В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бюджет ДЛО не приравняли к нулю Назад
Бюджет ДЛО не приравняли к нулю
Комитет по охране здоровья 17 мая отклонил проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. и на период до 2010 г." Одной из причин отказа стало то, что в документе полностью отсутствуют какие-либо данные об объемах финансирования госпрограммы ДЛО в 2008-2010 гг. На сегодняшний день в бюджете заложены лишь 15 млрд руб., которые уйдут на завершение расчетов с поставщиками лекарств для льготников за 2007 г.

Как отметила на заседании председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева, в течение года ситуация с ДЛО обсуждалась на различных заседаниях, "круглых столах", по инициативе депутатов были подготовлены парламентские запросы по ДЛО, создана рабочая группа по проблемам госпрограммы. Однако эта работа, по ее словам, не произвела должного эффекта: "К сожалению, в рассматриваемом бюджете фонда по всем трем годам по программе ДЛО стоят нули... Мы не видим в бюджете ни механизма реализации ДЛО, ни решения вопроса с финансированием обеспечения льготников дорогостоящими препаратами".

Кроме того, она отметила, что субвенции регионам на выравнивание территориальных программ в 2007 и 2008 гг. предусмотрены в размере 41 млрд руб. Не учитывается даже инфляция. Это означает уменьшение финансирования территориальных программ субъектов Российской Федерации по ОМС.

Защищать основные положения документа как официальному представителю Правительства России пришлось и.о. директора Федерального ФОМС Дмитрию Рейхарту. Свое выступление он начал с заявления, что в отличие от бюджетов других государственных внебюджетных фондов бюджет Федерального ФОМС сбалансирован по доходам и расходам: "Поступления единого социального налога растут. И в этом отношении система ОМС является динамично развивающейся". По его словам, трехлетний бюджет готовился в очень сжатые сроки, а нули, о которых говорила Татьяна Яковлева, стоят не везде. Исключение составляет бюджет 2008 г., в котором предусмотрены 15 млрд руб. на завершение расчетов за фактически отпущенные медикаменты в 2007 г., что автоматически увеличивает лимиты финансирования ДЛО в 1,45 раза. "На завершение расчетов по текущему году средств предостаточно - это вышеназванные 15 млрд руб., часть средств нормированного страхового запаса, который определен на следующий год в объеме 18,3 млрд руб. Таким образом, у нас никаких вопросов с задолженностью по 2007 г. не будет", - заверил присутствующих Дмитрий Рейхарт.

Руководитель Федерального ФОМС обратил внимание и на то, что средства на ежемесячные денежные выплаты предусмотрены в бюджете Пенсионного фонда РФ в полном объеме. "Надо полагать, что здесь мы имеем гарантию того, что получим эти средства", - отметил он. Механизм передачи средств в соответствии с новым Бюджетным кодексом следующий: после того как 01.10.2007 г. льготники примут решение о сохранении соцпакета или отказе от него, в течение двух недель Пенсионный фонд РФ должен уточнить объемы финансирования ДЛО и перечислить эти средства в Федеральный ФОМС. Оформляться это будет решением Минфина России и изменением бюджетной росписи. После получения средств Федеральный ФОМС должен будет распределить средства по регионам, исходя из численности граждан и подушевого норматива на финансирование ДЛО. "На сегодняшний день ключевой вопрос - это взаимодействие с регионами, с территориальными фондами ОМС, со структурами, находящимися в ведении субъектов Федерации, - продолжал Дмитрий Рейхарт. - Мы поставили цель - увеличить число льготников в программе ДЛО на 5-10%. А это во многом будет зависеть от качества разъяснительной работы и реализации программы". По его расчетам, после увеличения числа льготников, сохранивших право на соцпакет, можно будет рассчитывать, что объем программы составит не меньше 50 млрд руб. В эту сумму войдут средства бюджета ДЛО в размере 38 млрд руб и средства нормированного страхового запаса. Рассчитывают в Федеральном ФОМС и на участие регионов в софинансировании ДЛО. "Сегодня субъекты Российской Федерации направили уже почти 1 млрд руб. из своих средств на закупку препаратов, в т.ч. для льготников с серьезными заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения", - поделился г-н Рейхарт.

Неожиданно он предложил отказаться от уже давно обсуждаемой идеи выделения закупки дорогостоящих лекарственных средств в отдельную программу: "Мое личное мнение - выделять их в отдельную программу не стоит, поскольку любое изменение механизма распределения этих лекарств приведет к увеличению расходов". Взамен был предложен на будущее другой способ добиться оптимизации расходов: ввести немонетизированную часть социального пакета, которую льготник не сможет получить на руки. По расчету Дмитрия Рейхарта эти средства могли бы направляться на финансирование дорогостоящих препаратов. Даже в том случае, если немонетизированная часть составит 100 руб., экономия достигнет 21,5 млрд руб.: "Таким образом будет обеспечиваться социальная справедливость - тяжело больные люди смогут получить дополнительные гарантии финансирования", - заверил глава Федерального ФОМС.

