В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Залиханов. Итоги парламентской части РИО+10 Назад
Михаил Залиханов. Итоги парламентской части РИО+10
/Всемирный саммит по устойчивому развитию . Йоханнесбург . 26 августа - 4 сентября 2002. Парламентская часть Саммта проходила под названием "Роль парламентов в обеспечении выполнения и ответственности" . Работа подготовлена по материалам парламентских слушаний 24 сентября 2002 года в ГД ФС РФ на тему "Итоги встречи по устойчивому развитию в Иоханесбурге и задачи Российской федерации"./




Как известно к 80 годам прошлого века основная часть населения Земли осознала существующие экологические проблемы, которые в будущем, если не будут приняты соответствующие меры поставят под вопрос существование жизни на земле. Под давлением общественности правительства ряда ведущих стран мира вынуждены были принимать соответствующие решения и договоренности как в рамках ООН, так и через правительственные и парламентские структуры, например, такие как Европарламент, Евросоюз, Парламентский Союз. Даже такая организация как НАТО вынуждена была заниматься вопросами экологии. Справедливости ради надо сказать, что и ученые, и Правительство США много сделали для достижения международных договоренностей, достижения консенсуса по наиболее трудным, щекотливым вопросам. Таким вопросом, например, является Киотское соглашение и дополнительно принятые к нему обязательства. Это я хорошо знаю, потому что был участником большого количества встреч с американскими учеными и специалистами протяжении почти 20 лет. Я слушал прекрасные выступления Буша-старшего в Госдепартаменте США в феврале 1989 года на конференции экспертов ООН по климату. В последующие годы Клинтон и особенно Гор во главу национальной политики поставили глобальные проблемы экологии. Приход к власти Буша-младшего ознаменовался резким изменением отношения правящей верхушки США к ранее достигнутым международным и не только экологическим договоренностям, но и выходу США из договора по ПРО и т.д. Выход же США из Киотского протокола вначале мировая общественность считала актом Буша, направленным лично против своего соперника Гора и надеялась, что администрация Буша пересмотрит это решение. Это коренным образом повлияло бы на результаты прошедшего саммита ООН по устойчивому развитию.

Но этого не произошло и наверняка скоро не произойдет, поскольку уменьшение выбросов по Киотскому протоколу за в размере 310-390 млн. т. СО2 обойдется США в 50-90 млрд. долларов инвестиций, что явно не устраивает американскую администрацию. Тем более, сегодня США открыто считают, что действуя с позиции силы, они смогут прибрать к рукам все природно-ресурсные богатства мира, в том числе они заявляют, что их жизненные интересы простираются и на нашу Сибирь, и Каспий, и т.д. Они сегодня, не спрашивая разрешения у Совета Безопасности ООН могут бомбить Югославию, Ирак. Завтра очередь, наверняка, дойдет до Ирана, Ливии и Северной Кореи, и неслучайно сегодня утром Гор в своем выступлении сказал, что Буш хочет собой заменить ООН и давать всему миру указания. В такой ситуации я счел нужным предложить парламентариям 53 стран мира и представителям 14 международных и региональных организаций перенести штаб-квартиру ООН из США в одну из стран Европы, что по нашему мнению уменьшит давление на эту судьбоносную для мира организацию. Прошедший саммит еще раз продемонстрировал миру необходимость усиления авторитета ООН, что является важным не только в решении экологических и социальных проблем, но и в принятии Хартии Земли, которая только и может остановить бряцание оружием США. Многие ученые в мире это моё предложение поддерживают. Поддерживают в самих США, Франции, Германии и Италии.

Как было сказано, Саммит по устойчивому развитию (РИО+10) проходил в Йоханнесбурге в период с 26 августа по 4 сентября 2002 г. На этом общепланетарном форуме намечалось выработать практические рекомендации государствам и мировому сообществу в целом, которые были бы в состоянии улучшить экономические, социальные и экологические условия во всем мире. Это в первую очередь предусматривает укрепление международного управления устойчивым развитием для стимулирования всеохватывающего и глобального, а не нынешнего разрозненного подхода. Кофи Аннан в этой связи заметил: "Чтобы реализовать указанный план и в дальнейшем обеспечить сохранение жизни на Земле, прежде всего, нужна планетарная идея, которая могла бы объединить мировое сообщество независимо от расы, национальности, пола и вероисповедания для предотвращения глобальных катастроф человечества и создания целостной системы достойной жизни. Планетарная идея должна ориентироваться на ноосферное развитие".

