В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пути решения проблем социальной сферы Чеченской Республики Назад
Пути решения проблем социальной сферы Чеченской Республики
На протяжении последних лет по уровню социально-экономического положения Чеченская Республика стабильно находится в самом конце списка регионов России. Прежде всего, это - регион с традиционным отставанием темпов роста рабочих мест от темпов роста трудовых ресурсов. Незанятость трудом населения, по причине отсутствия рабочих мест, не ощущалась остро до экономических преобразований в 80-е годы прошлого столетия за счет маятниковой миграции из районов в города, в другие регионы страны, в том числе и в регионы Севера, а также за счет организации надомного труда. Несоответствие структуры народного хозяйства структуре трудовых ресурсов по профессионально-квалификационному признаку и их территориальному размещению, также способствовало тому, что значительное число работающих было занято за пределами своего населенного пункта или за пределами региона.
Но за последние 10-15 лет произошли как количественные, так и качественные изменения в социальной структуре трудовых ресурсов. В результате кризисной ситуации и военных действий был потерян кадровый состав Республики, из-за вынужденной миграции из нее абсолютного большинства квалифицированных специалистов. Кроме того, была утрачена преемственность поколений, которая всегда так необходима не только для становления профессионального уровня, но и для морально-нравственного развития народа. "Одной из жертв войны стала, прежде всего, гуманитарная и техническая интеллигенция. Это своего рода мозг и совесть любого народа. Восстановление рядов чеченской интеллигенции, старых кадров, тех, которые сложились как ученые, как специалисты еще до конфликта, воспитание нового поколения специалистов в области науки и образования чрезвычайно важны" .
Поэтому в настоящее время, вследствие крайне низкого образовательного уровня значительной части людей, подросшей молодежи, не имеющей какого-либо опыта трудовой деятельности, в республике чрезвычайно высок уровень безработицы трудоспособного населения.
Социально-экономическая отсталость усугубляется слабым развитием рыночных отношений, низкой платежеспособностью населения и значительными рисками предпринимательской деятельности, которые сводят на нет инвестиционную привлекательность республики, что в свою очередь усиливает негативные составляющие в экономике и рост социальной напряженности.
Проблемы в значительной степени обостряются в условиях позитивной динамики демографических процессов в республике, связанных с увеличением рождаемости, а также возвращением в республику беженцев и вынужденных переселенцев.
Так же, как и в целом по Северокавказскому региону, изменилась в Чеченской Республике и структура занятости. Государственный сектор окончательно лишился статуса основного работодателя. Процветающая коррупция, характерная сегодня для экономических взаимоотношений по всей России, препятствует развитию свободного предпринимательства, и, следовательно, мешает созданию новых рабочих мест. Государственным учреждениям, где квалифицированный специалист может рассчитывать на низкую зарплату, приходится с трудом удерживаться на рынке, и в такой ситуации о расширении штата сотрудников не может идти и речи. Около 60% занятого населения Чеченской республики работает в частном секторе, причем занятость в нем постоянно растет.
На сегодняшний день такие важные составляющие рыночной экономики как:
ь    -малый бизнес, развитие которого находится на крайне низком уровне, что препятствует решению большинства социальных проблем, прежде всего в сфере занятости,
ь    - неразвитый региональный рынок, сдерживающий развитие ориентированных на него отраслей потребительского рынка, включая сферу рыночных услуг,
ь    - сложившаяся узкоспециализированная промышленная структура Республики с резким преобладанием доли отраслей нефтекомплекса,
ь    - очень высокий, чем в среднем по России, удельный вес ненаблюдаемой экономики в структуре ВРП. (По промышленности ее экспертная оценка составляет 11-13%, сельскому хозяйству - 70-80%, строительству - 15-20%, сфере услуг - 35-45%, в том числе по транспорту и связи 45-55%, торговле и общественному питанию - 70-80%),
ь    - высокий уровень безработицы, составляющий около 80% трудоспособного населения - самый высокий по стране.
могут нести положительные тенденции только при условии последовательной поддержки развития соответствующих отраслей и секторов экономики со стороны федерального центра.
Основные работодатели - нефтедобывающий комплекс, возрождающиеся предприятия строительной индустрии, промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Наибольший темп роста числа рабочих мест отмечается в строительном комплексе. Несмотря на значительные сокращения сельскохозяйственного производства, занятость в сельской местности сохраняет некоторую стабильность за счет растущей занятости на подсобных и личных приусадебных хозяйствах.
