В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Сухой` может приземлиться в суде Назад
`Сухой` может приземлиться в суде
Военные подозревают, что часть денег для истребителя пятого поколения ушла на проект RRJ. Руководство корпорации отрицает факт нецелевого использования бюджетных средств

Вчера генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян отреагировал на обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств по программе разработки истребителя пятого поколения. Напомним, что в минувшую среду главком ВВС Владимир Михайлов заявил, что часть средств, направлявшихся бюджетом на конструирование истребителя, руководство АХК истратило на гражданские проекты, в частности, связанные с разработкой регионального самолета RRJ. Скорее всего, главкома на эти мысли натолкнула проверка финансовой деятельности АХК, проведенная Счетной палатой. Михаил Погосян сказал, что программа RRJ поможет "Сухому" сохранить производственные мощности для выпуска военной техники, в том числе перспективного истребителя. В "Сухом" отрицают, что тратили бюджетные деньги не по назначению. Эксперты считают, что руководство компании может потребовать от главкома ВВС опровержения его слов, и не исключают, что дело закончится судом.

Разработчиком регионального самолета RRJ (Russian Regional Jet) является ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", дочерняя компания авиационного холдинга "Сухой" (по итогам 2004 г. заняла первое место в российском авиационном экспорте - 47%). На данный момент вся линейка RRJ представлена шестью моделями, первый полет намечен на ноябрь 2006 г., начало эксплуатации - на конец 2007 - начало 2008 гг. Объем рынка самолетов семейства RRJ до 2023 г. оценивается в 5,4-5,6 тыс. единиц. В денежном выражении это составляет около 100 млрд долл. Общая стоимость проекта - 750-770 млн долл., еще примерно в такую же сумму обойдется разработка НПО "Сатурн" совместно с компанией Snecma (Франция) двигателя SaM146. Всего "Сухой", по самым скромным планам компании, собирается произвести не менее 700 таких самолетов. В настоящее время АХК уже заключила предконтрактные соглашения на поставку в 2007 г. 50 самолетов авиакомпании "Сибирь", десяти - Финансовой лизинговой компании, семи - ФГУП "Почта России" и четырех - авиакомпании "Дальавиа".

На прошлой неделе "Сухому" досталось за RRJ. В минувшую среду главком ВВС Владимир Михайлов сообщил журналистам, что часть средств, направляемых бюджетом на разработку истребителя пятого поколения, АХК тратит на гражданскую авиацию. По его словам, конструкторское бюро параллельно с созданием истребителя занялось разработкой нового гражданского самолета, на которую и уходит часть денег. "Но, несмотря на это, как мы обещали, в 2007 г. самолет пятого поколения должен быть поднят в воздух, и мы это, безусловно, сделаем", - передают его слова информационные агентства. Называть источник, на основе информации которого главком сделал такое заключение, он не стал.

Вчера информагентства распространили информацию с заявлением гендиректора АХК "Сухой" Михаила Погосяна по поводу высказывания главкома ВВС. Михаил Погосян говорит, что обязан сохранить заводы "Сухого" для выпуска на них истребителя пятого поколения. По его словам, той загрузки производственных мощностей Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Гагарина (КнААПО) и Новосибирского авиапроизводственного объединения им. Чкалова (НАПО), которая есть в настоящее время по линии Минобороны и по экспортным заказам, для сохранения потенциала этих предприятий недостаточно. Предприятиям нужна третья составляющая - гражданская, которой и стало производство самолета RRJ, считает руководитель "Сухого". По его словам, техническое переоснащение и освоение новых технологий на КнААПО и НАПО, которое осуществляется в рамках программы RRJ, в большой степени унифицировано и будет использоваться при производстве перспективного истребителя. В "Сухом" были крайне удивлены высказыванием главкома, который, помимо прочего, является и членом совета директоров АХК и участвовал в принятии решений по всем программам, в том числе по RRJ. Более того, эти программы реализуются в разные сроки: уже завершается выпуск документации по RRJ и начинается выпуск документации по самолету пятого поколения, говорят в компании.

Участники рынка строят догадки, на какой информации мог основываться главком ВВС, обвиняя АХК в нецелевом использовании средств. Не так давно деятельностью "Сухого" заинтересовалась Счетная палата. Ее аудитор Михаил Бесхмельницын должен был проверить, сколько в прошлом году было использовано бюджетных средств, выделяемых на разработку истребителя пятого поколения. Некоторое время назад аудитор в интервью RBC daily говорил, что по итогам его проверки будет видно, откуда брались деньги на реализацию этого проекта и действительно ли средства на RRJ брались с других проектов корпорации "Сухого". "Если окажется, что бюджетные деньги использовались не по назначению, они будут возвращены государству", - предупреждал Михаил Бесхмельницын. Вчера связаться с ним RBC daily не удалось, как не удалось и выяснить, была ли завершена его проверка или нет.

Если она была завершена и показала нецелевое использование бюджетных средств, то Владимир Михайлов вполне мог оперировать этими цифрами. Представители одной близкой к разработке RRJ компании сказали, что главком ВВС уже давно хотел, чтобы истребитель пятого поколения был построен в 2006 г., и рассчитывал на то, что все деньги тратились только на этот истребитель. "Только в прошлом году был утвержден макет-проект, а техническое задание до сих пор не утверждено. Значит, самолет не может быть построен в 2006 г., реально он сможет подняться в воздух не ранее чем через 3-4 года с момента утверждения", - говорит один из участников рынка. "На месте "Сухого" я бы начал судебные разбирательства, - сказал эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - Фактически г-н Михайлов обвинил Михаила Погосяна в воровстве бюджетных средств. Это притом, что даже технически он не мог перекидывать средства с одного проекта на другой". По его словам, после такого заявления главком ВВС должен показать всем документальные подтверждения того, что бюджетные средства тратились нецелевым образом, или быть готовым к судебным искам. "Но Михаил Погосян в суд не пойдет, так как человек он очень осторожный", - считает эксперт.


24.01.2006
http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml?2006/01/24/archive/213906

Док. 419796
Перв. публик.: 24.01.06
Последн. ред.: 22.01.08
Число обращений: 254

  • Бесхмельницын Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``