В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Младенцев: ОАО `Нижфарм`: предприятие не успешное, а развивающееся Назад
Андрей Младенцев: ОАО `Нижфарм`: предприятие не успешное, а развивающееся
Наверное, никто из российских производителей не ведет столь активно деятельность по созданию системы качества на предприятии, как ОАО "Нижфарм". Известия о том, что производственные или управленческие подразделения и участки завода сертифицированы по той или иной версии стандартов ISO и GMP тем или иным российским или зарубежным сертификационным агентством, с завидной периодичностью появляются в новостных разделах специализированных СМИ. Последняя новость: 14 июля компании "Нижфарм" был вручен Сертификат No 1 Системы добровольной сертификации систем менеджмента качества производителей Минздрава России "ЛЕКСИСТЕМС". Глава предприятия - Андрей Леонидович МЛАДЕНЦЕВ полагает, что создание системы качества и постоянное ее совершенствование чуть ли не основная задача российского производителя, желающего завоевать доверие потребителя, остаться в обойме не только отечественного рынка, но и выйти на зарубежные, приобретя репутацию производителя препаратов гарантированного качества. Вероятно, именно стремление к созданию современного производства позволило ОАО "Нижфарм" стать обладателем самой престижной награды российского фармрынка - "Платиновой унции" в номинации "Компания года".
Экспорт ОАО Нижфарм Динамика объемов продаж ОАО Нижфарм

В последние несколько лет компания "Нижфарм" довольно активно борется за соответствие работы предприятия не столько российским, сколько международным (в т.ч. европейским) стандартам. По мнению А.Л. Младенцева, это укрепляет позиции компании на российском и предоставляет реальную возможность выйти продукции предприятия на зарубежные рынки. "Изначально выстраивание системы качества на предприятии было обусловлено желанием усилить экспортную составляющую продаж "Нижфарма", - рассказывает Андрей Леонидович. - Однако впоследствии мое видение философии перехода на международные стандарты несколько изменилось. Теперь я связываю необходимость стремления к повышению качества продукции не столько с открывающимися рыночными перспективами, сколько с удовлетворением интересов потребителя. Нынешний российский покупатель по запросам вплотную приближается к зарубежному, отдавая предпочтение качественным и эффективным препаратам, оставляя за рамками своих интересов низкокачественные, дешевые и неэффективные. Так что внедрение системы качества на "Нижфарме" связано с желанием удовлетворить требования покупателя".

В ассортиментном портфеле предприятия - 89 наименований ЛС различных форм выпуска. Превалируют в номенклатуре суппозитории (37%) и мази (34%), таблетки занимают 11% ассортимента, линименты и кремы - 8, мягкие и твердые капсулы соответственно 6 и 2.

До 50% ассортимента "Нижфарма" составляют ОТС-препараты, примерно столько же приходится на рецептурные средства. Это как оригинальные ЛС, так и дженерики (в т.ч. и бренд-дженерики). Освоение производства того или иного препарата, по словам А.Л. Младенцева, зависит, с одной стороны, от предпочтений потребителей, с другой - от производственных возможностей самого предприятия. "Мы не можем выпускать препараты на основе оригинальных химических молекул, поскольку не располагаем необходимыми для этого мощностями, - говорит Андрей Леонидович. - У нас есть возможность выпускать дженерики, а также оригинальные препараты на основе натуральных компонентов (такие, как "Хондроксид" и "Витапрост", - наиболее известные бренды предприятия)".

Если говорить о том, включение в ассортиментный портфель какого рода дженериков (бренд или МНН) будет перспективным в России, то пока, считает А.Л. Младенцев, что-то спрогнозировать довольно сложно. "Все зависит от того, как будут меняться система организации российского фармрынка и, прежде всего, механизмы финансирования лекарственного обеспечения. В России нет развитой системы страховой медицины, в основном потребитель оплачивает медикаментозное лечение самостоятельно. Кроме того, в стране пока нет системы качества (GMP). И пока все это не появится, Россия будет потреблять преимущественно бренд-дженерики. Как только заработает система страхования, как только требования к обращению лекарств будут приведены в соответствие с международными стандартами, количество брендовых дженериков в стране существенно сократится.

Если к 2005 г. мы перейдем на GMP, то, по моим оценкам, к 2008-2010 гг. Россия будет очень похожа на Европу, основу обращения которой составляют МНН-дженерики. Это не означает, что бренд-дженерики вовсе уйдут с рынка. Однако рецепты будут выписываться исключительно на МНН-дженерики".

Что же касается общей ассортиментной политики "Нижфарма", то, по словам главы предприятия, она предусматривает постепенное выведение из портфеля видов продукции, производимых другими отечественными заводами, замену их новыми разработками компании. В компании также планируется расширять номенклатуру производства за счет включения препаратов ключевых фармакологических групп, таких, как гастроэнтерология, гинекология, урология, дерматология. Прямых поставок "Нижфарм" практически не осуществляет, разве что в очень небольших объемах и очень редко. А.Л. Младенцев объясняет это тем, что до 90% продукции предприятия - препараты аптечного ассортимента. Компания работает с дистрибьютерами разной величины. Здесь не делят оптовиков на национальных или региональных. Критерии выбора общеизвестны - для предприятия важен объем закупок и условия платежей.

