В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Римский:`Политические партии в начале предвыборной кампании в Государственную Думу РФ` Назад
Владимир Римский:`Политические партии в начале предвыборной кампании в Государственную Думу РФ`
КПРФ и коалиция народно-патриотических сил

На Общественном форуме "Выборы - 2003" в воскресенье 25 августа в ходе презентации Партии российских регионов, руководителем которой является Сергей Юрьевич Глазьев, состоялось подписание "Соглашения о совместной деятельности народно-патриотических сил". В коалицию народно-патриотических сил, объединенную этим соглашением, вошли 16 партий, движений и общественных объединений. Сергей Глазьев, заявил при подписании соглашения, что коалиция открыта для всех представителей народно-патриотических сил, включая КПРФ.

26 августа в ходе одного из круглых столов на Форуме ещё четыре организации поставили свои подписи под соглашением о совместной деятельности народно-патриотической коалиции, формируемой Сергеем Глазьевым: Всероссийское общественное движение "Союз православных граждан", Народно-республиканская партия России, партия Национально-патриотических сил России, а также Федеральная лезгинская национально-культурная автономия.

Наиболее крупными членами коалиции народно-патриотических сил являются Партия российских регионов и Партия труда. В эту коалицию входят партии социал-демократической ориентации, такие как Союз людей за образование и науку (СЛОН) и Социал-демократическая ассоциация РФ, профсоюзные организации и также партии националистического типа: партия "Евразия", партия "За Русь Святую", Российская традиционалистская партия, общественно- политическое движение "Народно-патриотический союз молодежи" и другие достаточно мелкие организации. Руководителями новой коалиции народно-патриотических сил стали Сергей Юрьевич Глазьев и Дмитрий Олегович Рогозин, которые ещё в 1995 году вместе с генералом Александром Ивановичем Лебедем были среди первых 12 кандидатов избирательного объединения "Конгресс русских общин". В эту коалицию несколько позже в связи с его предстоящим увольнением из рядов Вооруженных сил согласился войти командующий Воздушно-десантными войсками РФ Георгий Шпак.

Новая коалиция представляется её руководителями объединением левых сил, которые не занимают позиции, близкие к позициям Коммунистической партии РФ (КПРФ). В частности, партией СЛОН руководит Вячеслав Владимирович Игрунов, долгое время бывший одним из руководителей движения "Яблоко" и вышедший недавно из него из-за конфликта с Григорием Алексеевичем Явлинским.

Председатель КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов являлся противником создания коалиции народно-патриотических сил, утверждая, что для достижения лучших результатов на выборах в Государственную Думу РФ лучше всего всем левым силам включиться в единый избирательный блок Народно-патриотического союза, в котором руководящую роль играет КПРФ. После создания коалиции народно-патриотических сил Геннадий Зюганов не изменил своего мнения и заявил, что коммунисты осуждают решение члена парламентской фракции КПРФ Сергея Глазьева пойти на парламентские выборы отдельным блоком народно-патриотических сил. Геннадий Зюганов заявил, что истолковывает такое решение Сергея Глазьева "как один из коварных проектов Кремля", смысл которого - в расколе и деградации левопатриотического движения. Геннадий Зюганов не считает Сергея Глазьева последовательным сторонником левопатриотического движения, потому что он неоднократно менял свою идеологическую ориентацию: Сергей Глазьев побывал составе первого российского правительства, которое под руководством Тимура Гайдара начало либеральные экономические реформы в России, позже был членом Демократической партии России, затем выступал на выборах вместе с генералом Александром Лебедем в составе националистического избирательного объединения "Конгресс русских общин".

Геннадий Зюганов высказал сожаление о решении Сергея Глазьева создать отдельную от КПРФ коалицию народно-патриотических сил для участия в парламентских выборах. "Мы выращивали его в своей среде как перспективного и энергичного лидера", - сказал Геннадий Зюганов. "Кремль, желая расколоть патриотический монолит, увести от него одну из ветвей, выбрал для этого Сергея Глазьева, снабдив его опытными политтехнологами и предложив искусных администраторов... По подсчетам Кремля, такая искусно оснащенная колонна, имеющая неограниченный выход в телеэфир, опекаемая прокремлевскими губернаторами, может получить на выборах до 8% голосов. Это бы значило, что мы, левопатриотическая оппозиция, лишились бы этих 8% голосов", - сделал вывод председатель КПРФ.

