможню выдавать лицензию на те или иные виды околотаможенной деятельности всем соискателям, которые отвечают прописанным в кодексе требованиям, а отзыв лицензий осуществлять только по суду. Это позволит избежать монополизации околотаможенной инфраструктуры и сделает это рынок более прозрачным. Очень важно и то, что в кодексе, который вырабатывается сегодня, закрепляется право участника ВЭД на возмещение убытков, понесенных из-за неправомочных или ошибочных действий таможни.

Для чего нужен новый кодекс, если пошлины все равно регулирует правительство? Только для демонстрации нашей готовности соответствовать нормам ВТО?

Пошлины, это только верхняя часть айсберга. Основные проблемы, с которыми сталкиваются на таможне российские и иностранные бизнесмены, связаны не с уровнем тарифов, а с правоприменительной практикой, с непредсказуемостью таможенного оформления, с чрезвычайно раздутыми правами таможенных органов, которые с учетом нередкой коррумпированности должностных лиц приводят к тому, что сегодня российская таможенная система является колоссальным барьером при работе бизнеса на российском рынке. Что же касается соответствию нормам ВТО, то необходимо очень четко понимать, что новый Таможенный кодекс, и приведение в соответствие с международными нормами ряда других- законов, которого требует от нас ВТО, прежде всего, нужно нам самим. Требования ВТО являются лишь катализатором, а никак не первопричиной той работы, которая сейчас ведется в нашей стране по улучшению законодательной базы.

Тем более, что тема присоединения к ВТО, по мнению большинства экспертов, на ближайшие несколько лет закрыта, поскольку переговоры уперлись в тупиковое требование повышения внутренних российских цен на энергоресурсы...

Выравнивание цен на энергоносители, действительно являются одним из самых проблемных вопросов при вступлении России в ВТО. Вместе с тем, я считаю - тупиковой эта ситуация не является. Отказ России выполнять это, явно дискриминационное требование, имеет под собой все основания-дешевые энергоносители наше естественное конкурентное преимущество, и нашим партнером необходимо с этим согласиться. Что же касается сроков вступления, то сейчас переговоры идут полным ходом и у нас еще остаются шансы присоединиться к ВТО в 2003 году. В частности, 3 марта начнется многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, 4 марта состоится встреча по энергетике, также до конца марта пройдут переговоры по ряду других вопросов. В начале апреля начнется третье в этом году полноформатное заседание рабочей группы, и уже к 15 апреля должно завершиться второе чтение итогового доклада, которое во многом прояснит ситуацию. Поэтому сейчас говорить о том, что переговоры зашли в тупик просто преждевременно.

Как экспортер продукции черной металлургии Вы заинтересованы в преодолении протекционистских барьеров на зарубежных рынках, как производитель автомобилей - в жестких протекционистских мерах нашего правительства. Так что же превалирует - стремление к либерализации рынков или, напротив, к жесткой защите их от иностранных конкурентов?

Противопоставлять одно другому не следует. Интересы российского бизнеса заключаются в следующем: мы хотим стать полноправными участниками международной торговли. А это подразумевает, как возможность использовать законные и обоснованные конкретными расчетами меры по защите внутреннего рынка, как это происходит сегодня в автопроме, так и право доступа на зарубежные рынки на равных, не дискриминационных условиях.

28 февраля 2003
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=35340

Док. 421307
Перв. публик.: 28.02.03
Последн. ред.: 25.01.08
Число обращений: 201

  • Мордашов Алексей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``