В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Младенцев: добрый и жестокий Назад
Андрей Младенцев: добрый и жестокий
Казалось, его жизнь предопределена на много лет вперед. Наука - вот его стезя. Однако судьба распорядилась иначе. Закончив с отличием факультет радиофизики Нижегородского государственного университета, молодой и подающий большие надежды выпускник Андрей Младенцев отправился на работу. Куда бы вы думали? В банк!.. А, заняв впоследствии руководящую должность в ОАО "Нижфарм", А.Л. Младенцев превратил предприятие в одну из наиболее успешных отечественных фармкомпаний. Сложно сказать, много ли потеряла наука с уходом подающего надежды выпускника радиофака, но зато можно с уверенностью констатировать, что российское фармпроизводство приобрело талантливого менеджера: ведь не случайно Андрей Леонидович удостоился в 2002 г. премии "Платиновая унция" в номинации "Предприниматель года".

В Нижнем говорили так: "Если хочешь быть врачом, поступай в медицинский, учителем - в педагогический, а если желаешь стать специалистом на все руки - иди на радиофак НГУ". И действительно, сегодня многие выпускники факультета занимают руководящие посты, причем не только в Нижегородской области, но и за ее пределами.

Поступить на радиофак было сложно - большой конкурс, высокий проходной бал... Но отличнику А.Л. Младенцеву вступительные экзамены сдались, что называется "без боя". Уже на втором курсе он приступил к научной работе - изучению фликерных процессов. Карьера была предопределена как желанием и способностями, так и весьма интересной темой. Наш герой говорит, что, если бы остался в науке, к настоящему времени уж точно защитил бы докторскую. А там и до Нобелевской премии недалеко: ведь в мире изучением фликерных шумов занимается лишь несколько человек. Но...

Его величество случай

Всего за один день он изменил всю свою жизнь. Когда учился на последнем курсе, многие его товарищи ушли из науки в коммерцию. Такое уж было время - начало 90-х. Тогда А.Л Младенцев задался вопросом: так ли сильно желание связать жизнь с наукой, не попробовать ли себя в какой-то другой сфере? И когда в 1992 г. представилась возможность пройти собеседование в коммерческом банке на замещение должности менеджера по работе с ценными бумагами, то он решил - почему бы и нет? По результатам собеседования его приняли на должность начальника отдела по работе с ценными бумагами. Это был новый банк - "Нижегородский банкирский дом" (сегодня - НБД-банк) и совершенно новое направление деятельности в России (практического опыта работы с ценными бумагами тогда никто не имел). Получить необходимые знания помогла университетская библиотека - в течение месяца наш герой изучил всю литературу, изданную в России, а также переводные статьи о рынке ценных бумаг. Самостоятельно получив теоретическую подготовку, он с головой ушел в практику. Очень помогли образование, привычка анализировать и работать с большим объемом информации: еще на одной из первых лекций студентам-радиофизикам было сказано, что не дадут новых знаний, а научат их получать.

"Сегодня я понимаю, что все в моей жизни - это случай, - говорит А.Л. Младенцев. - Я никогда не стремился делать кардинальных изменений, они происходили сами собой".

За два с небольшим года он приобрел уникальный опыт на рынке ценных бумаг и именно тогда появилась идея развития этой сферы деятельности, чтобы было удобно и эффективно работать. Группа специалистов "запустила" сразу несколько проектов. Один из них предполагал формирование Нижегородской биржи (филиала валютно-фондовой биржи), другой - создание депозитарного центра. В число учредителей Нижегородского областного депозитария вошли все крупные и к тому времени уже акционировавшиеся предприятия области, в т.ч. ГАЗ, Заволжский моторный завод. И по воле акционеров А.Л. Младенцев встал во главе депозитария: "Так сложилось, что другие кандидатуры, в т.ч. и предложенные мной, были категорически отклонены акционерами. Назначение было вынужденным. Но я принял предложение".