Такая планетарная идея с ориентацией на ноосферное развитие мирового сообщества ни на встречах парламентариев, ни на встречах глав государства в Йоханнесбурге не получилась. Не получилось, как мы и предполагали, из-за позиций США и ряда других европейских стран, придерживающихся фарватера американской политики.

Парламентская часть саммита под названием "Роль парламентов в обеспечении выполнения и ответственности" проходила с 29 по 30 августа по инициативе Парламентского Союза и Парламента Южно-Африканской. В приоритетах документа, принятого на указанной парламентской встрече, говорится:

"Придавая ключевую роль финансированию в вопросе выполнения Повестки дня 21, мы одобряем Монтеррейский консенсус, достигнутый в ООН в качестве отправной точки мобилизации дополнительных ресурсов для развивающихся стран. Для того, чтобы этот консенсус действовал в целях устойчивого развития, нам следует:

- Направить большую часть средств Фонда помощи развивающимся странам (ОДА) на проекты, включающие в себя все аспекты устойчивого развития: экологические, социальные и экономические.

- Развивать инициативы, направленные на списание долгов бедных стран со средним доходом, в том числе на нужды финансирования развития в целях предоставления им возможности достижения Целей развития Тысячелетия, а в качестве дополнительной меры - увеличить помощь развивающимся странам.

- Регулировать иностранные инвестиции в целях защиты окружающей среды и обеспечения местных общин необходимыми средствами для существования и для устойчивого развития.

- Продвигаться вперед в вопросе полного выполнения соглашений Уругвайского раунда переговоров для выработки более справедливого торгового режима в соответствии с принципами соглашений ВТО, форсировать дальнейшее проведение торговых переговоров для более свободного доступа к рынку экспорта развивающихся стран и гарантировать, чтобы были соблюдены права интеллектуальную собственность при этом не препятствовал доступу к необходимым для жизнеобеспечения медикаментам.

Признавая развитие гражданского общества в течение последнего десятилетия и более, мы подчеркиваем необходимость партнерства между правительствами и организациями гражданского общества, включая частный бизнес, как пути дальнейшего решения задач устойчивого развития как в развитых, так и развивающихся странах. В этих целях нам следует:

- Наметить необходимые направления и выработать рамочные законодательства для такого рода партнерства и обеспечить прозрачность, справедливость и ответственность, так же как и увеличить капиталовложения на национальном и местном уровнях;

- Оказать нашу поддержку партнерству на региональном уровне, например, новому партнерству за развитие Африки (МЕРАВ).

Отмечая взаимозависимость между безопасностью людей и устойчивым развитием и тот факт, что отношение к этому на Севере и на Юге отличается, мы будем отдавать наш основной приоритет следующим вопросам безопасности людей при выполнении экономических и социальных аспектов Повестки дня на 21 век:

- Выполнение Целей развития Тысячелетия к указанным срокам в, частности, отдавая необходимый приоритет наших бюджетов на нужды образования мальчиков и девочек, безопасности жилища для всех людей, обеспечению их благами чистой воды и экологически чистыми энергоресурсами.

- Принятие жестких превентивных и лечебных мер по Программе ООН по оказанию помощи развивающимся странам, уделяя при этом особое внимания молодым людям, женщинам и детям с физическими недостатками в целях противоборства с эпидемией ВИЧ/СПИД, уменьшения ее негативного воздействия на здоровье людей и устойчивое развитие, и, таким образом, достигнуть поставленных мировым сообществом целей к 2015 году.

- Подобным образом, принять меры для противоборства распространению таких болезней, как малярия, туберкулез и другие эпидемии, угрожающие самому выживанию общин;

- Принять меры, направленные на достижение мира на всех уровнях, включая внутреннее положение и профилактику конфликтов. Сокращение ежегодных мировых военных расходов, достигающих 900 млрд. долларов для того, чтобы высвободить больше ресурсов для целей устойчивого развития;

- Признавая культурное разнообразие и развивая права культурные языковых и религиозных общин; Развивая безопасность людей в качестве универсальной международной концепции, включающей раннюю профилактику конфликте и преодоление бедности, равноправие полов, полномочия и защиту, и которая требует проведения справедливой и равноправной торговли равноправного подхода к человеческим потребностям;

- Гарантируя переход - от подхода, сконцентрированного на национальной безопасности государств, к тому, который ставит людей в фокус устойчивого развития, и в этих целях рассмотреть вопрос о закреплении социально-экономических прав второго и третьего поколения на том же уровне, как и политические и гражданские права первого поколения;