Среди наиболее значимых факторов, определяющих сложившуюся критическую ситуацию на региональном рынке труда, нужно отметить:
ь    высокие темпы роста численности трудоспособного населения, обеспечивающие стабильное увеличение числа выходящих на рынок труда при снижающейся занятости и сокращении количества вакансий и темпов прироста вновь создаваемых рабочих мест;
ь    возрастная структура трудоспособного населения. Ее молодежный характер способствует росту рынка рабочей силы;
ь    деформация мотивации труда;
ь    большое количество небольших сельских населенных пунктов с локальными замкнутыми рынками труда, которые слабо взаимодействуют в рамках единого регионального.
ь     недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, низкая информированность жителей из-за отсутствия или труднодоступности услуг службы занятости, делают мобильный поиск работы для значительной части незанятого населения практически невозможным, создавая почву для роста нелегальной или неформальной занятости
ь    высокий уровень неудовлетворенности спроса на рабочие места;
ь    низкое качество предлагаемых рабочих мест.
Сложившаяся негативная ситуация на рынке труда является серьезной угрозой стабильному восстановлению экономики республики, а также основным сдерживающим фактором устойчивого, прогнозируемого общественно-политического развития региона, в котором сохраняется выраженная внутренняя напряженность. Фактически отсутствует "средний класс", который считается основой стабильного общества. Кроме того, имеет место социальная напряженность, вызванная плохими условиями жизни, высокой степенью бедности подавляющей части населения, страхом за безопасность близких людей, перед необеспеченной старостью, острой необходимостью в жилье и его недоступностью, недостатком объектов социальной сферы и медицинского обслуживания.

1.1    Социальная защита населения
При разработке Схемы развития и размещения объектов социальной защиты основное внимание должно быть уделено созданию объектов, способствующих обеспечению социальной защиты самых уязвимых групп населения: детей, немощных стариков, инвалидов.
В республике большое число детей-сирот, в том числе оставшихся без попечения, и детей, не имеющих одного из родителей. Реабилитация детей, восстановление их жизненной активности возможна при условии создания сети социально-реабилитационных центров. Но самым лучшим социальным институтом реабилитации детей, конечно, является семья. Для развития подрастающего поколения круг воспитателей в семье, особенно в чеченской, бывает очень широк. Он, так или иначе, включает в себя весь тайп (род). С древнейших времен в менталитете чеченского народа всегда присутствовало уважительное отношение к старшим - им безукоснительно подчиняются, внимательно слушают их советы, они обеспечивают передачу нравственного опыта из поколения в поколение. В настоящее время в республике делается много для возрождения институтов толерантности и особенностей национальных традиций вайнахского народа. Правительством Республики приняты меры по меры к укреплению практики усыновления, опеки и попечительства, в том числе с оказанием существенной материальной поддержки. Сегодня в Чечне реализуется подготовленная правительством республики специальная программа по материальному стимулированию, устройству на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суть принятой программы заключается в том, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исходя из менталитета чеченского народа и ситуации, будут определяться в семьи ближайших родственников. При этом детские приюты будут реорганизованы в центры социальной помощи семье и детям. Центры, в свою очередь, будут оказывать комплексную социальную помощь семьям, взявшим на воспитание или под опеку и попечительство сирот или детей оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в Республике большое число взрослых инвалидов (30 тысяч) и престарелых, нуждающихся в размещении в домах интернатах. Ведь закон о "монетизации" льгот еще более ухудшил их бедственное положение, а изменения в Налоговом кодексе ударили по деятельности объединений инвалидов и создаваемых ими предприятий и учреждений. Поэтому, если невозможно вернуть этим людям здоровье, необходимо подумать о разработке комплексной программы полноценной реабилитации инвалидов и их занятости. Обеспечить стимулирование путем налоговых льгот, денежных дотаций предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организация производства на дому и т.д.
Для обслуживания пенсионеров необходимо укреплять отделы труда и социального развития квалифицированными кадрами, создавать необходимые условия работы.
В настоящее время в функционировании комплексных центров обслуживания населения нуждаются более 20 тысяч человек из категории престарелых и инвалидов.
А пока обеспеченность инвалидов протезами, медикаментами составляет около 40% от потребности. Имеется острая потребность в стационарах для протезно-ортопедического лечения больных.
