В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Борисов: `Чиновники убивают курицу, которая несет золотые яйца` Назад
Сергей Борисов: `Чиновники убивают курицу, которая несет золотые яйца`

Коррупционная составляющая является сегодня "самым слабым звеном" экономического развития России. По некоторым прогнозам, в 2007 году среднестатистическая плата за преодоление административных барьеров может составить около 10%. Алчность чиновников убивает курицу, которая несет золотые яйца, заявил в интервью "Росбалту" президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ" Сергей Борисов.


- Сергей Ренатович, известно, что чем благополучнее страна, тем комфортнее в ней чувствуют себя предприниматели. Сейчас Россия находится на подъеме. Как дела обстоят в малом и среднем бизнесе, есть ли какие-то позитивные сдвиги?

- За последние 4 года малый бизнес (МБ) после периода стагнации только начал поднимать голову. У нас каждый год стало появляться 50 тыс. новых малых предприятий. Есть данные, что по этому году прирост составит 100 тыс. Это хорошие факторы, хорошие показатели, но этого не достаточно. Я считаю, что нам нужно МБ по количеству как минимум утроить. Сегодня на 145 млн граждан России, зафиксировано 4 млн субъектов малого предпринимательства, из них 1,13 млн - юридических лиц с числом работающих до 100 человек, и чуть более 3 млн - индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: в США на 250 млн граждан - 24 млн субъектов МБ. Примерно такое же соотношение и в других странах - Франции, Германии.

Очень часто звучат мнения о резерве роста ВВП. Сегодня уже очевидно, что за счет сырья мы не сможем увеличить ВВП. Вскоре добыча углеводородов стабилизируется, а потом она начнет падать. Поднять долю ВВП с 15% в 2-3 раза - это серьезная задача. И малый бизнес сможет оказать существенное влияние на реальный рост ВВП. Если политика всех министерств и ведомств будет нацелена на один и тот же вектор, если у нас будет соответствующая координация. При этом я не ратую за отдельное министерство по МБ. Мы боимся закостенелости. У нас уже есть опыт, когда бизнес-объединения вместе с прогрессивными чиновниками, в первую очередь, из МЭРТ, находят правильные алгоритмы. Тенденция последних лет - освобождение бизнеса от регулирования. Ранее в России было 150 видов деятельности, подлежащих лицензированию, сейчас - чуть больше 70-ти, то есть за пять лет сокращение в два раза.

- Судя по всему, власть стала обращать внимание на проблемы предпринимателей. Но есть какие-то самые больные вопросы, которые пока не удается решить?

- У нас, к сожалению, несмотря на административную реформу и другие шаги правительственных структур, издержки малого бизнеса на преодоление административного барьера растут. Я считаю, что здесь имеет место отсутствие тормозов у чиновников. Они просто не хотят понимать, что убивают ту курицу, которая несет яйца. Коррупционная составляющая гигантская. Это то, с чем нам не удалось справиться. Это самое слабое звено за последний период нашего экономического развития. В 2005 году среднестатистическая плата за преодоление административных барьеров составляла 8,5% от выручки. В прошлом году этот показатель составил 9,6%. В текущем году пока не известно, так как мы еще не подвели итогов, но у нас есть ощущение, что он может составить не менее 10% выручки.

Основанием для этого являются те сигналы, которые мы получаем о безудержном, алчном подходе многих чиновников, особенно муниципальных, к предпринимателям. Поборы, поборы - под любым соусом... К примеру, в Санкт-Петербурге о широком распространении практики незаконных выплат чиновникам заявили 55% опрошенных нами предпринимателей. Это один из самых высоких показателей по стране. Доля от выручки, а это все непроизводственные издержки, которые, так или иначе, сказываются на потребителях, составляет 10,7% выручки, отвлекаемые на незаконные выплаты. То есть в Петербурге аппетиты чиновников выше, а в Москве этот показатель еще больше. Это практика больших городов. Чем более развит бизнес, тем больше с бизнеса берет чиновник. Если в царские времена взималась только десятина, то сейчас - та же десятина плюс налоги.

- Неужели нельзя переломить эти негативные тенденции?

- Сейчас будет немного ограничено действие МВД на потребительском рынке. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев предпринимает определенные действия в этом направлении. Ожидается, что вскоре появятся новые инструкции о проверках, которые будут проводиться только по необходимости. За прошлый год в России только официальных проверок было проведено 30 млн. Это гигантская цифра. Работать некогда. Сейчас МЭРТ хочет переломить ситуацию с проверками и ограничить их количество. Подход может быть, к примеру, такой: дать 80 часов на проверки, и больше проверяющие органы не будут иметь права отвлекать предпринимателя. Или сделать первую проверку без штрафов - предупредительную или профилактическую. К примеру, на Западе проверяющие структуры приходят с проверкой и помогают предпринимателям избежать налоговых ошибок. Проверяющие выступают в качестве консультантов, а не карателей и фискалов. Однако для этого необходимо, чтобы возникло понимание, что чиновники и предприниматели находятся в одной лодке и гребут в одну сторону.

