В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выборы-2008: четверо против одного Назад
Выборы-2008: четверо против одного

Большая опереточная суета, характерная для начального периода президентской избирательной кампании, кажется, закончилась. "Лихорадка" сосредоточилась в Центризбиркоме, где до 26 января будут проверять подписи, собранные двумя кандидатами-самовыдвиженцами - Михаилом Касьяновым и Андреем Богдановым. Работы много, подписей у каждого по два миллиона с гаком. Если Касьянову откажут, - скандалы начнутся снова. Но уже в более узком диапазоне.

Ситуацию, сложившуюся сегодня на "предвыборной дорожке", можно охарактеризовать так: "Один большой, двое маленьких и двое за скобками". В самом деле, исход выборов практически предрешен - с этим согласны все или почти все, просто кому-то это нравится, а кому-то нет. И объяснения сему факту даются разные.

Главный и единственно реальный кандидат Дмитрий Медведев, кстати, еще не зарегистрирован, но это техническое обстоятельство никого не обманывает. На будущей неделе, скорее всего, в понедельник-вторник, Медведев торжественно вступит в свои права кандидата. По мнению некоторых, он и ждал-то для того, чтобы дать возможность Владимиру Путину, в случае чего, передумать. Зюганова или Жириновского "никто не держит", - их и зарегистрировали без проблем.

Значит ли это, что вся президентская кампания абсолютно неинтересна? Кому как. Практичному обывателю, которого интересует лишь вопрос, кто именно станет президентом, все ясно. И будем справедливы: дело не в том, что у власти "репрессивный аппарат" в руках. Власть сумела в достаточной мере понравиться народу. И это - не какое-нибудь везение и не случайное стечение обстоятельств, а скорее закономерность. В то время как выдвиженцам от оппозиции похвастать особо нечем.

Кроме "большого кандидата", налицо два "маленьких": Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Оба представляют испытанные парламентские партии, и благополучно зарегистрированы. Вообще-то, на выборах первого лица, исход которых предрешен, звание "второго кандидата" так же малоценно, как и звание "последнего". Все равно, никто, кроме "первого", ничего не получит. Но это - формальный подход к делу. Геннадий Андреевич и Владимир Вольфович его вряд ли одобрят.

Политологи до сих пор спорят о том, хотел ли на самом деле Зюганов выиграть президентские выборы 1996 года, или он уже тогда виртуозно сыграл роль "громоотвода", позволившего коммунистам "красиво не победить". За прошедшие 12 лет влияние возглавляемой им Коммунистической партии РФ упало. Власть отвоевала у коммунистов ряд критически важных плацдармов.

Во-первых, несколько повысился уровень жизни "простых людей". Во-вторых, улучшился имидж самого государства. Крайне необаятельного, пришедшего к власти на волне людского отчаяния президента Ельцина сменил обаятельный президент Путин. И многие люди, настроенные государственнически, поняли, что государственником в России вполне можно быть и без "серпа и молота", без реверансов в сторону "дедушки Ленина" или "дяди Усача". Зюганов со товарищи этого понять не захотели.

Правда, нельзя отрицать и того, что за КПРФ к сегодняшнему дню закрепилось почетное звание "единственно реальной оппозиции". Не такое уж малое число граждан на выборах в Госдуму 2 декабря голосовало за КПРФ - только и единственно "в пику власти". Только вокруг Зюганова сохранилось достаточно плотное ядро сторонников, и полеты этой "красной луны" у виска держат государственную голову в напряжении. В известной степени это полезно. Попытки обделить народ при реформах будут замечены и разоблачены. И если Зюганову этого достаточно, значит у него все в порядке. А вот если нет, - тогда, как говорится, извиняйте. Главой государства Геннадию Андреевичу не быть.

Как не быть им и Владимиру Вольфовичу, - но ему-то уж точно не надо. Вот у кого в жизни все есть! Нащупанная ровно 20 лет назад "золотая жила" сторонников власти, к которой у них только один упрек - в излишней мягкости, щедро кормит целую группу предприимчивых, не обремененных комплексами политиков. Кстати, - любопытны цифры, во сколько обошлась разным партиям победа на выборах 2 декабря, сколько стоило им прохождение в Госдуму одного депутата. Коммунистам - всего 4 млн рублей (для такого дела очень мало). А жириновцам - 17 млн. У них деньги есть. Чего нельзя сказать о сторонниках Зюганова. Не от хорошей жизни КПРФ пришлось возрождать "партмаксимум" - обязывать своих депутатов делиться с партией высоким депутатским жалованьем. Легко представить, какое благородное возмущение вызвала бы идея партмаксимума в кругу приближенных Жириновского! Зато у КПРФ есть какие-остатки идейности. Беда в том, что это - именно остатки.