Кроме того, в республике проживает более 15000 детей-инвалидов, в том числе более 1500 получили инвалидность в результате военных действий. Поэтому в числе безусловных приоритетов при распределении средств органами социальной поддержки, должны быть обеспеченная старость для тех, кто уже отработал свое, поддержка детей, прежде всего инвалидов, и забота о людях с ограниченными возможностями. Создание условий поддержания здоровья и благополучия инвалидов является одним из важнейших направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих им помощь.
Значительная часть населения республики нуждается в социально-психологической, психоневрологической помощи. В целях социально-психологической реабилитации необходимо расширить сеть кабинетов психологической помощи, обеспечить доступность населения в санаторном лечении, построить психоневрологические интернаты.
Для увеличения уровня занятости целесообразно создать систему социальной защиты незанятых граждан, которая должна выражаться в стимулировании их к поиску подходящей работы, развитию предпринимательской деятельности, надомному труду. Необходимо наладить информационное и консультационное обеспечение населения по вопросам трудового законодательства, организовать социально-психологическую поддержку безработных. Создать сеть альтернативных некоммерческих организаций по содействию занятости, в том числе организаций, обеспечивающих занятость женщин и молодежи.
Для налаживания системы трудоустройства, в том числе выпускников высших учебных заведений, целесообразно сформировать республиканскую (или в пределах Северного Кавказа) систему профессиональной ориентации, которая могла бы координировать действия всех заинтересованных структур, создать условия для повышения территориальной мобильности молодых специалистов. Необходимо решить проблему трудоустройства выпускников ВУЗов путем введения госзаказа на специалистов и восстановить систему профессиональной ориентации, в рамках которой молодые люди смогли бы определиться в выборе будущей профессии. В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда, представляется возможным законодательно обеспечить квотирование первого рабочего места для выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Необходимо получить от предприятий республики планы по привлечению специалистов, востребованных в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, в соответствии с этим внести коррективы в образовательные процессы учебных заведений, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.
Учебным заведениям необходимо подойти к гибкой системе подготовки кадров на основе мониторинга и прогнозирования востребованности конкретных профессий на республиканском рынке труда, в том числе способствующим развитию предпринимательства.
Совершенствование инфраструктуры общественных работ позволит привлечь значительное число граждан к различным работам по улучшению экологической обстановки в республике, равно как и способствовать увеличению доходов нуждающихся семей. В условиях предстоящего массового строительства жилых, социальных и иных объектов в республике необходимо организовать подготовку по специальностям строительной сферы.
Учитывая неразвитость агропромышленного комплекса (обеспеченность республики собственными продуктами питания составляет не более 30 %), следует организовать подготовку специалистов для агропромышленного сектора.
В сфере трудовых отношений сегодня ярко проявляются две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав и ослабление контроля над их соблюдением.
Стратегия в области охраны труда - создание механизма социальной защиты трудящихся, сочетающего государственную контрольную функцию за состоянием условий и охраны труда на предприятиях всех форм собственности и создание автономной системы социального страхования от несчастных случаев на производстве. В республике необходимо создать единый информационный центр о вакансиях и предложениях на рынке труда, обеспечив открытый доступ к информации о правах и обязанностях наемных сотрудников. Подготовить и распространить памятку работающим, касающуюся соблюдения норм трудового законодательства.
В повышении контроля над соблюдением трудовых прав и трудового законодательства кроме компетентных органов исполнительной власти значительную роль должны выполнять профсоюзы. Необходимо восстановить их наиболее значимые функции в сфере регулирования трудовых отношений, которые они ранее монопольно осуществляли.

1.2    Пенсионное обеспечение.
В Чеченской Республике численность пенсионеров (на декабрь 2006 года) составляет 237 тысяч человек. Доля пенсионеров в общем составе населения республики составляет около 20 %, в составе трудоспособного населения более 40 %. За последние пять лет количество пенсионеров ежегодно увеличивалось в среднем на 5 - 8 %. При этом темпы прироста всех категорий пенсионеров, кроме социальных, равномерные. Значительная часть лиц получает пенсии в связи с достижением пенсионного возраста. Причина увеличения числа пенсионеров - рост населения за счет его естественного прироста и возвращение жителей, выехавших за пределы республики в период вооруженного конфликта.
Неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в целом в России, неблагоприятно сказывается на положении этих социально уязвимых групп населения, большая часть которых живут за чертой бедности. В Чеченской республике стоимость минимального набора продуктов питания на 1 июля 2004 года составила 1297.5 тысяч рублей, что на 10 % дороже среднероссийского показателя. Несмотря на это, финансовое и материальное положение данной категории лиц является сложным. Особенно сказывается нерешенность жилищной проблемы. Большая часть населения городов имеют неблагоприятные условия быта.
Для обслуживания пенсионеров необходимо укреплять отделы труда и социального развития квалифицированными кадрами, создать необходимые условия работы. Для централизованного и оперативного оказания гражданам содействия в восстановлении документов, дающих право на пенсионное обеспечение, выплату пособий, целесообразно при Правительстве республики создать соответствующую Службу.
В целях оптимизации социального обслуживания населения целесообразно организовать систему приема и выдачи гражданам документов в режиме "одного окна". Указанная система эффективно применяется в деятельности отделов материально-бытового устройства, пенсий, государственных пособий, социальных выплат районных управлений социальной защиты населения г. Москва.
Большое значение имеет социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. В Чеченской республике значительная часть лиц указанной категории обслуживается на дому. Плохие бытовые условия особенно неблагоприятно сказываются на данной группе лиц. Имеется острая необходимость в стационарных учреждениях социального обслуживания. В настоящее время существует 14 комплексных центров обслуживания населения, которые в должной мере не обеспечены оборудованием и лекарственными средствами. Только один из них имеет собственное здание, которое было построено за последние годы, но сдано в эксплуатацию без оборудования. Необходимо восстановить и построить здания для 19 районных комплексных центров обслуживания населения. В функционировании данных центров нуждаются 20 тысяч человек из категории престарелых и инвалидов. Кроме этого, необходимо обеспечить данные центры оборудованием и лекарственными препаратами.
В республике действует только одно учреждение для престарелых и инвалидов. В настоящее время проводится восстановление трех домов-интернатов для престарелых и инвалидов в целом на 670 мест, но процесс восстановления растянут уже на несколько лет, что негативно сказывается как на состояние социальной защиты, так и на эффективности использования бюджетных средств. В данных учреждениях нуждаются около 10 тысяч человек, из них престарелые - 4 тысячи, инвалиды - 6 тысяч. Поэтому необходимо добиться улучшения целенаправленности финансирования и сконцентрировать усилия по восстановлению указанных объектов. Значительная часть населения республики нуждается в социально-психологической, психоневрологической помощи. В целях социально-психологической реабилитации необходимо расширить сеть кабинетов психологической помощи, обеспечить доступность населения в санаторном лечении. Кроме того, в самое ближайшее время необходимо организовать работу кабинетов психологической помощи во всех школах, средних специальных, высших учебных заведениях, крупных предприятиях, поликлиниках, иных медицинских заведениях.
Кризисная ситуация и ухудшение экономического положения в республике негативно отразилась на социальном статусе семьи. Возросло количество малоимущих и неблагополучных семей. В Республике 18150 одиноких матерей получают пособия. Так как получаемые одинокими матерями пособия не могут обеспечить необходимый уровень жизни, они вынуждены заниматься поиском любых временных работ. В связи с этим усилилась безнадзорность детей. Детских дошкольных учреждений мало, они не обеспечивают имеющуюся в них потребность.
В условиях кризиса на органы социальной защиты ложится дополнительный значительный объем работы. В сложившихся условиях важно не снизить качество социальной защиты населению, гибко изменять структуру органов социальной защиты, методы и режим работы. Ситуация осложняется расширением контингента лиц, нуждающихся в социальной помощи, ростом потребности в социальной помощи инвалидов, особенно детей.
Необходимо вырабатывать более совершенные механизмы учета доходов населения. Наряду с постоянными источниками дохода семьи, такими как зарплата, пенсия, пособия, необходимо учитывать доходы от личного подсобного хозяйства, денежные вклады в различные финансовые структуры, сдачу в аренду недвижимости и другие, а не по принципу принадлежности к какой-либо социально-демографической группе без учета материально-бытового положения конкретного получателя. В результате можно обеспечить существенное повышение пособий семьям с низким уровнем доходов.
Необходимо соблюдать основные критерии отнесения граждан к категории нуждающихся в социальной помощи:
ь    отсутствие дохода, обеспечивающего установленный в регионе бюджет прожиточного минимума;
ь    одиночество и неспособность к самообслуживанию;
ь    невозможность получения трудового дохода вследствие несовершеннолетнего или престарелого возраста, наличие инвалидности, необходимость ухода за нетрудоспособными членами семьи;
ь    экстремальные ситуации.

