В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Приоритетный Национальный проект `Образование` в Чеченской Республике. Назад
Приоритетный Национальный проект `Образование` в Чеченской Республике.
В Чеченской Республике значительно разрушены образовательные учреждения. Тяжелый урон нанесен гуманитарной составляющей процессов образования. Снизился общий уровень образованности населения.
Общее количество детей школьного возраста (от 6 до 16 лет) в республике составляет 211315 человек. В республике функционируют около 460 средних школ и 4 школы-интерната, что соответствует довоенному уровню только в количественном исчислении, но не по техническому состоянию.
Нуждаются в срочном проведении капитального ремонта 310 общеобразовательных учреждений. Наиболее сложная ситуация сохраняется в Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском, Грозненском, Шалинском, Гудермесском и Курчалоевском районах. Кроме того, в арендованных помещениях занимаются более 40 школ.
Из 460 школ республики более 35% отапливаются печами-буржуйками на газу, печами на твердом топливе, только в 50% школ имеются автономные котельные. Неудовлетворительно решается вопрос питания учащихся, только в 20% школ республики имеются столовые и в 196 школах буфеты. Централизованная система водоснабжения имеется в 50% школ республики, из них 43 школы в г. Грозный. Децентрализованная система водоснабжения имеется в 17 школах, из них 3 школы в г. Грозный. Остальные школы обеспечиваются привозной водой. Вопрос медицинского обслуживания учащихся также решен недостаточно. Уроки физической культуры проходят в большинстве школ в приспособленных помещениях, только в 30% от общего количества школ имеются спортивные залы, но и они слабо оборудованы спортивным инвентарем, отсутствуют в большинстве школ и санитарно-гигиенические комнаты. В школах республики недостаточно решен и вопрос искусственного освещения.
Серьезные проблемы существуют и в графиках и системе работы общеобразовательных школ. Удельный вес учащихся, занимающихся во 2 смену, почти в 3 раза превышает среднероссийский уровень. До сих пор школьная система изнемогает от перегрузки, что, естественно, сказывается на качестве получаемых знаний. 91% школ работает в две и три смены, средняя наполняемость классов намного выше нормы, а школ почти в два раза превосходит общероссийский показатель.
В результате 13 тыс. учителей, ведущих обучающий процесс, работают в экстремальных условиях.
В числе основных причин загруженности школ надо назвать:
ь    нехватка площадей, недостаточное количество классных помещений и школьной мебели для одновременного обучения;
ь    нехватка преподавательского состава;
ь    равномерный и сильный прирост учащихся, обеспеченный как вновь пришедшими в школу, так и второгодниками; преобладание в обучающем процессе детей-переростков (от 20 до 80%), а также детей из семей, перемещенных в самой Чечне, но учившихся ранее в другом районе, или пришедших после пропуска (год и более).
Что касается строительства новых общеобразовательных школ, которое потребуется осуществить для ввода дополнительных 40 тыс. мест, то их количество может варьировать от 100 до 130 школ, в зависимости от их наполняемости (400-300 учащихся в среднем на одну школу).
В целях получения среднего образования как можно большим числом учащихся необходимо увеличить число школ-интернатов, поскольку соотношение между школами, дающими общее и полное (среднее) образование, сильно отличается в городах и сельской местности. Примерно 90% городских школ дают полное одиннадцатилетнее образование, а в отдаленных районах полное образование дают только около 50%, т.е. половина школ обучает детей только до 9 класса. Создание системы интернатов, позволит школьникам сельских районов получить полное (среднее) образование, особенно это касается Итум-Калинского, Ножай-Юртовского, Шаройского и Шатойского районов.
Вечерние школы также должны сохранить свое значение. Прежде всего, это затрагивает ту часть населения, чье образование было прервано военными событиями. Для решения проблемы обучения подростков, выпавших из системы образования, следует создать еще 6 вечерних школ и довести их общее число до 35. Это обусловлено значительным ростом числа учащихся в вечерних школах, особенно в г.Грозном, Урус-Мартановском и Веденском районах.. Наиболее высокий прирост учащихся в вечерние школы наблюдается в сельской местности, где он составил 21,5% за три последних года.
Наряду с вопросами создания ученических мест и строительства новых школ необходимо большое внимание уделять и целому ряду организационных и методических вопросов.