Проблемы есть.
Их не может не быть

"Если ты просыпаешься, и у тебя ничего не болит - значит, ты умер. Если у "Нижфарма" нет никаких проблем, значит, "Нижфарм" обанкротился", - так начинает Андрей Леонидович говорить о проблемах предприятия. Итак, проблемы у предприятия есть, и А.Л. Младенцев надеется, что "они будут". Есть кадровый дефицит. Было время, когда на предприятии не хватало мастеров. "Мы не могли перенести производство туда, где живут люди, имеющие фармацевтическое образование, - продолжает А.Л. Младенцев. - Поэтому стали приглашать в Нижний Новгород специалистов из других городов, обеспечивая им необходимые условия работы. Для того, чтобы в компанию смогла прийти молодежь и начала эффективно работать, учась у более опытных коллег, мы создали систему подготовки кадрового резерва. Теперь в течение двух лет можем подготовить необходимого нам специалиста как на базе собственного учебного центра, так и с привлечением преподавателей других учебных заведений".

Из досье "ФВ":

Название предприятия - ОАО "Нижфарм", Н. Новгород.
Год образования - 1919 г.
Генеральный директор - Младенцев Андрей Леонидович.
Численность штата - 1250 человек.
Профиль деятельности - производство и реализация лекарственных средств.
Ассортимент - 89 наименований ЛС (мази, линименты и кремы, суппозитории, таблетки, твердые и мягкие капсулы).
Производственные площади - 10,5 тыс. м2.
Склад готовой продукции - 3,6 тыс. м2.
Склад сырья вспомогательных материалов - 3,7 тыс. м2.
Оборот (в 2002 г.) - 33,075 млн долл.
География поставок - все регионы России, страны СНГ и Балтии.


Что касается персонала для маркетинговых служб и подразделений, занимающихся продажами, то для развития этих направлений "Нижфарм" приглашает специалистов из Москвы, воспитывает собственные кадры, а также пополняет, привлекая жителей столицы, штат московского представительства, расширяя спектр направлений деятельности. Сегодня создана специальная информационная система (включающая систему электронного документооборота), которая позволяет сотрудникам предприятия, в т.ч. и медицинским представителям, работать на большом расстоянии друг от друга - не только в Москве и Нижнем Новгороде, но и по всей стране. Совершенствование уже функционирующей системы предоставит специалистам компании работать в едином информационном пространстве, вне зависимости от местонахождения.

Несколько лет назад на "Нижфарме" столкнулись еще с одной проблемой. Дело в том, что предприятие довольно активно занимается инвестиционной политикой, вкладывая солидные средства в производство и развитие компании. Но, к сожалению, отнюдь не все капиталовложения оказывались рентабельными и приводили к повышению эффективности бизнеса. Реализация некоторых проектов оборачивалась убытками. Чтобы решить проблему, на предприятии был создан специальный инвестиционный комитет, который утверждает сегодня все проекты, требующие капиталовложений свыше 50 тыс. долл. Для каждого из таких проектов составляется бизнес-план. После утверждения результаты его реализации отслеживаются ежеквартально. И если по каким-то причинам показатели начинают отклоняться от нормативных параметров, на "Нижфарме" прилагают все усилия, чтобы сделать проект рентабельным. "Благодаря этому, - отмечает Андрей Леонидович, - на предприятии удалось сократить число инвестиций в нерентабельные проекты и повысить эффективность бизнеса".

Рынок второго плана

Так сложилось, что "Нижфарм" исторически "втянут" в процесс экспорта. Хотя, признается глава предприятия, и в России у компании есть еще множество неиспользованных возможностей. Безусловно, стратегическим для предприятия был и остается отечественный рынок. Внешний рынок для "Нижфарма" хоть и представляет определенный интерес, но его освоение является задачей второго плана. "Наша стратегия состоит в том, чтобы сначала обеспечить свои тылы, и только потом начать движение за границы России", - говорит А.Л. Младенцев.

Сегодня на "Нижфарме" пересмотрели, как выражается Андрей Леонидович, "свои чересчур амбициозные планы" по освоению рынков дальнего зарубежья. Теперь здесь "медленными шажками, не торопясь" движутся к расширению экспорта, например, поставляя продукцию в страны СНГ (рис. 1). Полноценно функционирующий офис компании (со складом, системой продвижения продукции, маркетинговой и финансовой структурами) создан пока только на Украине. В следующем году планируется открытие подобного филиала в Казахстане.

Продукция "Нижфарма" с успехом реализуется в Прибалтике. Этот рынок для предприятия представляет особый интерес. "Страны Балтии интегрируются в мировое сообщество, повышая требования к качеству препаратов, - поясняет Андрей Леонидович. - Инспекторы из этих государств - постоянные посетители "Нижфарма". Это позволяет нам оценить работу своего предприятия как бы со стороны - с точки зрения зарубежной компании. И если "Нижфарм" когда-нибудь получит сертификат GMP европейского образца, то, возможно, это будет сертификат, выданный с участием латвийского бюро".