1.3    Социальное страхование.
Формирование системы медицинского страхования в Чеченской республике проходит медленно. Вся нагрузка ложится на государственный бюджет. Это связано с отсутствием нормативной и законодательной базы, необходимой инфраструктуры, механизмов реализации страховых принципов, низкой собираемостью страховых взносов.
Все виды социальной защиты должны включать, насколько это возможно, наряду с компенсационными выплатами, также и профессиональные мероприятия, лечение и реабилитацию.
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей, работников при поддержке государства. В Чеченской республике необходимо совершенствовать, а в некоторых случаях создавать заново, механизмы распределения материальных затрат между этими тремя субъектами рыночных отношений, что и призвана осуществлять система социального страхования. Анализируя практику социального страхования в республике, необходимо констатировать, что система социального страхования лишена признаков страховых отношений. Их предстоит создавать, привлекая существующие модели социального страхования из других регионов России с учетом особенностей ЧР.
Сегодня основной проблемой системы социального страхования в республике является проблема его финансирования. Очевидна необходимость непосредственного участия работников в финансировании фондов социального страхования, что позволит им влиять на уровень своей социальной защиты. Каждый способный трудиться должен рассчитывать на свои возможности, а необходимый минимум должно гарантировать государство.
Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования зависит и от уровня собираемости социальных страховых взносов с предпринимателей и организаций. Большинство предприятий - должники фондов социального страхования. Целесообразно передать функцию сбора социальных взносов государственной налоговой службе или создать специализированную службу по сборам при Фондах, или создать единую для фондов службу по сбору взносов.
В настоящий момент необходимо выработать такие оптимальные системы социальной защиты, которые бы экономически, политически и организационно распространялись на все слои и категории населения. Социальная защита сегодня в условиях социально-экономических преобразований в республике призвана создать предпосылки для формирования качественно новой социально-экономической и общественной системы и способствовать построению социального государства.
Поэтому социальная ориентация создаваемой в Чечне экономики должна означать, прежде всего:
1.Обеспечение необходимого уровня потребления для большей части населения, т.е. преодоления бедности, которая приобретает огромные масштабы и грозит деградацией, деморализацией и даже депопуляцией населения.
2.Обеспечение эффективной занятости для трудоспособного населения, создание условий и стимулов для квалифицированного, творческого труда и проявления предпринимательской активности, что предполагает ориентацию экономики на производство товаров и услуг.
По статистике средняя заработная плата в Чеченской республике одна из самых мизерных. Тем более люди, занятые неквалифицированным трудом получают еще меньше, хотя работают зачастую в самых тяжелых условиях. Необходим эффективный механизм своевременного пересмотра социальных выплат и пособий населению с учетом изменений в экономике, динамики цен на основные потребительские товары и услуги.
Для сокращения разрыва в уровне доходов населения и борьбы с бедностью, возможно, сделать основой всех экономических расчетов социальный стандарт потребления, куда были бы включены расходы на приобретения жилья, оплату услуг ЖКХ, лечение, питание и т.д. Кроме того, необходимо Правительству республики законодательно выступать с декларацией о намерении использовать дополнительные бюджетные средства на поддержку малоимущих, медицину, демографию, образование и науку, на экологию и общественную безопасность и обязать органы социальной опеки оказывать этим слоям населения всяческую поддержку.
В настоящее время в социальной поддержке нуждается значительная часть населения республики. В условиях ограниченных финансовых ресурсов акцент должен быть сделан к более рациональному использованию государственных инвестиций в социальную сферу. Рационализация использования средств предполагает их ориентацию на определенные рисковые группы населения. Дифференциация социальной защиты объективно необходима и в целях социального выравнивания населения по уровню материального положения различных групп. Этот подход является более эффективным, ведь адресная помощь предоставляется только действительно нуждающимся. Так как основу экономического благосостояния любого общества составляет труд, нужно опираться на людей труда, создавать им условия, позволяющие зарабатывать на достойную жизнь и оплачивать определенный набор потребительских товаров и услуг. Именно эти люди являются гарантией общества от возможных политических потрясений.