Характерной особенностью системы образования ЧР является преобладание начальных классов (77 %). Количество детей, получающих начальное образование, составляет около 9% всего населения республики, при этом значительное число учеников начальной школы не соответствует своему возрасту. Детей, отстающих от программы на 2 года, - более 6 тыс. человек, это самая многочисленная группа из всех переростков. Сложнее обстоит дело с обучением детей, отстающих на 3 и более лет. Требуется разработка специальных программ для учащихся, связанных с организацией экстерната (таких, как заочное или дистанционное образование), а также система вечернего обучения. Помимо стандартного обеспечения учебного процесса необходимы школы, реализующие наверстывающее обучение и реабилитационную функцию. Однако анализ показывает, что наряду с необходимостью расширения функций школ, в настоящее время имеется недостаточность базы и профессиональных возможностей для такого расширения.
В процессе восстановления и развития системы среднего образования в республике типовое разнообразие школ должно быть увеличено, в него должны войти такие типы школ, как языковая (с углубленным изучением языка), школы развивающего образования и другие современные модели образовательных учреждений. Среди актуальных проблем на первое место встает проблема обучения детей русскому языку, особенно на начальном уровне, начиная с дошкольного образования. По данным Министерства образования Чеченской Республики, в среднем по республике в начальных классах в совершенстве владеют русским языком лишь 45-50%, причем в некоторых районах этот показатель достигает 15-20%.
Годы междоусобицы, раздиравшие Республику после распада Советского Союза и дающие о себе знать по сегодняшний день, породили глубочайший кризис в духовной жизни общества, лишили чеченский народ четкой национальной перспективы, выдвинули на первый план ложные ориентиры, дезориентировали население, особенно молодежь. Сложился стереотип поведения, представляющий чудовищной разрушительной силы коктейль, объединяющий беспринципные правила игры, выработанные практикой насаждения дикого капитализма, с разжиганием национальной и межконфессиональной конфронтации.
Исправлению сложившейся критической ситуации препятствует не только кризис общеобразовательной сферы, одним из проявлений которого является утрата подрастающим поколением знаний русского языка, создающего барьеры для межнационального общения. Около полумиллиона детей не прошли через среднюю образовательную школу, недополучили образования, не знают объективной истории своей родины, многих её традиций и ее место в общем культурном наследии России.
Хорошее знание русского языка открывает путь к полноценному культурному преобразованию духовного облика молодого поколения. Это особенно важно в условиях, когда снизился общий уровень образованности населения.
Республика испытывает острую нехватку преподавательского состава, примерно 3000 учителей. И здесь следует отметить большую разницу в обеспечении образовательного процесса учителями между городом и сельскими районами республики. Поэтому необходимо организовать ускоренную подготовку педагогических кадров для общеобразовательных школ, открывая при ВУЗах системы дистанционного обучения и экстернат. Наибольший дефицит составляют преподаватели иностранных языков, чеченского языка и литературы, русского языка и литературы, математики, физики в таких районах как Курчалоевский, Наурский, Урус-Мартановский, Грозненский, Шатойский и ряде других.
Наряду с учебным процессом и кадровым обеспечением остро стоит вопрос комплектации школ учебными пособиями и инвентарем. Если уровень обеспеченности учебниками по федеральным программам достигает 80 %, то с национальными учебниками дело обстоит далеко не лучшим образом. Книжный фонд сократился, как минимум, в десять раз. Число действующих библиотек сократилось на одну треть.
Наибольшую обеспокоенность вызывает дошкольное образование. Лишь 3,5% детей республики охвачены дошкольным воспитанием, тогда как в соседних республиках Северного Кавказа и в среднем по России этот показатель более 40%. Особенно тяжелое положение в южных районах республики, где проживает около 50% всех детей дошкольного возраста, и где нет ни одного детского сада.
Необходимость развития системы дошкольных учреждений связана также с решением такой важной проблемы, как начальное обучение детей русскому языку в системе дошкольного образования. Подготовительные классы, главной функцией которых могло бы стать обучение детей русскому языку, в общеобразовательных школах отсутствуют. В результате примерно 70% чеченских детей дошкольного возраста не владеют русским языком, и решение этой проблемы фактически переносится в 1-ые классы школ, значительно снижая тем самым эффективность учебного процесса в начальном образовании. Поэтому желательно, чтобы дети 4-5 лет посещали детские сады.