Отдельно Дмитрий Рейхарт решил объяснить, почему было решено не увеличивать размер субсидий. Согласно ст. 13 Федерального закона о бюджете Федерального ФОМС на 2007 г. в случае недостаточности средств на ДЛО предусмотрена возможность перераспределения их из субсидий на ДЛО. Дмитрий Рейхарт отметил, что фактически этого не происходит: "Общий объем перераспределенных средств составил мизерную сумму - всего 34 млн руб. Регионы не идут по пути софинансирования программы ДЛО". Вместе с тем он подчеркнул, что в 2008 г. фонд будет сам точечно перенаправлять средства в те регионы, где будет обостряться ситуация с ДЛО. Средства на эти цели в 2007 г., по словам г-на Рейхарта, заложены в нормированном страховом запасе в размере 6,2 млрд руб. На 2008 г. его объем предусмотрен на уровне 18,3 млрд руб. "Вся индексация субсидий заложена именно в нормированном страховом запасе", - уточнил он.

Не согласился Дмитрий Рейхарт и с заключением Комитета по охране здоровья о том, что размер нормированного страхового запаса чрезмерно завышен. По его мнению, размер запаса обусловлен изменением целевого назначения: "Это просто иной механизм индексации субсидий и дополнительная страховка на завершение расчетов по ДЛО".

Подготовил Федеральный ФОМС и изменения в механизме работы ДЛО. По словам Дмитрия Рейхарта, между первым и вторым чтениями законопроекта в него должна быть внесена поправка о том, что конкурсы на поставку медикаментов будут проводиться в регионах территориальными ФОМС, т.е. сами регионы определят дистрибьютора, с которым они будут работать по программе ДЛО.

Еще одно нововведение в системе ДЛО готовит Минздравсоцразвития России. Как сообщил зам. руководителя Росздравнадзора Андрей Младенцев, министерство активно работает над вопросами регулирования торговых надбавок. В разработке находятся несколько вариантов, один из которых заключается в том, чтобы ввести двухуровневую систему аукционов. "Первый уровень - это аукцион по ценам на препараты, в котором участвуют производители. Второй уровень - это аукцион по торговой наценке, который могут проводить регионы уже среди дистрибьюторов", - рассказал г-н Младенцев.

Впрочем, эти аргументы других участников заседания не устроили. "Дмитрий Владимирович (Рейхарт. - "ФВ".) отстаивал позиции правительства, но мы судим с позиции потребителей, граждан России. Министр здравоохранения и социального развития заявил, выступая в Госдуме в рамках правительственного часа, что еще полтора месяца потребуется для нормализации положения дел в системе ДЛО. А всю страну лихорадит уже полгода", - заявил зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.

"Когда мы анализировали социальный кризис, связанный с ДЛО, то пришли к выводу, что более 40% средств расходовалось на дорогостоящие лекарства. Этот вопрос пока остается нерешенным", - конкретизировала руководитель рабочей группы Госдумы по проблемам ДЛО Ольга Борзова.

Этих слов было достаточно для того, чтобы отказать в поддержке законопроекта. В числе других замечаний комитет потребовал от разработчиков определить объем средств, направляемых в бюджет Федерального ФОМС на ДЛО, и отразить эти сведения в доходах и расходах бюджета фонда, текстовых статьях и приложениях к проекту федерального закона. Комитет посчитал необходимым рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования территориальных программ ОМС в рамках базовой программы.

Острая дискуссия в Комитете Госдумы по охране здоровья, развернувшаяся вокруг бюджета Федерального ФОМС, была вызвана, в частности, тем, что в проекте закона о бюджете Российской Федерации на ближайшие три года в части здравоохранения, который предусматривает заметное увеличение таких статей расходов государства, как финансирование нацпроекта "Здоровье", централизованные закупки лекарственных средств и медоборудования и другую помощь стационарным медицинским учреждениям, финансирование госпрограммы ДЛО является, по мнению депутатов, недостаточным. Более подробно об обсуждении Комитетом Госдумы по охране здоровья проекта бюджета Российской Федерации на 2008-2010 гг. в части здравоохранения рассказывает материал "ФВ" - "ДЛО не помещается в федеральный бюджет" на стр. 7.


28.05.2007
http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=12131

Док. 420592
Перв. публик.: 28.05.07
Последн. ред.: 23.01.08
Число обращений: 348

  • Младенцев Андрей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``