Когда на российском фармрынке обнаружился первый фальсификат - а случилось это в конце 1997 г., был подделан кровезаменитель реополиглюкин производства "Красфарма", - никто не придал этому особого значения. На фоне других стран мы выглядели просто невинными овечками (к примеру, в Нигерии в 1995 г. около 2,5 тыс. человек умерло от менингита - всем им проводилась вакцинация фальсифицированной вакциной, не содержащей антигена).
Фальшивок с каждым годом становилось все больше (в текущем году, по данным Министерства внутренних дел РФ, их доля составила 7%), а Минздраву оставалось лишь разводить руками: нет соответствующих законов. Закон о фальсифицированных лекарствах, принятый в 1998 г., был слабо проработан и давал множество лазеек для фальсификаторов.
Ситуация вышла из-под контроля. Министерство здравоохранения РФ предложило внести изменения в законодательство. Проблему контрафактной продукции вынесли на Совет безопасности, и к ее решению кроме Минздрава подключились специалисты всевозможных силовых структур. Нынешней осенью законопроектом об усилении борьбы с фальсификатами озадачилась Госдума РФ, обозначив в первых строках будущего закона современную формулировку фальсифицированного лекарственного средства и введение уголовной ответственности до 10 лет лишения свободы.
И вот когда дело борьбы с "липой", казалось бы, сдвинулось с мертвой точки, и российская фармация готова была сделать первый шаг к цивилизованному рынку, возникло новое отягчающее обстоятельство. Правительство РФ вышло с предложением в Госдуму РФ ввести с 1 января 2002 г. НДС на лекарственные средства.
Очевидно, что введение НДС поднимет стоимость лекарств, т.ч. и в розничной торговле. Это означает, что большинство и без того небогатых потребителей лекарств отдадут предпочтение более дешевым препаратам. И такими препаратами могут стать фальсифицированные таблетки, которые, как правило, в 2-3 раза дешевле настоящих. Откуда берутся эти нереально низкие цены? Ведь понятно, что стоимость лекарства не может быть ниже уровня затрат на его разработку и изготовление.
Несовершенное законодательство оставляет множество лазеек для недобросовестных бизнесменов. И введение НДС будет способствовать развитию теневого рынка лекарств. Доля фальшивок может составить 20-30% - таков неутешительный прогноз экспертов. Каждое третье лекарство будет "левым".
По статистике, 67% фальсификатов распространяется на отечественную продукцию. Генеральный директор ОАО "Нижфарм" А.Л. Младенцев считает, что в результате введения НДС пострадают в первую очередь российские производители: "Чувствительность спроса на отечественные лекарственные средства более высока, чем на импортные. То есть в результате введения НДС спрос на российскую фармацевтическую продукцию упадет в большей степени, чем на импортную. И, естественно, от этого положение российского производителя ухудшится".
Как же построить структуру фармрынка, чтобы поддельным препаратам было максимально трудно на него попасть? О необходимости четкого государственного контроля твердят все. "Кроме госконтроля, - считает генеральный директор ЗАО "СИА Интернейшнл" И.Ф. Рудинский, - необходимо включать еще механизм общественного контроля". Кстати последний может быть гораздо эффективней.
Своевременному выявлению "липовой" продукции могла бы помочь единая информационная система с равным доступом для всех участников фармотрасли. Система, куда стекались бы не только данные с таможни, но и данные от производителей, из лабораторий, сертифицирующих лекарства, от аптек. Словом, вся информация о движении лекарств. Создание системы таможенных терминалов, тоже поставило бы заслон фальшивкам.
Борьбе с фальсификатами могло бы способствовать укрупнение фармацевтического рынка в России. По данным Министерства здравоохранения РФ, сегодня в России с населением 149 млн человек 2,5 тыс. фирм-дистрибьютеров. А, к примеру, в Германии с населением 82,3 млн человек работает 10 оптовиков, во Франции с населением 57,3 млн человек их всего 4.
Директор по маркетингу ОАО "Химфармкомбинат "Акрихин" А.И. Тюляев считает: "Если бы дистрибьютеров в России было меньше тысячи, это уже был бы более контролируемый рынок".
Он также предлагает ввести ограничения при выдаче лицензий: "Появилось очень много фирм-"однодневок", которые открываются на короткий срок и лишь для того, чтобы получить прибыль. Зарекомендовавшие себя фирмы-старожилы не будут заниматься фальсификатами, потому что дорожат своей репутацией. Дорожат теми объемами, которые они имеют, и не будут рисковать из-за сиюминутной выгоды. Фальсификацией будут заниматься в основном новые компании, которые ничем не дорожат и созданы только для этого. Если поставить этому заслон, фальшивок будет намного меньше".
Генеральный директор ОАО "Нижфарм" А.Л. Младенцев предлагает такое решение: "Производителям, продукцию которых фальсифицируют, следует работать вместе с правоохранительными органами. Активнее самим собирать информацию о распространителях и изготовителях подделок".
"Пока у нас не будет нормального закона, который бы остановил людей, занимающихся фальшивками, изменить что-то трудно, - сетует директор по маркетингу ОАО "ХФК "Акрихин" А.И. Тюляев. - Нужен закон, который бы карал не только производителей поддельных препаратов, но и тех, кто распространяет контрафактную продукцию, кто ее хранит, перевозит, - словом, любого, кто имеет дело с фальсификатами. Это было бы большим подспорьем в борьбе с подделками".
А пока такой закон не принят, участникам фармацевтического рынка приходится защищать себя от контрафактной продукции самим.
На "Акрихине", к примеру, разрабатывается специальная маркировка собственной продукции - открытая и закрытая.
ЗАО "СИА Интернейшнл" закупает лекарственные препараты напрямую у производителей. Закупки на вторичном рынке совершаются лишь в случае необходимости, когда возникает дефицит лекарственного средства у производителя и последний не может обеспечить прямые поставки. И при этом работа ведется только с компаниями, работающими давно и хорошо зарекомендовавшими себя на фармацевтическом рынке.
Как бы то ни было, главным критерием работы на рынке остается честность и надежность. "Те временные финансовые выгоды, которые могла бы получить наша компания от продажи подделок, - считает генеральный директор ЗАО "СИА Интернейшнл" И.Ф. Рудинский, - никогда бы не перевесили потерь, нанесенных репутации компании. Так стоит ли рисковать честным именем, сложившимся за годы работы? Репутация для нас дороже, чем сиюминутная прибыль".