- Какие конкретные действия предпринимаются по поддержке малого бизнеса в стране?

- Важнейшим шагом на пути к развитию малого и среднего бизнеса станет федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства РФ", который вступает в силу с 1 января 2008 года. Это рамочный закон, но он дает очень большое поле для дополнительной достройки отдельных механизмов. Теперь главное - наполнить содержанием этот закон. К работе в этом направлении необходимо подключить отраслевые министерства и ведомства, включить в цепочку ответственности за малый бизнес субъекты РФ и продлить степень ответственности до уровня муниципальной власти, которая сегодня сама по себе и делает с малым бизнесом все, что хочет. Если мы дадим муниципалитетам хотя бы часть налогов от деятельности МБ, - это сможет стать неплохим стимулом для власти на местах. Тогда муниципальная власть поймет, что именно МБ - созидатель, главный источник поступления налогов в казну.

Кроме того, необходимо прислушиваться к бизнес-объединениям, подключать их через инструменты саморегулирования к процессу принятия решений, к ответственности перед потребителем. Именно тогда нам удастся упростить жизнь предпринимателей и создать условия для роста среднего и малого бизнеса.

- Сегодня в РФ созданы различные институты развития бизнеса: Венчурный фонд, Российский Банк развития. Справляются ли они с возложенными на них задачами?

- Создание Венчурного фонда - это правильно. Однако пока - это телега впереди лошади. Дело в том, что в стране пока еще не создана система начального финансирования бизнеса, не освоена система поддержки малых предприятий на стадии создания идеи, не построена система инновационных менеджеров, которые знают, каким образом провести человека с идеей по пути ее коммерциализации. Это как раз те азы, на которых базируются институты развития. Да, Банк развития создан, но пока мы больших перемен не почувствовали.

Стоит отметить, что была проба пера прошлых лет, когда Российский банк развития распылил на 60 уполномоченных банков ресурсы, и некоторые малые предприятия были прокредитованы. Но это не стало системой. Поэтому мы такой системой финансовой поддержки не удовлетворены, хотя в целом показатели по малому бизнесу улучшились. Если 4 года назад 70% МБ было в тени, то сейчас эксперты отмечают, что "в светлом поле" работают более 50% предпринимателей. Если раньше банковские кредиты брали 28% МП, остальные - по друзьям и родственникам, то сейчас около 40%. Динамика хорошая. Банки уже начали больше соперничать за МБ, и если конкуренция усилится, то будет больше предложений и, значит, займы будут дешевле. У нас сегодня очень дорогие микрофинансовые деньги - только на 10% удовлетворен микрофинансовый рынок. Эти финансовые институты еще надо наполнять и "шприцевать", и только тогда они включатся в МБ.

- В последнее время вслед за крупными компаниями все больший интерес к России начинает проявлять средний и малый зарубежный бизнес. Смогут ли отечественные предприниматели конкурировать с ними?

- Сейчас наступает время интернационализации малого бизнеса, он начинает смело переходить границы. Я бы сказал, локальный характер развития будет меняться, и эффективный малый бизнес будет идти вслед за крупными компаниями. К примеру, в Петербург сейчас пришли крупные автопроизводители, и им нужно, чтобы производители автокомпонентов были рядом. Уже сейчас некоторые небольшие иностранные компании этого профиля готовятся к приходу на российский рынок. Стоит отметить, что власти Германии субсидируют малые предприятия, которые переходят границы, и помогают им обосноваться за рубежом. Открытие торговых палат - это мощнейший инструмент для помощи своему бизнесу.

Что остается нам? Быть наемными рабочими у предпринимателей из Германии, опять стоять у ларьков? Мне кажется, что лучше создать механизмы поддержки отечественных компаний, сделать инфраструктурные вливания для таких предприятий, запустить образовательные программы, сделать налоговые каникулы для таких производителей, ускорить сроки амортизации оборудования, освободить от пошлин при закупке высокотехнологичного оборудования. Варианты поддержки могут быть разные. И мы пытаемся пробуждать вкус к действиям в этой области у Министерства промышленности и энергетики.

Однако подобные инициативы продвигаются с большим трудом. Хочется быстрее. Ведь за первыми зарубежными малыми компаниями в сфере автокомплектующих пойдут и другие. И это очень серьезный сигнал для будущего нашей экономики. ВТО и другие международные рыночные инструменты заставят нас открыть двери и создать правила игры недискриминационного доступа к рынку. Готовы мы к этому, и где будут наши сограждане? Не хотелось бы, чтобы они оказались на свалке истории.

Беседовала Татьяна Вильде

ИА "Росбалт"
http://www.rosbalt.biz/2007/12/18/441538.html


Док. 418968
Опублик.: 19.01.08
Число обращений: 475

  • Борисов Сергей Ренатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``