В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Руслан Албаков-Мяршхи: на митинге 26 января я буду говорить об аспектах взаимодействия органов исполнительной власти и общества Назад
Руслан Албаков-Мяршхи: на митинге 26 января я буду говорить об аспектах взаимодействия органов исполнительной власти и общества
Среди вопросов, которые мы хотим поднять на митинге 26 января, на мой взгляд, одним из важнейших является проблема взаимодействия органов исполнительной власти и общества. Такого взаимодействия в Ингушетии нет вообще. Власть оторвана от народа, не хочет понять его нужды и проблемы. Ведь акции протеста и митинги - это реакция на полную изолированность чиновников, властных структур от общества. Когда у общества не получается "достучаться" до власти обычными способами, рождаются идеи митингов, пикетов и иных форм давления на власть и чиновников. Постараюсь кратко изложить некоторые аспекты взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, которые, на мой взгляд, могли бы разрешить ситуацию противостояния этих двух гражданских институтов не только в Ингушетии, но и по всей России.

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год чиновничество названо замкнутой и подчас просто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса. В этой связи основными задачами определены повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию.

Необходимо разработать механизмы противодействия коррупции. Требует оптимизации взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом.

Административная реформа в России началась с 2000 года с общефедерального уровня власти, а с 2005 года взял старт второй этап административной реформы, в ходе которого она начала реализовываться на региональном уровне. В огромной России, которая к тому же является федерацией, то есть союзом равноправных субъектов с собственными полномочиями, этот этап объективно будет значительно более сложным, чем реформа общегосударственной власти. Кроме того, стали очевидны из опыта нескольких последних лет некоторые проблемы. Главная из них - власти большого количества субъектов Российской Федерации оказались не готовы или не захотели проводить административную реформу на своих территориях в инициативном порядке. Яркий пример - Республика Ингушетия.

В справке о деятельности Объединенной рабочей группы по общественному мониторингу административной реформы Общественной палаты РФ и Совета при Президенте РФ по содействию развитию гражданского общества и правам человека одна из основных задач состоит в разработке методических рекомендаций и модельных правовых актов для реализации:

- форм участия населения в осуществлении государственного управления и местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;

- форм участия населения и гражданских организаций в стратегическом планировании муниципальных образований и регионов.

Задачи модернизации публичной власти в России не могут быть решены эффективно без привлечения потенциала гражданского общества (интеллектуального, организационного, информационного и др.). Фактически речь идёт о новом этапе развития идеи социального партнерства, реализуемого сегодня в России на уровне федерального законодательства, в основном, в сферах трудовых отношений, образования, организации судопроизводства и др.

Для обеспечения участия граждан и институтов гражданского общества в управлении государством в настоящее время формируются новые формы и инструменты - как общественные, так и правовые. Так, Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 No 1789-р, предусмотрено, что для достижения целей административной реформы необходимо решение следующих задач:

1) внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

2) разработка и внедрение регламентов государственных функций и стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти;

3) оптимизация функций органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

4) повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

5) модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

6) формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

По крайней мере, первые пять из шести названных задач напрямую зависят от эффективности взаимодействия власти с гражданами и институтами гражданского общества.

Проект Программы административной реформы в Российской Федерации на 2005-2010 годы, подготовленный Центром стратегических разработок, ту же мысль выражает следующим образом: "Как свидетельствуют международные сопоставления, по показателям эффективности государственного управления и качества публичных услуг Российская Федерация находится среди стран, которые намного уступают ей по уровню экономического развития и человеческому потенциалу. По существу, сфера государственного управления превратилась в лимитирующий фактор для дальнейшего успешного развития страны и полноценного использования ее социально-экономического потенциала". Действительно, получается, что власть в ее нынешнем виде - главное препятствие для роста экономики и уровня жизни.

Нормальная власть - это когда она ответственна перед народом, открыта и компетентна. В разных местах большой России очень часто трагедиями прорывается проблема безответственности, закрытости и бездарности власти. Очень многие преступления, нарушения прав все еще успешно прячутся за круговой порукой.

Федеральная власть видит эту проблему и пытается найти ее решение. Несколько "цветных революций" в СНГ усилили активность в этом направлении. На первом заседании общероссийской Общественной палаты, Президент РФ В.В. Путин, который присутствовал на нем в качестве гостя, представил свое видение главных задач Палаты. Она должна служить площадкой для согласования позиций по существенным вопросам государственной политики, добиться роста влияния граждан и общественных институтов на власть, осуществлять контроль над расходованием средств на национальные проекты.