Однако, совершенно очевидно, что в период до 2010 года выйти на средний по России уровень обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях невозможно. Нереально это сделать и при нормативах 60 и 40 мест на 100 детей дошкольного возраста соответственно в городах и районах Республики. На перспективу может ставиться задача - довести число мест в дошкольных учреждениях в городах и районах соответственно до 20 и 10 на 100 детей дошкольного возраста. Однако фактические затраты на развитие дошкольного образования могут быть заметно сокращены. Во-первых, это связано с проведением инвентаризации состояния всех детских садов, которые ранее работали в Республике, а сейчас заняты под другие социальные нужды. После соответствующего ремонта многие из них могут использоваться по прямому назначению. Во-вторых, в период до 2010 года не произойдет резкого роста занятости населения, а многие женщины останутся нетрудоустроенными и могут воспитывать детей дома. Причем домашнее воспитание детей в возрасте до 4-х лет предлагается даже стимулировать, предоставляя матерям пособия по уходу за ребенком. А затем, по указанной ранее причине, желательно, чтобы дети в возрасте 4-5 лет посещали дошкольные учреждения.
Однако, несмотря на все трудности военных, и послевоенных деструктивных лет, в системе народного образования в настоящее время происходят радикальные изменения в лучшую сторону.
За годы восстановительного периода система образования Чеченской республики доказала, что способна продуктивно участвовать в решении задач восстановления мирной жизни. Учителя республики понимали высокую ответственность за детей перед обществом и государством. Оставаясь на своем месте при любых условиях и обстоятельствах, педагоги Чечни способствовали процессам консолидации нации и сохранению мира и жизней на вайнахской земле.
Поэтому понятно, что в настоящее время к образовательной системе Чеченской республики предъявляется самая высокая шкала требований и ожиданий. И Министерство образования и науки в качестве приоритетных направлений школы реализуют основополагающие проекты по модернизации и повышению качества системы образования, нацеленные на решение основных проблем:
1.Повышение квалификации учителей, работников управленческого аппарата министерства и районных отделов образования.
2.Создание информационно-коммуникативных технологий в системе образования.
4. Материально-техническое оснащение и методологическое обеспечение Института повышения квалификации.
Кроме того, разработанный в 2004 году министерством проект концепции модернизации образования предусматривает использование новых педагогических технологий, компьютеризацию школ.
В современных условиях выигрывает та экономическая система, которая обладает наивысшей производительностью труда за счет использования высококвалифицированной рабочей силы, новейших технологий и оборудования, создаваемых в рамках высокоразвитой науки и системы среднего и высшего образования . По этим параметрам за истекшие 15 лет республика оказалась отброшена на десятилетия назад. Поэтому обеспечение повышения качества рабочей силы за счет развития всей системы профессиональной подготовки кадров является самой приоритетной стратегической и тактической задачей.
Начальное профессиональное образование
На начало 2004 года в Республике функционировало 15 дневных учебных заведений начального профессионального образования (НПО), с общим числом обучающихся 7,6 тыс. человек. По данным на 1 сентября 2004 года численность учащихся составляла уже 10150 человек. Для сравнения следует отметить, что в 1995 году, когда экономика Республики почти полностью пришла в упадок, работало 18 училищ, а число обучающихся составляло 6,2 тыс. человек. Таким образом, хотя экономика Республики находится сейчас в еще более разрушенном состоянии, численность учащихся возросла почти на 4 тыс. человек по сравнению с периодом до начала военных действий
Однако нельзя не учитывать и определенные минусы.
Большинство учреждений до сих пор разрушены на 40-60%, а дефицит площадей и степень материально-технической оснащенности составляет 10-20% от необходимого уровня.
Следует отметить крайне неудовлетворительное состояние материальной базы для подготовки кадров. Морально устаревшая учебно-методическая литература частично сохранилась лишь в нескольких профессиональных училищах. Книжный фонд учреждений не обновлялся и не пополнялся в течение последних десяти лет. Сейчас общее количество учебной литературы по 12 учреждениям НПО составляет 4,2 тыс. экземпляров при потребности не менее 100 тыс.
