В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Федеральное агентство `Госкомцен-2` Назад
Федеральное агентство `Госкомцен-2`
Участники парламентских слушаний "О новых подходах к государственной ценовой политике на современном этапе", состоявшихся в Совете Федерации, предложили создать Федеральное агентство по ценовой политике.

Заседание началось с того, что представители транспортного сообщества в очередной раз обратили внимание членов Совета Федерации на существование фактической монополии в нефтяной отрасли и на свое бессилие противостоять ей.

Первый заместитель начальника департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО "РЖД" Николай Котельников пожаловался на то, что цены на топливо трудно прогнозировать. Так, в сентябре прошлого года МЭРТ опубликовал прогноз индексов цен на 2006 год. Однако вопреки прогнозу индекс был превышен с 1,11% до 1,26%. В результате повышения цен в бюджете ОАО "РЖД" образовалась дыра более чем в 6 млрд руб. Это крайне негативно сказывается на экономических результатах деятельности компании, ведь ее уровень рентабельности в 2006 году и так находится в пределах 3%. "Компания предлагает использовать американский опыт налогообложения предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Суть его в том, что нефтепродукты, поставляемые для нужд железнодорожников, должны иметь пониженную ставку акцизов и налогов. При этом в целях недопущения продажи "транспортных" ГСМ на открытом рынке в топливо добавляются особые цветовые присадки", - рассказал Николай Котельников.

К увеличению влияния государства на рынке нефтепродуктов призвала и директор департамента экономики и инвестиций Минтранса Юлия Зворыкина. Опираясь на данные Росстата, она признала, что с января 2002 года по декабрь 2005-го рост цен на октановый бензин и дизельное топливо составил соответственно 103% и 136%. В то же время в странах, не имеющих своей нефти, например в Германии, рост за три года по этой номенклатуре составил 21% и 43%, во Франции - 26% и 39%. Рост стоимости топлива - одна из причин того, что уровень транспортных издержек в себестоимости продукции в России в среднем составляет 20 - 25%, что в три раза выше мировых показателей. "Мы можем в основном отраслевыми методами стимулировать транспортные предприятия на использование энергосберегающих транспортных средств. Все остальные рычаги влияния на рынок нефтепродуктов в руках законодателей", - считает Юлия Зворыкина.

По мнению аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына, разрозненные попытки министерств и ведомств противостоять диктату цен на топливо закончатся неудачей. На основании многочисленных проверок аудитор утверждает, что цены на всех бензоколонках практически одинаковые. Это говорит о том, что де-факто в "нефтянке" существует монополия. "Раз в рамках действующего законодательства мы не можем препятствовать фактическому сговору между нефтяными компаниями, то надо менять законодательство", - считает Михаил Бесхмельницын.

По мнению председателя подкомиссии по транспорту Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николая Рыжкова, таким законодательным средством должно стать решение об организации Агентства по ценовой политике. Он обратил внимание на то, что попытки различных ведомств сдержать цены на нефтепродукты носят разрозненный характер. Все эти усилия должны быть объединены под крышей одного ведомства, лучше всего, если это будет Федеральное агентство по ценовой политике. "Причем агентство не по ценам, а именно по ценовой политике, - уточнил сенатор. - В существующих экономических условиях было бы неразумным устанавливать жесткий диктат цен и полностью реанимировать Госкомцен, который существовал в СССР".

За идею организации такого агентства высказался и вице-президент Российского союза товаропроизводителей Григорий Харченко. По его информации, подобные государственные структуры существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Еще во времена президента Рузвельта в США было создано Федеральное бюро по контролю за повышением цен. Это бюро действует и поныне. Когда, например, две компании, продающие бензин в бедствующем от урагана Новом Орлеане, попытались в 3 - 5 раз завысить цены на топливо, то каждая из них заплатила штраф по $150 млн. Кроме штрафов, за ценовой сговор законодательство США предусматривает и лишение свободы на три года. Г-н Харченко напомнил, что у нас из пяти расследований по необоснованному повышению цен, проведенных ФАС, удалось доказать сговор в двух случаях и оштрафовать виновных на 500 тыс. руб. Эти затраты можно компенсировать работой одной бензоколонки в течение дня.

Григорий Харченко усомнился в эффективности принятого в первом чтении Кодекса административных правонарушений. Согласно КоАП вводятся оборотные штрафы от 0,5% до 2% за доминирующее положение и от 2% до 4% - за ценовой сговор, в том числе на нефтяном рынке. "Нефтяные компании ждут не дождутся принятия этого закона. Штрафы ничего не дадут. Они лишь станут лазейкой для взяточничества", - вынес свой вердикт КоАП Григорий Харченко.

Однако заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин призвал не выплескивать вместе с водой ребенка. "Если вы считаете, что оборотные штрафы в 2% и 4% слишком маленькие, то увеличивайте их до 10%. ФАС возражать не будет", - обратился он к законодателям. Г-н Голомолзин считает, что проблемы на рынке нефтепродуктов вызваны трудностями переходного периода. По его словам, в ближайшее время ФАС внесет на рассмотрение правительства проект постановления, призванного устранить раздел рынка по территориальному признаку между вертикально интегрированными нефтяными компаниями.

Кроме того, антимонопольное ведомство направило в аэропорты и авиакомпании письма, в которых напоминает их руководителям о праве самим выбирать поставщиков топлива, а не прислушиваться к рекомендациям губернаторов, навязывающих авиакомпаниям "свои" нефтяные компании. В тех аэропортах, где была зафиксирована наиболее высокая стоимость авиационного топлива (Астрахань, Екатеринбург), возбуждены дела по факту установления монопольно высоких цен. В ходе рассмотрения этих дел аэропорты заявили о существенном (на 30%) снижении цен на авиатопливо.

Кроме того, ФАС проводит проверку формирования цен на авиатопливо во всех 60 аэропортах федерального значения. Анатолий Голомолзин считает, что эти меры уже дают положительные результаты. Так, в 2006 году динамика цен на топливо отставала от динамики цен на билеты, и по итогам 9 месяцев 2006 года рост авиаперевозок как на внутренних, так и на внешних авиалиниях составил 8%.

ФАС также готовит предложения по более гибкой политике в области таможенных пошлин и товарных интервенций. Зимой пошлины будут повышаться на мазут, а на светлые нефтепродукты - весной и летом.

"Мы планируем провести ряд мероприятий по регулированию дефицита и профицита на топливном рынке с помощью Госрезерва", - пообещал Анатолий Голомолзин.



19.12.2006
http://gudok.ru/index.php/43272

Док. 419817
Перв. публик.: 19.12.06
Последн. ред.: 22.01.08
Число обращений: 257

  • Бесхмельницын Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``