Как члены парламентов, мы считаем нашей первоочередной обязанностью укрепление справедливой власти путем реформирования ее институтов, включая парламенты и процессы принятия решений, чтобы действовать в императиве устойчивого развития. Мы признаем уникальную роль парламентов в постановке на реальную основу контроля за работой, мониторинга и отчетности национальных правительств в отношении выполнения международных соглашений. Мы будем действовать для создания:

- Новых законодательных и административных институтов для компетентного подхода к устойчивому развитию буквально в каждом акте правительства;

- Национальных стратегий устойчивого развития, включающих меры по децентрализации общественных и частных институтов, чтобы достичь правильных решений на местах, обеспечивающих связь между проводимой политикой и реально достижимыми целями;

- Требований посредством учета экологического и социального факторов, основанных на индикаторах устойчивого развития и процедурах при планировании землеустройства, и, в особенности, на побережье, так же, как и законов, регулирующих экологические конфликты;

- Систем, обеспечивающих людям доступ к соответствующей информации и ответственным лицам;

- Законодательства для внедрения новых методов учета "зеленого фактора" как в общественном так и частном секторе;

- Демократических институтов и процессов, которые были бы подотчетными, открытыми для консультаций и поправок со стороны гражданского общества, управляемых силой закона и уважения фундаментальных прав человека и человеческого достоинства".

В принятых обязательствах также говорится:

" Мы, члены парламента, собрались в Йоханнесбурге по случаю Всемирного саммита по устойчивому развитию, чтобы продолжить оказывать поддержку Повестке дня-21, как ориентиру для парламентариев, работающих в целях более процветающего, справедливого и стабильного мира, действовать в направлении ратификации многосторонних экологических соглашений, включая Киотский протокол.

Мы обязуемся официально соблюдать в наших соответствующие парламентах План выполнения итогов Всемирного саммита по устойчивому развитию, и как можно скорее выполнить, посредством принятия законов включая бюджетные меры, статьи этого Плана, в пределах нашей компетенции.

Мы далее обязуемся действовать через посредство нашей всемирной организации - Межпарламентского союза, ради достижения более стабильного и справедливого мира, и придавая парламентское измерение деятельности ООН, ВТО, Бреттон-Вудских институтов и других подобны международных организаций, участвующих в выполнении итогов этой Саммита".

Таким образом, в целом прошедший в Йоханнесбурге Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВСУР) оценивается как крупнейшая в истории конференция ООН по вопросам развития, решения которой могут носить долгосрочный характер и определить деятельность международного сообщества на предстоящий период по этой крайне чувствительной тематике. В своей вступительной речи председатель ВСУР, президент ЮАР Т.Мбеки особое внимание уделил необходимости принятия срочных согласованных мер для решения таких задач, как безопасность, недостаточное экономическое развитие, неравенство внутри стран и между ними, а также усугубляющийся экологический кризис. Он подчеркнул, что со времени проведения конференции в Рио-де-Жанейро миллионы людей во многих странах мира стали еще беднее и все меньше средств выделяется на цели устойчивого развития.

Подчеркнув непреходящее значение принципа общей, но дифференцированной ответственности, он призвал преодолеть "рыночный фундаментализм" и признать императив развития, сфокусированного на человеке, и покончить с "глобальным апартеидом".

Генеральный секретарь саммита, зам. Генсекретаря ООН Н.Десаи определил главную задачу основного итогового документа встречи как выработку прагматичной и ориентированной на результат программы действия по решению тех проблем устойчивого развития, которые были выявлены в процессе реализации принятой десять лет назад в Рио-де-Жанейро "Повестке дня на XXI век". Важнейшим из них, по его словам, являются вопросы водоснабжения, доступа беднейших слоев населения развивающихся стран к источникам энергии, здравоохранения и сохранения биологического разнообразия.

По оценкам участников ВСУР, достичь этих масштабных целей не удалось, поскольку еще в ходе подготовительного процесса к саммиту не удалось сблизить позиции развитых и развивающихся государств по наиболее острым вопросам устойчивого развития: финансам, торговле, надлежащему управлению, конкретным целевым установкам по энергетике, биоресурсам и др.
    
        
"Устойчивое развитие. Наука и Практика", No1/2003
http://sdo.uni-dubna.ru/journal/view_pub.php?id=28

Док. 419032
Перв. публик.: 20.01.03
Последн. ред.: 20.01.08
Число обращений: 353

  • Залиханов Михаил Чоккаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``