В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сенаторы решили помочь РЖД Назад
Сенаторы решили помочь РЖД
Совет Федерации окажет поддержку ОАО "РЖД" в реформировании железнодорожной отрасли.

Вчера в Совете Федерации прошло заседание комиссии по естественным монополиям, на которое был приглашен президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

Главной темой заседания стала реализация реформы железнодорожного транспорта. По словам большинства участников заседания, третий этап реформирования РЖД самый ответственный и сложный. Поэтому и вызывает множество дискуссий.

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин отметил, что существуют факторы, которые не дают ОАО "РЖД" в полной мере запустить механизм коренной модернизации отрасли. Например, тяговый подвижной состав РЖД изношен на 75%, вагонный парк - на 80%. Путевая инфраструктура нуждается в ремонте.

Средства на обновление подвижного состава и инфраструктуры компания выделяет из собственных резервов. А инвестиции государства в развитие РЖД крайне малы.

По словам Владимира Якунина, частные компании забрали под себя 60% рынка перевозок высокодоходных грузов, потому что государственная компания, каковой является ОАО "РЖД", не может гибко оперировать вагонной составляющей в тарифе. В связи с этим советом директоров ОАО "РЖД" было принято решение о создании дочерней грузовой компании. Она, управляя большинством грузовых вагонов материнской компании, смогла бы на равных условиях с частниками выйти на рынок высокодоходных перевозок. Кроме того, грузовая "дочка" стала бы первой публичной компанией-оператором, акции которой выйдут на рынок. Средства, а это около $6 - 9 млрд, вырученные от продажи неконтрольного пакета акций "дочки", ОАО "РЖД" намерено вложить в обновление подвижного состава.

Президент компании отметил, что создание грузовой "дочки" столкнулось с определенными противоречиями. Это касается прежде всего формирования модели рынка перевозок.

На прошедшем в минувший понедельник заседании межведомственной комиссии по реформированию железнодорожного транспорта были представлены два основных варианта моделирования рынка. Один, предложенный ОАО "РЖД", предусматривает формирование самостоятельных рынков грузовых и пассажирских перевозок. При этом инфраструктура на первом этапе неотделима от самого перевозочного процесса (предоставление локомотивов, управление перевозками, регулирование графика движения).

Другой вариант, представленный Российским агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор), предусматривает отделение инфраструктуры от перевозочного процесса. Такая позиция требует пересмотра планов реформирования РЖД. По словам президента компании, эти разногласия могут быть улажены только на заседании правительства страны. Приблизить срок его проведения могли бы сенаторы.

Председатель подкомиссии по железнодорожному транспорту комиссии по естественным монополиям СФ Николай Рыжков подчеркнул: сенат должен способствовать тому, чтобы реформированию РЖД не мешали.

Комиссия намерена выйти в правительство с предложением сформировать специальную госпрограмму обновления подвижного состава. Николай Рыжков также напомнил о подготовке изменений в Устав железнодорожного транспорта.

На последних обсуждениях поправок в Госдуме прозвучали предложения о частичной модернизации устава. Но, по мнению Николая Рыжкова, этого допустить нельзя, поскольку обновленный документ должен быть принят полностью, а не фрагментарно.

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что сенату и органам власти нужно более гибко реагировать на происходящие изменения в стране. В частности, вопрос об унификации тарифов на грузовые перевозки обсуждается давно, но движения вперед нет. РЖД из-за жесткого тарифного контроля не способны активно завоевывать рынок. Кроме того, сам Прейскурант 10-01 безнадежно устарел и не учитывает конъюнктуру.

Сенату и правительству также необходимо поддержать ОАО "РЖД" в процессе создания эффективной платформы транспортного рынка, некое подобие которой представляет собой система фирменного транспортного обслуживания компании, считает Анатолий Голомолзин.

Аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын считает, что грузовая "дочка" станет именно той структурой, на основе которой удастся провести реальную оценку перевозочного рынка: сколько стоит пользование инфраструктурой, вагонами, локомотивами. "Дочка" также позволит убрать перевес частных компаний на рынке высокодоходных грузов.

По мнению аудитора, дискуссии по поводу грузовой компании надо заканчивать. А сенату - поторопить правительство с принятием окончательной модели перевозочного рынка, более перспективной из которых является модель, предложенная ОАО "РЖД".

Председатель комиссии Михаил Одинцов, подводя итоги обсуждения, сказал: "ОАО "РЖД" может рассчитывать на полную и всестороннюю поддержку сената в процессе реформирования отрасли".

Вопросы, касающиеся выработки новых нормативных актов, которые сегодня нужны РЖД, разработки государственных программ по обновлению основных фондов железных дорог в ближайшее время будут вынесены на обсуждение в Госдуму и правительство.

Кроме того, Михаил Одинцов от лица всех членов комиссии пообещал руководителю ОАО "РЖД", что вопрос о создании единой модели перевозочного рынка будет рассмотрен правительством уже в ноябре. Тогда же кабинет министров рассмотрит и тему создания грузовой компании.

Сенаторы пообещали всемерное содействие в продвижении новых законов, а также правительственных программ, направленных на обновление основных фондов "Российских железных дорог".

Александр ШУГАЕВ
© "Гудок", 25.10.2006
http://gudok.ru/index.php/41272

Док. 419822
Перв. публик.: 25.10.06
Последн. ред.: 22.01.08
Число обращений: 293

  • Бесхмельницын Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``