Сама по себе административная реформа не направлена на развитие демократичности или, наоборот, авторитарности власти в России. Реформа призвана сделать власть эффективной, не более того. Но все же ради эффективности в мероприятиях реформы заложено усиление влияния общественности на власть. У гражданского общества и власти, наконец, появился общий интерес: власть будет заинтересована в сотрудничестве хотя бы потому, что за это придется отчитываться. Умная власть поймет к тому же, что такое сотрудничество положительно скажется и на конечном результате. Общественные организации получат возможность высказать свои предложения, направленные на улучшение положения тех групп, интересы которых они отстаивают. С учетом опыта многих общественных организаций в проектной деятельности власти будет трудно отказаться от такой помощи.

На Северном Кавказе, где издревле были развиты формы народного самоуправления, административная реформа явилась стимулирующим фактором в решении ряда социально-политических и экономических проблем, но в некоторых республиках функционеры при власти готовы "костьми лечь" лишь бы отдалить реализацию Концепции административной реформы в Российской Федерации.

Ингушский просветитель Шукри Дахкильгов в свое время писал: "Вся хозяйственная жизнь горцев тесно переплеталась с общественным бытом, в котором важную роль продолжали играть институты сельской общины, установления обычного права и традиции, унаследованные от далекого прошлого.

Основные пахотные участки земли, сенокосы, пастбища, водные источники, леса и недра земли принадлежали сельским обществам на правах общинного пользования. Земельные участки, возделанные трудом поколений, находились в частном личном пользовании отдельных семей или группы семей-вьяров (патронимий).

Общественное мнение здесь выступает как общественная принудительная сила; органы принуждения отсутствуют, как и централизованная власть. Конечно, нельзя это понимать как полное безвластие. Горцы имели хорошо развитое самоуправление.

Общественная жизнь горцев Северного Кавказа регулировалась обычаями, сложившимися в ходе исторического развития, передававшимися из поколения в поколение.

Они, эти обычаи, были своеобразными правовыми нормами, регулирующими как общественные, так и семейные отношения. Обычаи, имевшие силу закона, были неписанным кодексом этических и моральных норм во взаимоотношениях внутри общества" (Дахкильгов Ш.Э. Перелистывая страницы истории. - Нальчик, 2005.- Собр. соч.).

100 лет назад, в Терских ведомостях, статье "Наблюдения и заметки" Павла Безпристрастного приводится следующая историческая справка: "По исследованию комиссии 1865 года по разбору личных и поземельных прав туземного населения Терской области Назрановское общество (ингуши) устроено на началах демократических: привилегированных сословий нет, все свободны, пользуются одинаковыми правами, рабов нет, землею пользуются на правах общинного владения и что хотя между ними существуют известные фамилии, но все они выдвинулись из толпы заслугами гражданскими, или военными доблестями; не пользуются никакими иными правами, кроме уважения, приобретенного исключительно умом и личными достоинствами каждого члена.

Основываясь на этом, все ингуши наделены землею на праве общинного владения, а если и были примеры награждения в собственность участками земли, то лишь за личные заслуги, а не за потерю прав над подвластным народом, как это и делалось в Кабарде, Осетии и Кумыкской плоскости.

Таким образом, как видно из исследований сказанной комиссии, упомянутое устройство вызвано условиями быта этой национальности, а этому быту, как мы видим, могла бы позавидовать, не только тогда, но и в наше время, любая из стран обоих полушарий. Мы же привыкли ингушей считать, за "дикарей".

Вот вам и "дикари"!.." (Павел Безпристрастный. "Наблюдения и заметки". Терские ведомости. 1907. No5).

Сегодня, в Концепции административной реформы в России ярко прослеживается историческая адаптация форм народного самоуправления народов Северного Кавказа, традиционная культура и общественная жизнь которых несет в себе глубокую приверженность к этим формам.

На мой взгляд, для эффективной реализации Концепции административной реформы в ЮФО необходимо только реанимировать историческую приверженность народов Северного Кавказа к формам народного самоуправления, что даст большой толчок в решении ряда насущных вопросов не только в регионе, но и в России.

"Страстный поборник свободы и равенства Виссарион Григорьевич Белинский, имея в виду, исторические корни связей Кавказа с Россией, отмечал, что "муза Пушкина как бы осветила уже на деле существующее родство России с этим краем".


Руслан АЛБАКОВ-МЯРШХИ
20.01.2008
http://www.ingushetiya.ru/news/12934.html


    



Док. 419198
Опублик.: 20.01.08
Число обращений: 505


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``