В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Счетная палата `встанет на рельсы` Назад
Счетная палата `встанет на рельсы`
Счетная палата продолжает наступление на руководство МПС, но проконтролировать переход имущества министерства на баланс ОАО "Российские железные дороги" ей, скорее всего, не удастся

В понедельник аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын заявил о том, что ведомство намерено проверить финансово-хозяйственную деятельность МПС после создания ОАО "Российские железные дороги". Необходимость такой проверки аудитор объясняет высокими рисками при передаче имущества с баланса министерства акционерному обществу. Список имущества был утвержден в начале июля, а к середине осени, по прогнозам премьер-министра Михаила Касьянова, оно будет передано в РЖД. После этого, по словам г-на Бесхмельницына, и планируется начать проверку. Впрочем, эксперты сомневаются в возможностях контрольно-ревизионного ведомства провести столь масштабную работу.

В начале текущего года Счетная палата опубликовала результаты проверки отчетности МПС, включая 1-е полугодие 2002 года. Итоги крайне неутешительны для железнодорожного ведомства. В частности, рентабельность по основной деятельности железных дорог снижалась на протяжении 2000-2002 года: так, в 2000 году она составляла 26,8%, в 2001 году - 17,7%, в 1-м полугодии 2002 года - 10,1%. Это приводило к тому, что финансовое положение монополии постоянно ухудшалось: темпы роста доходов стали отставать от расходов (по основной деятельности железных дорог рост расходов за первые шесть месяцев нынешнего года составил 46,5 %, доходов - 34,7 %). Еще одна негативная тенденция - рост кредиторской задолженности. По состоянию на 1 июля 2002 года кредиторская задолженность в целом по отрасли (154 246 млн рублей) в 2 раза превышала дебиторскую задолженность (75 411 млн рублей).

Кроме того, на основании проведенного исследования разработанных МПС России проектов нормативных правовых актов по вопросу разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления Счетная палата сделала вывод, что распределение функций по уровням управления, финансово-экономическое взаимодействие между ними и структура РЖД требует дополнительной проработки, так как "существует риск потери управляемости отраслью" на этапе передачи хозяйственных функций от МПС к ОАО "РЖД". Не так давно Счетная палата получила ответ главы МПС Геннадия Фадеева по результатам исполнения предписания Счетной палаты по проведенной ранее проверке министерства. Однако, по словам Михаила Бесхмельницына, "Счетная палата удовлетворена не по всем позициям исполнения предписаний", поэтому министру может быть направлено письмо с предложением разъяснить некоторые позиции по исполнению предписаний. К сожалению, в МПС вчера не смогли прокомментировать причины, по которым рекомендации ревизионного ведомства не были выполнены.

Новая инициатива Счетной палаты, по сути, является продолжением работы по тем пунктам, где монополия отказалась сотрудничать. По словам Михаила Бесхмельницына, "стартовые позиции вновь созданной компании должны быть абсолютно прозрачны", для чего необходимо выработать определенную схему контроля за деятельностью компании. Как пояснил RBC daily президент "Гильдии экспедиторов" Семен Резер, "участие Счетной палаты в процессе передачи имущества от министерства поможет избежать злоупотреблений - если сейчас мы понимаем, как имущество МПС управляется, как платятся налоги, то с новым обществом ситуация остается достаточно туманной, так как на законодательном уровне это прописано явно недостаточно". Более того, эксперты отмечают, что существует вероятность нанесения ущерба государству в процессе раздела имущества. "Системный риск при создании РЖД - это то, что в процесс вовлечено огромное количество людей, которые распределяют государственное имущество, - прокомментировал RBC daily член комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Вячеслав Новиков. - Высока вероятность того, что часть имущества не дойдет до целевого получателя, а часть вообще пропадет".

Потеря контроля над отдельными активами в ходе передачи имущества возможна как вследствие недобросовестности чиновников и руководителей предприятий, так и ввиду нарушений при оформлении имущества дочерних обществ. Согласно данным Счетной палаты, за период 1993-1998 годы железными дорогами в различные коммерческие структуры осуществлялись имущественные вклады в виде зданий, сооружений, механизмов, транспортных средств, материальных ценностей, а также передача прав пользования, причем с нарушением законодательства о приватизации. По состоянию на 1 июля 2002 г. сумма имущественных вкладов составляет более 30 млн рублей. Соответственно, другие участники дочерних компаний МПС могут воспротивиться передаче их имущества на баланс РЖД, и разрешение этих споров будет зависеть от субъективных решений чиновников МПС.

Счетная палата, по-видимому, намерена вмешаться в эти процессы. По прогнозам г-на Бесхмельницына, аудиторы смогут приступить к проверке МПС в течение квартала после создания ОАО "РЖД", то есть уже в конце текущего года. Впрочем, по мнению одного из экспертов, у Счетной палаты просто не хватит полномочий для реализации столь масштабной ревизии. "Согласно ст. 12 закона "О Счетной палате...", ее полномочия распространяются на предприятия, если они каким-то образом используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, но у будущего РЖД не будет государственной собственности. Государство будет владеть только акциями, а имущество будет принадлежать акционерному обществу, - отметил эксперт. - Но проверка МПС без сопоставления с информацией из РЖД будет не очень эффективна". Кроме того, эксперт указывает, что инвентаризация имущества МПС длилась несколько лет, соответственно, Счетной палате понадобится приблизительно такой же срок на анализ движения активов.


16.07.2003
http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml?2003/07/16/archive/42996

Док. 419804
Перв. публик.: 16.07.03
Последн. ред.: 22.01.08
Число обращений: 287

  • Бесхмельницын Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``