Константин Бесчетнов: Основные проблемы малого бизнесаНазад
Константин Бесчетнов: Основные проблемы малого бизнеса
Малый бизнес продолжает оставаться пасынком на экономическом поле России, притом что за последние годы власть не переставала заявлять о решительной поддержке "самых маленьких" в экономике и принимать законы в их защиту. Однако реального движения вперед не произошло: слишком много тормозов.
Сегодня малый и средний бизнес в России рассматривается как важная составляющая экономики и социальный фактор, который поглощает безработицу. По большому счету количество малых и средних предприятий во многом определяет эффективность рыночной составляющей экономики.
Однако сегодня средний российский бизнес сталкивается с массой проблем. По словам президента "Альянса среднего бизнеса" Константина Бесчетнова, проблемы эти можно разделить на три составляющие:
- "навязываемые бизнесу государством - среди них непосильные налоги и отсутствие системы поддержки;
- навязываемые самим бизнесом - неблагонадежные партнеры;
- проблемы, навязываемые общественным мнением - негативный имидж бизнеса и людей, его представляющих".
"Все это мешает малому и среднему бизнесу расти, развиваться, совершенствоваться. А это, в свою очередь, негативно сказывается на всей экономике России", - считает Константин Бесчетнов. Следует признать, что череда непрерывных налоговых революций с ужесточением налогового пресса сделала свое дело и заставила малый бизнес уйти в налоговую "тень". По официальной версии количество малых предприятий в стране к сегодняшнему дню сократилось до 750 тысяч с числом занятых в этом секторе экономики до 9 - 10 млн человек. Впрочем, вся эта статистика весьма условна, а при необходимости срочно "поправить" цифры в эту сферу записывают ИЧП, которые вряд ли можно отнести к малому бизнесу.
Причиной такой безрадостной картины остается угнетающая налоговая политика правительства. Все реформы в этой части остались, по сути, декларативными. Заявленные благие намерения на практике завершались очередным закручиванием налоговых гаек. Именно эта удручающая картина с налогами побуждает бизнес разрабатывать так называемые "серые" схемы. Это, в свою очередь, способствует появлению так называемых "сервисных" структур, которые под прикрытием силовых органов начинают "помогать" малому и среднему российскому бизнесу от этих налогов уходить.
Второй фактор риска - неблагонадежные партнеры. Формирование "черных списков" компаний, ведущих нечистоплотный бизнес, даже в некотором смысле объединяет честных бизнесменов. Слияние силовых структур с такого рода фирмами, к сожалению, стало реалиями сегодняшней российской экономики. Некоторые так называемые "юридические" фирмы не только прикрывают "серые" схемы ухода от налогов, но и напрямую занимаются мошенничеством. И иногда в особо крупных размерах. Это уже стало даже особого рода бизнесом.
По мнению президента "Альянса среднего бизнеса" Константина Бесчетнова, выход - в объединении бизнесменов: "Альянс" выстроен на принципах абсолютного доверия его членов друг другу. Это уникальная организация, объединяющая владельцев среднего бизнеса и помогающая решать сложные бизнес-проблемы, связанные с недостатком ресурсов. Отбор в "Альянс" осуществляется только на основе личной рекомендации двух его членов. Кроме того, именно объединение владельцев бизнеса позволит эффективно формировать определенные идеи и доносить до власти насущные проблемы среднего бизнеса.
Другой серьезной проблемой малого и среднего бизнеса является отсутствие нормального режима кредитования. Банкиры готовы давать кредиты, но все упирается в пресловутые финансовые риски. Их пугает статистика, согласно которой из десяти зарегистрированных малых предприятий через полгода выживает только пять. Поэтому банкирам проще и выгоднее работать с крупными предприятиями.
При нынешнем состоянии экономики удвоения ВВП можно добиться лишь за счет увеличения сырьевой составляющей. Но и без того в 7-процентном росте ВВП за прошлый год три четверти - это сырьевой источник.
Ведущие страны мира сегодня развивают экономику знаний, превращающихся в товар. Наша страна до поры до времени была второй после США в мире по части генерирования знаний. К сожалению, у нас знания не превращались в товар. Они уходили за границу, возвращаясь к нам в виде готовой импортной продукции. Превращать знания в товар сегодня в большей степени заинтересованы предприятия среднего бизнеса. Ведь цель их деятельности не только устоять на рынке, но и стать крупнее. Средний бизнес уже на деле доказал свою состоятельность, мобильность и способность к решению экономических задач любой сложности.