Большая часть учреждений системы НПО функционирует в городах Грозном, Аргуне и Гудермесе, причем основной контингент учащихся составляет молодежь, проживающая в сельской местности - 66,8%. Значительная доля обучающихся приходится на 12 сельских филиалов училищ и лицеев (в целом по Республике - 54,6%). Помимо этого, сама профильность учреждений НПО определяет преобладание сельской молодежи среди обучающихся; в 2-х учреждениях готовятся кадры непосредственно для сельского хозяйства, в 4-х - для транспорта, по два - для промышленности, жилищно-коммунальному и бытовому обслуживанию населения и строительству.
В 2оо4 году учебными заведениями начального профессионального образования было подготовлено и выпущено 5,0 тысяч квалифицированных рабочих. Большинство учреждений начального профессионального образования выпускает юношей и девушек с квалифицированным разрядом по профессии и со средним (полным) общим образованием, что позволяет выпускникам поступать в средние и высшие образовательные учреждения.
На перспективу на базе учреждений НПО необходимо создавать учебные центры с краткосрочной подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов, потребность в которых наиболее остро ощущается в каждый конкретный период становления экономики.
Необходимо также разработать Программу подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров, в рамках которой:
1.Адаптировать программы начального и среднего профессионального образования к современным потребностям рынка труда республики, содействовать сотрудничеству с промышленными предприятиями и учреждениями республики. В первую очередь речь идет о подготовке специалистов для строительства, сельского хозяйства, здравоохранения, транспорта, жилищного и коммунального хозяйства. Кроме того, следует расширить учебные площади функционирующих сейчас техникумов в 1,5 раза и обеспечить учебно-методическими материалами и оборудованием.
2. Создавать благоприятные условия для открытия в республике филиалов ведущих вузов России, научных лабораторий и тренинговых центров. Правительству Чеченской республики необходимо выйти с предложением о решении вопроса по созданию в структуре ряда ведущих университетов и академий подготовительных отделений для выпускников школ Чеченской Республики с финансированием обучения и проживания за счет федерального бюджета.
Чтобы максимально обеспечить занятость и создать дополнительные рабочие места для возвращающихся в прежние поселения жителей республики, необходима твердая государственная политика, направленная на стимулирование организации малых производственных структур различных организационно-правовых форм.
Для обучения и подготовки рабочих кадров необходимо создание гибких учебно-производственных систем в структурах действующих ВУЗов и СУЗов республики, на базе которых должны быть разработаны экспресс-программы уже в течение ближайшего времени. Основная проблема НПО заключается в настоящее время не в увеличении числа учащихся и учебных заведений, а в их техническом оснащении, обеспечении специальной литературой, создании лабораторной базы, мастерских, общежитий для иногородних.
При этом необходимо и дальше развиваться сеть их филиалов в районах республики. В первую очередь это относится к Грозненскому, Курчалоевскому, Шалинскому, Гудермесскому и Ачхой-Мартановскому районам.
Следует также привлекать в НПО специалистов-практиков, поскольку за последние 10 лет из-за нестабильной обстановки произошел большой отток квалифицированных инженерно-технических кадров. В течение последних лет персонал профессиональных училищ практически не повышал свою квалификацию.
Крайне важно, чтобы некоторые техникумы республики являлись звеном уже сформировавшихся и вновь организуемых непрерывных образовательных циклов. В частности, на базе Чеченского Государственного Университета возможно создание центра непрерывного медицинского образования. Необходим также вариант вхождения Грозненского колледжа экономики и управления в состав университетского комплекса. Формирование еще одного непрерывного образовательного цикла может происходить на основе тесного сотрудничества Грозненского педагогического колледжа и Чеченского Государственного педагогического института.
Профилизация действующих ныне учреждений среднего профессионального образования отстает от потребностей хозяйства республики. Необходимо значительное расширение сети СУЗов и спектра специальностей, по которым ведется подготовка. В частности, требуется организовать подготовку специалистов со средним специальным образованием по направлениям нефтяного, природоохранного комплексов, сельского хозяйства, коммунального хозяйства и транспорта, связи, строительства, педагогики.
До 1995 года в Чеченской Республике функционировало 12 учреждений среднего специального образования. В настоящее время возобновили работу 7 учреждений, в которых в 2004/2005 году обучалось около 9 тыс. студентов. Республика отстает по уровню развития среднего профобразования от показателей по России, но в условиях отсутствия рабочих мест и слабой хозяйственной деятельности многих предприятий это отставание можно рассматривать как незначительное.
