В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Младенцев: `Нижфарм` и SТАDА: гармонизация интересов - залог успеха Назад
Андрей Младенцев: `Нижфарм` и SТАDА: гармонизация интересов - залог успеха
Вице-президент STADA по стратегическому развитию компании Вольфрам Хайниш вручает генеральному директору компании "Нижфарм" Андрею Младенцеву сертификат, подтверждающий факт вхождения "Нижфарма" в группу компаний STADA

По результатам последнего конкурса "Платиновая унция", подведшего итоги 2004 г., компания "Нижфарм" оказалась лидером сразу в двух номинациях: "Компания года" и "Признание прессы". Вероятно, немалое влияние на решение жюри оказало стремительное развитие компании и завершающаяся к моменту подведения итогов конкурса беспрецедентная сделка покупки отечественного фармпредприятия зарубежной компанией STADA Arzneimittel AG, а на отношение прессы - неизменная политика открытости компании как для профессиональных, так и общеполитических СМИ, что характерно отнюдь не для многих участников российского фармрынка.Главное, что занимает сегодня "Нижфарм" и STADA, - объединение двух компаний. Сейчас здесь активно идет процесс интеграции бизнесов - процессов продаж, производства, разработки новых продуктов, финансовых ресурсов, IT-технологий. По словам генерального директора ОАО "Нижфарм", вице-президента STADA по России, странам СНГ и Балтии Андрея Леонидовича МЛАДЕНЦЕВА, объединение бизнесов уже в ближайшем времени позволит значительно укрепить позиции обеих компаний на рынках России, стран СНГ и Балтии, а продукции "Нижфарма" - через год-два выйти на рынки Западной Европы.

Еще в 2002 г. "Финансовые известия" писали о "Нижфарме", как о наиболее перспективной отечественной фармкомпании с хорошей инвестиционной привлекательностью. Теперь, в 2005 г., события подтвердили объективность данной авторитетным изданием оценки. Состоявшаяся сделка между STADA и "Нижфармом" по сути явилась неким доказательством перспективности отечественной фармацевтической отрасли в целом, ее инвестиционной привлекательности. Возможно, считает А.Л. Младенцев, о вхождении "Нижфарма" в группу компаний STADA будут говорить как об историческом событии, т.к. именно оно положило начало прихода в отрасль профильных инвесторов.

По словам А.Л. Младенцева, в ситуации привлечения сначала финансового инвестора (Европейского банка реконструкции и развития), а потом и стратегического (компании STADA) "Нижфарм" действовал в русле политики государства, направленной на активное привлечение в здравоохранение финансовых средств из негосударственных источников, что отразилось на развитии инвестиционной привлекательности всей фармацевтической отрасли.

К концу 2004 г. "Нижфарм" получил сразу несколько предложений о покупке. "Изначально у нас не было желания продавать компанию, - говорил А.Л. Младенцев в одном из интервью. - Мы просто хотели сделать ее привлекательной для капиталовложений. А когда мы этого добились, то стали поступать предложения купить компанию. Привлечение нового, теперь уже профильного инвестора давало возможность расширения продуктового портфеля и выхода на новые географические рынки, в т.ч. европейских стран. Поэтому решение о продаже "Нижфарма" было принято исходя из возможностей дальнейшего развития компании".

STADA Arzneimittel AG оказалась в числе главных претендентов на покупку "Нижфарма". "Немецкая компания предложила самые лучшие условия, - продолжает А.Л. Младенцев. - Причем под лучшими условиями я подразумеваю не самую высокую цену, а наилучшие условия для взаимодействия компаний, в которых "Нижфарм" мог наиболее успешно развиваться. Когда я и мои коллеги впервые приехали в Германию, в компанию STADA, обсуждать план интеграции наших бизнесов, то мы настолько четко, уверенно и даже, можно сказать, напористо озвучили свои планы о дальнейшем развитии "Нижфарма" в структуре группы компаний STADA, что все в немецком офисе шутили: а кто кого, собственно, купил?"

Принимая решение о покупке "Нижфарма", STADA, безусловно, действовала в соответствии с планами развития собственного бизнеса. Это был довольно серьезный шаг, связанный с укреплением позиций немецкой компании в России, странах СНГ и Балтии. Ярким подтверждением важности этого шага со стороны STADA для всей Германии в целом стало приветственное письмо федерального канцлера Германии Герхарда Шредера компании STADA Arzneimittel AG по случаю приобретения "Нижфарма", в котором, в частности, говорится: "Российско-германское сотрудничество в фармацевтической области очень важно для наших стран и, несомненно, имеет большое будущее".

STADA присутствовала в России с 2000 г., а в странах СНГ и Балтии (на Украине, в Казахстане и Литве) - c 2002 г. Но, к сожалению, результаты деятельности компании на рынках этих стран не были столь впечатляющими. В частности, объем продаж STADA в России в 2004 г. был менее 1 млн евро. Для более активного присутствия на рынках России, стран СНГ и Балтии STADA решила пойти привычным для себя путем (компания ведет активную политику поглощения во всем мире) - купить крупную компанию, демонстрирующую хорошие результаты на интересующих рынках. Выбор пал на "Нижфарм".