И еще двое кандидатов ожидают своей очереди "за скобками". Те самые, которые ждут проверки своих тысяч подписных листов в Центризбиркоме. Но чувства, которые испытывают в эти минуты Касьянов и Богданов, наверняка, сильно разнятся.

Уже одно то, что демократическая оппозиция впервые выставила на выборы президента России единого кандидата, - это большое достижение. Такого не было никогда. Этого не очень-то и ждали от большой группы разнородных, изрядно маргинализованных людей, именующих себя либеральными западниками, но отнюдь не сумевших довести уровень своего обаяния до уровня "западной витрины".

И в этот раз демократический лагерь выделывал определенные пируэты. Приехал из долгого изгнания Владимир Буковский. Людям с тюремно-лагерным опытом свойственно повышенное внимание к юридическим параграфам. Увы, не всем. Не пожелал Буковский сначала точно выяснить, может ли он баллотироваться в президенты одной страны, имея вид на жительство в другой, а уж потом заставлять стоять в очереди на морозе многочисленную инициативную группу. Пикировались и Касьянов с Каспаровым. Пикировались, а все-таки решили вопрос. Явлинский не выставился, Немцов снялся, Каспаров, по свидетельству Центризбиркома, "особо не настаивал".

Теперь ЦИК может сколь угодно скрупулезно объяснять механизм проверки подписей: как там работают и графологи, и контрразведчики, чуть ли не кинологи и фелинологи. Сегодня никого не удастся разубедить, что регистрация Касьянова зависит от воли Кремля, и вряд ли от чего-нибудь еще. А как это решалось на самом деле, может выясниться много позже. Не стоит и нам играть в "орла и решку", а стоит подождать до 26-го. С объективной точки зрения, присутствие Касьянова в бюллетене власти только выгодно. На президента он сейчас "не вытянет" - не та пора на дворе. А зрелище будет побогаче. Вопрос же о том, кто и с каким багажом подойдет к следующим президентским выборам, будет зависеть, во всяком случае, не от того, кому сегодня отказали или не отказали. Обиженные часто всплывают на гребне волны.

Ну, а Богданов... Веселый молодой человек с густыми длинными черными волосами шоумена. Роль "шоумена" он, в общем-то, и сыграл, в том числе и тогда, когда сорвал попытку как раз Касьянова возглавить Демократическую партию России - тоже странное творение приснопамятного Николая Ильича Травкина. Абсолютному большинству обывателей эти игры вокруг ДПР совершенно непонятны и неинтересны. А фантасмагорическая идея немедленного вступления в Евросоюз вызвала у телезрителей реакцию типа "Во дает!"

Касьянов привез свои подписные листы в ЦИК на пяти машинах: четыре грузовых "Соболя" и одна пассажирская "Газель", с государственными триколорами и надписью "Касьянов-2008". Богданов все уложил в одну грузовую "Газель". Как пояснила "Росбалту" его пресс-секретарь Екатерина Винокурова, "у нас подписные листы заполнены с обеих сторон, а у Касьянова - с одной". И то сказать, боеспокоиться Богданову нечего: ДПР, по его словам, всю жизнь "по подписям идет". А Касьянову есть за что поволноваться. Да и несолидно бывшему премьер-министру с двух сторон листы-то заполнять.

В общем, действительно, немного скучно. Но прежде чем приступить к голосованию, не мешает вспомнить о тех, кто по мере сил оживил начало кампании, - о многочисленных кандидатах, оставшихся "на дальних подступах" к президентству. По свидетельству ЦИК, кампанию начали 33 претендента, из них 29 самовыдвиженцев. И если из четырех партийных кандидатов до регистрации дошли трое (один Немцов снялся), то из 29 самовыдвинувшихся - только двое.

Вот люди были в наше время! От некоторых из них в памяти останутся только звучные имена, вроде Людмилы Васильевны Шевалдышевой или бомжа Ивана Серого. (Где он сейчас, Иван Григорьевич-то? Мерзнет где-нибудь у костра?) Другие попытались собрать инициативные группы. Члены ЦИК нескоро забудут грозного здоровяка Сергея Глубокова (по профессии - преподаватель какого-то странного предмета в каком-то причудливом современном вузе), учинившего им форменный разнос. И седоусого Юрия Владимировича Гуджабидзе, которому пожилой возраст и слабое здоровье не помешали сделать то же самое. ("Э! Пачему Чурова нэт?!")

Был среди них и депутат Госдумы Николай Курьянович, проводивший собрание инициативной группы на площади. И 70-летний секретарь ЦК КПСС, гэкачепист Олег Шенин, собравшийся возрождать СССР, и множество других. Выпьем за их здоровье! Им, бедным, уж точно никто не платил. Все от чистого сердца.

Леонид Смирнов

ИА "Росбалт"
http://www.rosbalt.ru/2008/01/18/448327.html


Док. 418962
Опублик.: 19.01.08
Число обращений: 1068


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``