Важным является развитие и расширение социальной функции бизнеса. Бизнес должен стать равноправным партнером государства, и даже основным в деле социальной защиты населения, особенно её трудоспособной части. Необходимо поощрять социальную деятельность, проводимую предприятиями и организациями через налоговые и иные льготы. Социальная ответственность бизнеса, профсоюзов, негосударственных структур, роль благотворительных организаций крайне ограничены в силу их неразвитости, отсутствия основ правового и экономического регулирования такой ответственности. Поэтому, функция социального регулирования в условиях восстановления и развития экономики должна осуществляться, прежде всего, правительственными органами республики. В настоящее время необходимо остановить процесс падения уровня жизни населения и хотя бы частично компенсировать потери наиболее нуждающимся группам населения в условиях кризисного состояния экономики.
Оптимальность социальной поддержки граждан в условиях ограниченности финансовых ресурсов выражается в оказании помощи лишь в определенных рамках и только в том случае, если исчерпаны или отсутствуют возможности для самостоятельного преодоления человеком возникших жизненных трудностей или получения помощи со стороны семьи, близких. В этой связи целесообразно построение такой эффективной системы социальной защиты населения, которая была бы аналогична существующим во многих социально-ориентированных экономиках, но имела бы свои конкретные отличительные черты, отражающие социально-экономические, политические, исторические, духовные и национальные особенности Чеченской Республики.
Учитывая вышеизложенное, для окончательной стабилизации ситуации в республике должны быть, прежде всего, решены именно социальные вопросы. Поэтому необходима разработка специальной системы социальных гарантий, учитывающих цели и возможности экономического и социального развития. При реализации национального проекта по обеспечению доступного жилья в Чеченской республике необходимо отдельно пересмотреть проблему восстановления г. Грозный. В качестве предложения можно рассмотреть вариант поквартальной реконструкции города с привлечением инвестиций из других субъектов Российской Федерации.
В свете сложившейся ситуации и с учетом изменений в Правительстве Чеченской республики необходимо взять вопрос выделения и расходования целевых средств на общественный контроль. Возможно, с этой целью создать постоянную общественно-государственную рабочую группу по контролю над выделением и расходованием средств, предназначенных для восстановления социальной сферы и финансирования социальных программ в Чеченской Республике.
Для увеличения уровня занятости целесообразно создать систему социальной защиты незанятых граждан, которая должна выражаться в стимулировании их к поиску подходящей работы, развитию предпринимательской деятельности, надомному труду, самозанятости. Особое внимание уделить защите интересов женщин, особенно одиноких матерей, а также работе с молодежью. Необходимо наладить информационное и консультационное обеспечение населения по вопросам трудового законодательства, организовать социально-психологическую поддержку безработных. Большую роль в этом может сыграть создание альтернативных некоммерческих организаций по содействию занятости, в том числе организаций, обеспечивающих занятость женщин и молодежи.
Восстановление экономики республики требует значительного числа высококвалифицированных специалистов: инженеров, техников, рабочих. В настоящее время в республике образовался их значительный дефицит практически во всех сферах деятельности. За последние 15 лет в Москве и других регионах страны выросло целое поколение выходцев из Чечни - специалистов разных профессий, которые могли бы работать во всех сферах экономики и услуг. Этот потенциал должен быть востребован сегодня республике. Поскольку количество специалистов, которое ежегодно выпускается ВУЗами республики, явно не в состоянии удовлетворить спрос на наиболее востребованные профессии. Следовательно, необходимо существенно увеличить подготовку специалистов, потребность в которых сегодня реально существует в экономике. В первую очередь это относится к здравоохранению и образованию, сельскому хозяйству и строительному комплексу. Увеличение числа специалистов для перечисленных отраслей должно осуществляться за счет сокращения выпускников по другим специальностям, без увеличения общей численности студентов, (учитывая, что 92,5% студентов обучается за счет бюджетных средств). Кроме того, среди основных причин по которым молодые люди не могут обучаться в ВУЗах является нехватка средств. Поэтому необходимо выдавать будущим студентам беспроцентные кредиты на получение высшего профессионального образования за счет средств республиканского бюджета с дальнейшей обязательной отработкой по специальности. Затем за каждый год, отработанный по специальности, списывать стоимость года обучения в ВУЗе.


к.э.н., докторант ГНИУ СОПС Минэкономразвития и РАН Липина С.А. (В большем объеме статья вошла как раздел в монографию Липиной С.А. "ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ", Издательство ЛКИ, Москва, 2007г.).

2008-01-23
www.nasledie.ru


Viperson

Док. 420082
Перв. публик.: 23.01.08
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 852

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``