Отметим, что одним из пунктов финального соглашения о покупке "Нижфарма" было сохранение существующего руководства компании. Это объяснялось тем, что ныне работающая команда "Нижфарма" во главе с А.Л. Младенцевым привела компанию к солидным успехам, а, значит, сохранение существующей управленческой команды, по мнению STADA, должно было лечь в основу и новых достижений. Однако, как отмечалось ранее, компания к моменту покупки "Нижфарма" уже вела бизнес не только в России, но и в странах СНГ и Балтии (на тех же рынках, где довольно активно развивал свой бизнес "Нижфарм"). Поэтому в целях развития бизнеса STADA в этих странах последовало назначение А.Л. Младенцева на пост вице-президента компании STADA по России, странам СНГ и Балтии: ему было доверено управление и развитие бизнеса объединенной компании "Нижфарма" и STADA теперь уже не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.

Вскоре начался процесс объединения бизнесов "Нижфарма" и STADA в вышеперечисленных странах. В конце июня были зарегистрированы и стали функционировать представительства "Нижфарма" на Украине и в Казахстане с объединенными коллективами сотрудников двух компаний (до этого момента "Нижфарм" имел региональные офисы на Украине, в Казахстане и Латвии, а STADA - на Украине, в Казахстане и Литве). На территории Балтийских стран, помимо действующего представительства "Нижфарм-Балтия" в Латвии, теперь функционирует дочернее предприятие "Нижфарма" в Литве - "STADA-Нижфарм-Балтия".

В целом стратегической целью "Нижфарма" (по-прежнему, но уже в составе мультинациональной компании) остается существенное увеличение объема продаж и прибыли. Одним из главных шагов на этом пути является начало процесса продажи продукции STADA в России со склада "Нижфарма" в Нижнем Новгороде (раньше STADA осуществляла продажу своих препаратов в нашей стране посредством прямых поставок) и, что более важно, начало процесса продвижения продукции STADA в России, странах СНГ и Балтии силами медицинских представителей объединенного Sales Force "Нижфарма" и STADA. На данный момент в прайс-лист компании "Нижфарм" включены 7 препаратов производства STADA. В дальнейшем планируется увеличение числа продуктов STADA в ассортиментном портфеле российской компании. Это дает возможность ОАО "Нижфарм" уже сегодня предлагать потребителю еще более широкий спектр эффективных, качественных и современных препаратов, а в перспективе - пополнить список терапевтических направлений продукции, выпускаемой компанией, еще двумя препаратами - для лечения заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Сегодня в ассортименте "Нижфарма" - ЛС, используемые в педиатрии, гинекологии, неврологии (ревматологии), дерматологии, урологии, гастроэнтерологии.

"Нижфарм" уже начал проводить активную маркетинговую политику, направленную на продвижение продукции производства STADA, включенной в прайс-лист "Нижфарма". Со своей стороны STADA также планирует расширение продуктового портфеля за счет препаратов производства "Нижфарма". Но начать продажу и продвижение продукции в Западной Европе STADA сможет минимум года через полтора: на данный момент регистрационные файлы продукции "Нижфарма" соответствуют только российским стандартам, а для экспорта препаратов необходимо соответствие всей документации европейским стандартам. "В ближайшее время мы будем гармонизировать досье продукции "Нижфарма" с досье продукции STADA, - отмечает А.Л. Младенцев. - Но в любом случае начать экспортировать свою продукцию мы сможем раньше, чем другие российские компании".

Еще одним важным этапом интеграционных процессов двух компаний можно назвать планирование выпуска продукции STADA на производственных мощностях "Нижфарма". Стоит отметить, что для STADA - это очень актуальный вопрос, поскольку у компании не так много собственных производственных мощностей (в основном используются ресурсы внешних производителей). Изначально STADA планирует выпускать свою продукцию на "Нижфарме" для ее последующей продажи только на рынках России. В перспективе "Нижфарм" будет производить продукцию STADA и для реализации на зарубежных рынках.

Для успешного завершения интеграции "Нижфарма" и STADA (по самым приблизительным оценкам этот процесс займет около двух лет), сотрудники обеих компаний довольно часто проводят совместные рабочие встречи и визиты, касающиеся всех этапов данного процесса. "Регулярные встречи сотрудников компаний направлены на обмен опытом, - сказал А.Л. Младенцев. - Мы изучаем и применяем у себя на практике опыт западной компании, а STADA использует в своей работе успешные бизнес-решения "Нижфарма". Это позволяет обеим компаниям ускорять темпы развития. Поэтому обмен опытом также можно назвать одной из важнейших причин интеграции "Нижфарма" и STADA". В частности, для более тесного взаимодействия сотрудников обе компании теперь используют в работе с электронной почтой одинаковую версию системы Lotus Notes/Domino 6.5.3. "Нижфарм" продолжает свое развитие, используя все преимущества европейской компании, а STADA упрочивает свое положение в России, странах СНГ и Балтии, получив уже конкретные достижения, которых добился здесь "Нижфарм". "Гармонизация интересов - это залог нашего успеха", - говорит А.Л. Младенцев.

М. Щетинина

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=9934&forprint=1

ФВ No27 (390) от 30.08.2005 г.


Док. 420484
Перв. публик.: 30.08.05
Последн. ред.: 23.01.08
Число обращений: 417

  • Младенцев Андрей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``