В ближайшей перспективе главное внимание, наряду с восстановлением материально-технической базы, надо уделить набору профессий, который в учреждениях среднего профобразования соответствует в должной мере потребностям хозяйства Республики.
Что касается завершения работ по восстановлению Грозненского педагогического колледжа, Гудермесского педагогического училища и Грозненского колледжа экономики и управления, то их восстановление заканчивается. В настоящее время необходимые средства могут понадобиться на строительство общежитий для студентов.
Поэтому число занятых в среднем профобразовании в период до 2010 года может увеличиться на 500-700 человек, при условии ликвидации дефицита преподавателей в 200-250 человек и увеличении обслуживающего персонала восстановленной материально-технической базы средних специальных учебных заведений.

Высшее образование
В Республике функционируют три высших учебных заведения, в которых обучаются около 20 тысяч студентов. Чеченский государственный университет организован в 1972. На его 9 факультетах и 34 кафедрах готовятся специалисты в естественно-научной области, юриспруденции, регионоведении, журналистике, филологии и социальной работе, финансовой и экономической деятельности и др. Университет имел хорошую научную базу, технические лаборатории, прекрасную библиотеку. В середине 90-х годов процесс развития Университета был прерван начавшимися военными действиями. С марта 2000 года ЧГУ возобновил свою работу. В районных центрах ЧР открыто 5 филиалов. С полной нагрузкой работает подготовительное отделение.
Чеченский государственный педагогический институт основан в 1981 году. На его 7 факультетах: гуманитарном, физико-математическом, технико-технологическом, педагогическом, естествознания, физического воспитания и заочном отделении, велась подготовка по 17 специальностям. Сегодня функционируют 6 факультетов, где обучаются около 5 тыс. студентов очного и заочного отделений. С 2003 года при пединституте открылась аспирантура на 16 мест.
Грозненский государственный нефтяной институт им. Академика М.Д. Миллионщикова основан в 1920 году. ГЧНИ являлся ведущим нефтяным ВУЗом СССР и до начала 1990-х годов готовил инженерные кадры для нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности и строительной индустрии СССР.
Дефицит площадей в настоящее время составляет 380 тыс. кв.м. Средняя площадь аудиторий и вспомогательных помещений в расчете на 1 студента составляет 7,8 кв. м, тогда как по нормам она не должна быть менее 18 кв. м.. Несмотря на крайне тяжелую обстановку в Республике, численность студентов по сравнению с 1995 года, выросла в Чеченском государственном университете на 25%, В Чеченском государственном педагогическом институте на 40% и в Грозненском государственном нефтяном институте на 64%.
В настоящее время более 60% общей площади учебных заведений находятся на капитальном ремонте, испытывают трудности с обеспечением информационных систем. Нынешнее состояние чеченских ВУЗов в значительной степени ограничивает их возможности осуществлять широкомасштабную и полноценную научную и проектную работу, особенно в областях, относящихся к естественнонаучному и техническому циклам. Дефицит современного оборудования не позволяет также обеспечить на современном уровне информатизацию научных исследований и проектов.
Восстановление экономики Республики требует значительного числа высококвалифицированных специалистов, дефицит которых отмечается практически во всех сферах хозяйственной деятельности. Однако то количество специалистов, которое ежегодно выпускается ВУЗами, явно не в состоянии удовлетворить спрос на наиболее востребованные профессии. В их числе практически отсутствуют кадры для сельского хозяйства и строительного комплекса, число будущих педагогов не превышает 80 человек, а число обучавшихся лечебному делу не превышает 60 человек. При таких темпах подготовки кадров проблему их дефицита, например в общем образовании и здравоохранении, не решить и за 20 лет. В то же время выпуск специалистов, обучавшихся по специальности социальная работа, составил почти 250 человек. Поэтому, необходимо существенно увеличить подготовку специалистов, потребность в которых сегодня реально существует в экономике Республики. В первую очередь это относится к здравоохранению и образованию, сельскому хозяйству и строительному комплексу. Увеличение числа специалистов для перечисленных отраслей должно осуществляться за счет сокращения выпускников по другим специальностям, без увеличения общей численности студентов, учитывая, что более 90% студентов обучается за счет бюджетных средств.