Работа в региональном депозитарии заключалась в т.ч. в представлении интересов инвесторов в акционерных обществах. В 1995 г. А.Л. Младенцев одновременно входил в состав Совета директоров нескольких предприятий, в числе которых было и ОАО "Нижфарм". По его словам, с этой компанией забот было существенно больше, чем с другими предприятиями. В 1996 г. началась активная деятельность по привлечению дополнительных инвестиций в основной капитал "Нижфарма". В 1998 г. в качестве основного инвестора был выбран ЕБРР. Тогда и повторилась ситуация с вынужденным назначением: неотъемлемой частью инвестиционного соглашения было условие, что именно А.Л. Младенцев займет пост директора предприятия. А на его решение вновь повлиял случай: "Я отнюдь не планировал покидать должность главы депозитария. Но произошло событие, которое определило мой выбор: кризис 1998 г."

С дефолтом у него личные счеты. Работая главой депозитария, он читал лекции о рынке ценных бумаг в Институте развития бизнеса. На них он, в частности, убеждал слушателей, что ценные бумаги государства являются абсолютно безрисковыми, что правительство всегда найдет деньги для погашения своих обязательств и не допустит дефолта. Но не тут-то было... "Я внес уверенность в огромное количество голов, а государство в один момент опровергло все мои заявления, - констатирует А.Л. Младенцев. - То, чего не могло произойти в США или любой европейской стране, случилось в России. В тот момент я понял, что, как человек, давший знания, не нашедшие подтверждения, должен уйти в отставку с рынка ценных бумаг". И он ушел на "Нижфарм", став в 31 год директором предприятия.

Резонен вопрос: "Как, по мнению Андрея Леонидовича, должно было поступить правительство?" Надо было погасить ценные бумаги (прибегнув к эмиссии), что привело бы к инфляции, считает он. Пришлось бы залезть в карман населению один раз, а не два, как это сделало государство, объявив сначала дефолт, а потом и спровоцировав инфляцию. "Люди приняли решение, объявили дефолт, но не смогли минимизировать последствия, в т.ч. и потому, что им не позволили этого сделать, - считает А.Л. Младенцев. - Я бы не отправил в отставку человека, допустившего ошибку, не дав ему время ее исправить. Это один из принципов моей работы на "Нижфарме". Ведь за битого двух небитых дают. Если человек совершил оплошность, а потом смог ее исправить - это ценный сотрудник. Однако довольно сложно найти в себе силы дать возможность человеку исправиться, оставив ему полномочия, тем самым разделив с ним ответственность".
А.Л. Младенцев

Постоянная перемена сферы деятельности заставляла А.Л. Младенцева получать все новые и новые знания: "Я все время учусь - курсы, тренинги... Но необходимости в получении диплома о втором высшем образовании я не ощущаю. Даже образование MBA, которое я в настоящее время получаю, расцениваю исключительно как курсы". Больше того, когда на "Нижфарм" приходят кандидаты с двумя высшими образованиями, Андрей Леонидович ценит первое, а второе лишь принимает к сведению. Он никогда не примет на серьезную экономическую должность человека, не имеющего экономического образования в качестве первого. Исключение может составить лишь успешный практический опыт кандидата на прежнем месте работы. "Меня настораживают люди, которые определяются слишком поздно", - поясняет он.

О принципах и компромиссах

У него в жизни нередко бывают ситуации, когда опускаются руки, хочется все бросить и уйти. Но он уже выработал навык их переживать: "механизм управления стрессовыми ситуациями". Когда от какой-либо работы опускаются руки, надо уметь на время о ней забыть, внушить себе, что ее не существует - отвлечься, заняться спортом, сменить обстановку. И, по наблюдениям А.Л. Младенцев, проблема просто испаряется. Есть "матрица Айзерхауэра", которая делит задачи на четыре категории: срочные и важные, несрочные важные, срочные неважные и несрочные неважные. Срочные и важные необходимо сделать самому, срочные неважные, равно как несрочные важные, - делегировать, а несрочные неважные не делать вовсе. "У многих руководителей можно заметить на столе огромные стопки бумаг - это и есть несрочные неважные дела. Что делает каждый руководитель? Копит их, а через год оправляет в мусорное ведро. Я же это просто не накапливаю - выбрасываю сразу", - говорит А.Л. Младенцев.