В настоящее время на предприятии запущены проекты, реализация которых подразумевает регистрацию продукции "Нижфарма" за рубежом. "Мы планируем начать экспортировать препараты в Германию, думаем о регистрации одного из наших продуктов в США, - рассказывает А.Л. Младенцев. - И здесь нет ничего страшного и экстраординарного. В чем, собственно, проблема? Если хочешь выйти с каким-то продуктом за границу - просто подай документы на регистрацию". Раньше в экспортной политике предприятия не было как таковой фармакотерапевтической направленности: продавали тот препарат, который регистрировали. В настоящее время "Нижфарм" стал фокусировать свою деятельность на зарубежных рынках и все больше специализируется на экспорте препаратов, входящих в четыре фармакотерапевтические категории, - лекарствах, применяемых для лечения нарушений пищеварительной системы, гинекологических и урологических заболеваний, болезней костно-мышечной системы, дерматологических средствах.

По итогам четырех месяцев 2003 г. экспорт "Нижфарма" в денежном выражении составил около 12,5% всех продаж. К 2007 г. предприятие планирует продавать за рубеж до 20% оборота.

Задачи достижимые и не очень

Тенденции укрупнения бизнеса не оставили в стороне "Нижфарм". У руководства предприятия есть планы по приобретению российского производства, разрабатывается сценарий покупки зарубежного предприятия. Но, сожалеет Андрей Леонидович, все эти процессы происходят не так быстро, как этого бы хотелось.

Что же касается привлечения инвестиций на "Нижфарм", то А.Л. Младенцев уверяет, что существует множество реальных возможностей найти деньги. И если возникнет такая необходимость, компания выберет наиболее выгодный способ. "Безусловно, "Нижфарм" собирается развиваться, - говорит глава предприятия. - А для этого могут потребоваться финансовые вложения. Вопрос как раз состоит в том, какой путь мы выберем для их привлечения. Размещение акций, привлечение кредитов - это не цель, это средства достижения цели. Если мне будет выгодно привлекать деньги с помощью размещения акций - я выберу этот путь, если с помощью займов - прибегну к займам".

Сегодня компания "Нижфарм" занимает 4-е место среди отечественных производителей по объему производства (данные ЦМИ "Фармэксперт" за 2002 г.), выпуская до 4,45% всей российской продукции. Но, считает Андрей Леонидович, для компании важна не столько доля на большом российском рынке, сколько место "Нижфарма" в конкретных четырех целевых сегментах (о них говорилось выше): "И доля рынка, занимаемая нами здесь в настоящий момент, позволяет убедиться, что мы компетентны в этих вопросах, и верить, что мы можем увеличить свое присутствие в интересующих нас сегментах".

Как оказалось, глава "Нижфарма", занимающего довольно высокие позиции на российском рынке, характеризующегося хорошими показателями развития, отмеченного массой профессиональных (и не только) наград, не считает свое предприятие успешным: "Я не чувствую, что наше предприятие успешное в целом. Мы просто устанавливаем себе планы и стремимся к их реализации".

Если посмотреть на рис. 2, показывающий динамику объемов продаж "Нижфарма" за последние годы, то можно наблюдать значительный скачок цифр компании в планах на 2003 г. Чем обусловлены такие показатели и каким образом удастся "Нижфарму" достичь намеченных целей? "Наши планы на 2003 г. превышают на 68% фактические результаты прошлого года, потому что мы запустили в 2003 г. новый проект sales forсes, направленный на развитие сети региональных медпредставителей, - объясняет А.Л. Младенцев. - До 2003 г. в различных регионах страны работали 44 медпредставителя "Нижфарма", в нынешнем - уже 150. Именно этот инвестиционный проект и способствует увеличению продаж. Более того, масштабы проекта настолько велики, что его реализация повлекла много других положительных изменений в компании. Мы начали лучше понимать, как следует продвигать препараты, и в связи с этим увеличили наши инвестиции в маркетинг и продвижение. А также пришли к выводу, что управлять разветвленной сетью медпредставителей можно только из Москвы, - и перенесли центр управления в столицу. Вскоре здесь будет дислоцироваться центр коммерческой активности компании. Мы видим потенциал рынка для наших препаратов и используем его, видим, какие мероприятия нам надо осуществить, подсчитываем эффект от каждого проекта и убеждаемся, что совокупность этих эффектов может дать подобные результаты. Теперь наша задача - реализовать все намеченное.

Мы не успешные, мы - развивающиеся. С каждым годом мы становимся лучше. И развитие наше, вероятно, связано именно с тем, что мы постоянно ставим перед собой сложные задачи, поднимая планку все выше и выше. Наш девиз - жить, а не существовать".

М. Щетинина

ФВ No28 (307) от 09.09.2003 г.

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7251&forprint=1


Док. 420467
Перв. публик.: 09.09.03
Последн. ред.: 23.01.08
Число обращений: 344

  • Младенцев Андрей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``