Поскольку количество специалистов, которое ежегодно выпускается ВУЗами республики, явно не в состоянии удовлетворить спрос на наиболее востребованные профессии, то образовался значительный дефицит специалистов практически во всех сферах деятельности.
За последние 15 лет в Москве и других регионах страны и за рубежом, выросло целое поколение выходцев из Чечни - специалистов разных профессий, которые могли бы работать во всех сферах экономики и услуг. Этот потенциал должен быть востребован сегодня в республике.
Следовательно, необходимо не только существенно увеличить подготовку специалистов, потребность в которых сегодня реально существует в экономике, а это первую очередь это относится к здравоохранению и образованию, сельскому хозяйству и строительному комплексу, но подготовить Программу привлечения своих земляков на работу в Республику.
Кроме того, среди основных причин по которым молодые люди не могут обучаться в ВУЗах является нехватка средств. Поэтому необходимо выдавать будущим студентам беспроцентные кредиты на получение высшего профессионального образования за счет средств республиканского бюджета с дальнейшей обязательной отработкой по специальности. Затем за каждый год, отработанный по специальности, списывать стоимость года обучения в ВУЗе.
В связи с резко увеличивающимся разрывом между запросами рынка труда и запросами работодателей, необходимо, чтобы учебная программа устроилась с учетом заявок от республиканских министерств и ведомств. Таким образом, обучение будет вестись целенаправленно, с учетом реальных потребностей рынка труда.
В настоящее время в республике уже есть первые результаты. По заявке ГУП "Чеченсвязь" в ПУ No2 набрана группа связистов-монтажников. В 2006 году республиканское Министерство образования и науки уже получило заявку от Министерства промышленности ЧР на подготовку специалистов для восстановления и развития экономики ряда отраслей. Грозненский педагогический колледж и Чеченский государственный пединститут апробировали схему непрерывного ускорения процесса обучения. Безусловно, развитие современного профессионального образования в ЧР должно осуществляться во взаимодействии сети профессиональных учреждений с управленческими структурами, социальными институтами по трудоустройству молодежи и хозяйствующими субъектами.
Необходимо, прежде всего, определить потребности республики в количественном и качественном составе трудовых ресурсов. Привести деятельность образовательных учреждений в соответствие с потребностями республики и системой требований и показателей качества рабочей силы. Разработать механизм государственного и муниципального заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов, обязательно взаимодействия с крупным бизнесом по целевой подготовке специалистов. Создать систему дистанционного образования, Интернет-центров, позволяющих преодолеть информационную изолированность образовательных учреждений в республике, создать сети бизнес-центров для подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий. Вслед за профессиональным образованием устранить перекосы и в подготовке вузовских специалистов. Усовершенствовать структуру целевого набора чеченской молодежи в вузы других регионов страны. Теперь, когда Чечня нуждается в специалистах с инженерно-технической подготовкой, специалистах жилищно-коммунального хозяйства, необходимо открытие филиальной сети образования по этим специальностям. Их необходимо открывать в сельских районах, с подтверждением целесообразности существования учебного заведения.
На государственном уровне оказать поддержку в кадровом обеспечении среднего и малого бизнеса (включая сферу социальных услуг). Рассмотреть возможность повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава и инженерно-педагогических кадров. Разработать комплекс специальных мер по закреплению молодых специалистов в системе профессионального образования и привлечения на основе совместительства специалистов из различных отраслей экономики.
В ходе реализации этих мер необходимо создать условия для осуществления научных разработок прикладного характера и обеспечение их внедрения на предприятиях республики и за ее пределами.
Несмотря на все происшедшие изменения в количественном и качественном составе трудового потенциала ЧР, надо исходить из того, что только ее граждане могут реально участвовать в восстановлении разрушенного хозяйства. В этих условиях трудовые ресурсы следует отнести к одному из определяющих факторов развития экономики. Занятость населения республики должна стать потенциалом не только экономического роста, но и фактором социальной и политической стабилизации общества.

к.э.н., докторант ГНИУ СОПС Минэкономразвития и РАН Липина С.А. (В большем объеме статья вошла как раздел в монографию Липиной С.А. "ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ", Издательство ЛКИ, Москва, 2007г.).

2008-01-25
www.nasledie.ru

Док. 421233
Опублик.: 25.01.08
Число обращений: 493


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``