Как для любого руководителя, наверное, одной из самых тяжелых обязанностей является принятие кадровых решений. При необходимости уволить того или иного сотрудника А.Л. Младенцева неизменно преследует мысль: человек уходит, потому что мы неправильно определили его место в компании; его позиция не соответствовала его возможностям; он не смог реализоваться. Для меня не существует плохих людей и неэффективных менеджеров. Я, как управленец, должен поставить человека на свое место, а при необходимости - дать ему какие-то дополнительные знания. Но когда все резервы исчерпаны, принимается решение об увольнении. И тогда я жалею о том, что сделал кадровую ошибку, а также о сгоревшей кадровой инвестиции.

Его принцип - это мнение, прошедшее проверку годами. "Я более уживчив сегодня, чем был раньше, - говорит он. - И если мне приходится менять свое видение с тем, чтобы с кем-то достичь согласия, то я просто не заношу его в принципы, а отношусь к нему лишь как к собственному мнению. Но при этом я никогда не жертвую устоявшимися принципами, идя на компромиссы".

Чтоб добрым быть, я должен быть жесток...

Говорят, что Андрей Леонидович довольно эмоциональный и требовательный человек, иногда слишком строгий. Но при этом отходчив и доброжелателен. "Я добрый человек, который в силу специфики своей работы должен принимать жесткие решения, - признается А.Л. Младенцев. И особо жестким бывает, когда говорят неправду или "разводят демагогию". - Человек должен уметь найти в себе силы и честно признать свои ошибки. Я чрезвычайно ценю в людях честность и работоспособность".

Конечно, чрезмерная занятость оставляет мало времени для общения с семьей. У него две дочери: одной девять лет, другой - три года. И, к сожалению, времени на общение с детьми практически не остается. Бывало, что младшая дочь не узнавала папу, возвращавшегося из длительных командировок...

Он удачливый человек, ему в жизни много везло. Пытаясь объяснить свое везение, он пришел к выводу, что живет за двоих - за себя, и за трагически погибшего отца: "Мне было два года, когда я потерял отца. И если Бог понимает, что не может дать мне годы, то дарит удачу. И еще ничто не опровергло моей догадки".

От экстрима до огорода

- Вы никогда не жалели о том, что покинули науку?

- Один из моих принципов - никогда не жалеть о том, что произошло.

- Остается ли свободное время?

- У меня есть свободное время, но отдыхать я не умею. И если во время отдыха появляется возможность поработать, я с удовольствием это делаю. И когда я устраню этот недостаток, научусь одинаково хорошо работать и отдыхать, то стану гармоничной личностью.

- Здоровый образ жизни сегодня, к счастью, входит в моду. Вам это не чуждо?

- Безусловно, я занимаюсь спортом. Но не могу назвать себя отчаянным любителем этого процесса. Физические упражнения - только средство поддержания тонуса. А самый лучший отдых для меня - это экстрим. Я хожу в горы, сплавляюсь на байдарках, рафтах, путешествую на лошадях. Палатки, костер, горы, снег... Прелесть такого отдыха трудно объяснить. Это надо попробовать. И чем тяжелее физически, чем больше хочется плакать от нагрузок, тем лучше потом работается.

- А что вы будете делать, когда устанете работать?

- Заведу огород. Буду выращивать редиску или капусту, но, скорее всего, кактусы. Мне в детстве это очень нравилось.


ФВ No41 (320) от 16.12.2003 г.


Док. 420455
Перв. публик.: 16.12.03
Последн. ред.: 23.01.08
Число обращений: 391

  • Младенцев Андрей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``