В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Римский:`Стратегии развития у нас нет` Назад
Владимир Римский:`Стратегии развития у нас нет`
Я бы хотел вернуться к вопросу о том, какова стратегия развития нашей страны. Первый тезис, если кратко сказать, является следующим: к сожалению, таких стратегий у России нет. Стратегий развития страны нет ни на уровне государственной политики, ни на уровне аналитических разработок как государственных, так и негосударственных организаций. Причем хотя это возможно и является слишком сильным утверждением, но речь идет о тех стратегиях, которые можно реально исполнить органам власти и управления.

В объективно просчитываемой действительности какая-то стратегия всегда имеется. Какая-то стратегия у государства всегда бывает и будет реализована, хотя бы в том понимании, что какая-то направленность действий у государства всегда есть. Но в настоящий период в России государственные стратегии реализуются спонтанно. Поэтому в этих стратегиях, к сожалению, очень трудно найти некие рациональные основания, с их помощью трудно обеспечить поступательное развитие страны, определенных отраслей экономики и социальной сферы, крупного бизнеса, институтов власти и управления и так далее.

Почему это происходит? Такова, можно сказать, определенная традиция нашей страны, состоящая в том, что более или менее реальная стратегия не разрабатывается и как реальная стратегия практически никогда не исполняется органами государственной власти и управления. В нашей стране нет даже системы демократической выработки таких стратегий, т.е. соответствующих норм, организаций, соответствующей практики такого принятия решений. Известно, что авторитарная стратегия много проще в разработке, ее вырабатывает просто один единственный человек - руководитель страны, а все остальные только исполняют, правда, иногда могут применять творческие подходы к исполнению авторитарных стратегий. А вот демократическая модель разработки и реализации стратегии очень сложна, потому что она предполагает постоянное творчество и постоянное взаимодействие всех ее субъектов на всех уровнях, начиная с уровня местной власти, общественных организаций, ассоциаций бизнеса, других структур гражданского общества и заканчивая региональными администрациями, администрацией Президента РФ и правительством РФ.

В нашей современной системе принятия государственных решений и разработки стратегий развития страны творчество осталось только в администрации Президента РФ. Политические партии к этому процессу никакого отношения не имеют, что хорошо известно руководителям партий, их членам, их избирателям и, конечно, чиновникам всех уровней органов власти и управления. То, что сообщают политические партии в ходе предвыборной кампании, то, что они написали в своих программах, то, что сейчас обсуждается в публичных дискуссиях, в первую очередь, на телеканалах и на радио, практически никого не интересует. Граждан не интересует, потому что они совершенно точно знают, что от политических партий исходит только популизм и никаких решений реальных проблем от них ждать не следует. Чиновников не интересует, потому что они знают, что сообщения политических партий можно послушать, но реальные решения будут принимать вышестоящие начальники этих чиновников. Бизнесменов не интересует, потому что они точно знают, что призывы партий не будут реализованы в решениях чиновников, с которыми им приходится взаимодействовать.

В этой ситуации получается, что вопросы коалиций политических партий и фракций Государственной Думы РФ оказываются подчиненными, в первую очередь, воле администрации Президента РФ, как самой вышестоящей организации в российской системе принятия государственных решений. Казалось бы, ситуация является благоприятной для развития страны, потому что администрация Президента РФ может разработать и реализовать вполне рациональную стратегию, скажем, для выведения страны из кризиса, преодоления бедности, для обеспечения высоких темпов экономического роста, для нормализации взаимоотношений власти и бизнеса и так далее. Но, к сожалению, ситуация такова, что сложившаяся таким образом в нашей стране система принятия и исполнения государственных решений не является демократической, а потому разработанные и исполняемые стратегии в рамках демократических институтов взаимодействия власти, бизнеса и общества реализованы быть не могут.

Причина, в частности, в том, что разработка и исполнение стратегий производится без тех субъектов, проблемы которых эти стратегии должны решить, и тех субъектов, которые будут эти стратегии исполнять. В частности, без широкого участия гражданского общества в обсуждении вариантов стратегий и государственных решений исполнение государственных стратегий во многом справедливо считается руководителями структур гражданского общества делом исключительно органов власти, а потому не получает поддержки в обществе, достаточной для их успешной реализации. В такой ситуации даже рационально разработанные стратегии для развития экономики и социальной сферы не реализуются, потому что их логика всегда ближе чиновникам, чем бизнесменам и гражданам. А эта логика чиновников редко бывает адекватной реальной ситуации. Во многих случаях бизнесмены и граждане просто отказываются реализовывать такого рода стратегии, а тем более - реализовывать их творчески, во взаимодействии с органами власти. В результате демократический способ разработки и исполнения государственных стратегий обществом скорее отвергается, чем принимается.

Примеры проще всего приводить, анализируя деятельность Государственной Думы РФ. Законодательство о выборах меняется к каждым выборам. Закон о гражданстве, который только вступил в действие, через полтора года после его принятия пришлось существенно менять. То же самое относится к законодательству о страховании автогражданской ответственности и многим другим законодательным нормам. Очень многие из таких решений фракции Государственной Думы РФ сначала поддерживают, а через некоторый период эти же фракции голосуют против уже принятых решений. А отменять принятые решения приходится потому, что их невозможно реализовать без существенного ущерба для развития российской государственности, бизнеса и общества. Причем принятые решения изменяются, как и их первые варианты принимаются, только тогда, когда они представляются в Государственную Думу РФ администрацией Президента РФ. Вот поэтому и получается, что партии исключены из процесса разработки и реализации государственных стратегий. Поэтому граждане не доверяют политическим партиям. Но вследствие такой позиции партий в нашей политической системе получается, что политические партии мало нужны и Президенту нашей страны, и, наверное, администрации Президента РФ. Политические партии выполняют определенную роль в нашей политической системе, это такой институт, который необходим в демократическом политическом режиме. Но, тем не менее, никто не надеется на то, что от поддержки партии будет зависеть результат выборов Президента РФ: ни он сам, ни его администрация, ни крупный бизнес, ни граждане.

Результат поэтому выборов достигается другими способами - административными, тем способом, который в России принято называть применением административного ресурса. В этой ситуации получается, что сами партии, образно выражаясь, рубят сук, на котором сидят. Они не используют поддержку граждан, потому что совершенно не интересуются теми вопросами, которые реально волнуют наших граждан. А с другой стороны, они уже мало интересуют и чиновников, и администрации разных уровней, потому что выборы и политические стратегии реализуются вне партий, по крайней мере, при их слабом участии. То есть, партии теряют поддержку и граждан, и чиновников, а, значит, и бизнеса.

Если в ближайший период не произойдет существенного реформирования всей нашей системы многопартийности, эта тенденция превратит партии в своеобразный декоративный элемент нашей демократии, который должен существовать, но ни к чему реально значимому применен быть не может. Государственная Дума РФ из органа принятия государственных решений окончательно превратится в место лоббирования тех или иных корпоративных решений, или решений, связанных с интересами чиновников. В этом смысле, на мой взгляд, какого-то оптимизма в плане развития нашей демократии быть не может, ведь реформировать российскую многопартийность должна администрация Президента РФ и сами нынешние партии. А этот очень маловероятно в системе сложившихся в нашей стране приоритетов политики и государственного управления. Спасибо.



заседание Круглого Стола "Ключевые проблемы страны и возможные позиции различных фракций в будущей Государственной Думе"
13.11.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=137

Док. 418401
Перв. публик.: 13.11.03
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 341

  • Римский Владимир Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``