Можно прогнозировать, что к коалиции народно-патриотических сил Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина проявят интерес инвесторы в политическую сферу, поскольку у этой коалиции будут реальные шансы на прохождение в Государственную Думу РФ. Но, если состоится избирательный блок Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина, то не совсем понятно у каких политических партий он отнимет голоса на выборах. Совершенно не очевидно, что коалиция народно-патриотических сил будет отнимать голоса именно у КПРФ.

Исполнительная власть тем не менее предполагает отнять голоса у КПРФ, и эту роль должна выполнить, скорее всего, "Партия возрождения России" Геннадия Николаевича Селезнёва. Поэтому его партии уже сейчас выделены финансы на первоначальную раскрутку, на обеспечение узнавания избирателями. Скорее всего, партия Геннадия Селезнева сможет отобрать буквально 1-2% голосов у КПРФ, но в ситуации примерного равенства шансов на победу на выборах "Единой России" и КПРФ и эти небольшие проценты могут оказаться существенными в политической борьбе. Именно потому, что партия Геннадия Селезнёва будет отбирать голоса у КПРФ, в неё производятся финансовые инвестиции. Насколько оправдается такая стратегия ведения предвыборной борьбы с КПРФ пока не вполне ясно.

КПРФ - это старая левая политическая партия, ей не нужно повышать уровень своей узнаваемости, эта партия известна большинству российских граждан, даже тем, кто за неё никогда не проголосует. Поэтому тратить деньги задолго до выборов КПРФ не требуется и она пока не участвует в рекламных кампаниях в СМИ. Руководители КПРФ будут действовать наверняка и в нужный момент перед выборами, чтобы наиболее эффективно распорядиться имеющимися у них финансами. Поэтому, несмотря на сравнительно низкую рекламную активность КПРФ в настоящий период, эта партия может получить определённые электоральные преимущества при приближении дня голосования на парламентских выборах. И в улучшении результата КПРФ на предстоящих парламентских выборах ей весьма вероятно помогут финансами многие представители крупного и среднего бизнеса, понимая, что это долгосрочный политический проект и весьма эффективный лоббист в Государственной Думе РФ.

Ситуация среди партий правой ориентации (СПС и "Яблоко")

Предварительное решение о включении Анатолия Борисовича Чубайса третьим номером в партийный список СПС является противоречивым. С одной стороны, СПС переживает определённые трудности, может вообще не пройти в Государственную Думу РФ. В этой ситуации вполне естественна помощь Анатолия Чубайса партии, в которой он является одним из лидеров. Но наиболее развитым ресурсом Анатолия Чубайса является его способности и умения управлять, его менеджерский ресурс. Очень ярко он был продемонстрирован в 1999 году, когда именно усилиями Анатолия Чубайса был сформирован "Союз правых сил" (СПС), и благодаря его настойчивости, организационным и финансовым ресурсам СПС получил места в Государственной Думе РФ. На этот раз руководство СПС решило использовать не менеджерский, а публичный, имиджевый ресурс Анатолия Чубайса, который менее развит, использования которого принесёт СПС вместе с преимуществами и существенные проблемы.

Известно, что авторитет Чубайса распространяется на ограниченную группу российских граждан, которые ещё в начале 90-х годов 20 века поддерживали движение "Демократическую Россию" и в 1993 году - "Демократический выбор России". Среди этих избирателей авторитет Анатолия Чубайса бесспорен. Но среди большинства российских избирателей его имидж скорее негативен. Поэтому для СПС будет важен выбор его потенциальных избирателей: поставят ли они авторитет Анатолия Чубайса среди ветеранов демократического движения выше его отрицательных его оценок в общественном мнении.

Многие сторонники либеральной идеологии воспримут включение Анатолия Чубайса в список СПС позитивно, считая, что он не включится в неуспешный проект. Но проблема СПС в том, что в последний период эта партия попыталась привлечь в свою поддержку сразу два противоположно ориентированных электората: избирателей вполне успешных, довольных реформами, ориентированных на рыночную экономику, на предпринимательство с одной стороны, и избирателей, ориентированных на ценности правозащитного движения, всё больше становящихся в оппозицию практике государственного управления современной России. Выбор руководства партии СПС - скорее всего, отход от идеологии правозащитников, но это сокращает численность потенциальных избирателей партии, потому что правозащитное движение в России является весьма влиятельной силой для многих граждан либеральной ориентации.

Проблема СПС и в том, что за три года эта партия лишилась своей естественной политической позиции поддержки Президента РФ с одновременной критикой правительства РФ. Сейчас эта политическая позиция полностью занята партией "Яблоко", а СПС должен в ходе предвыборной кампании найти себе новую политическую позицию. Можно утверждать, что для успеха на выборах партии СПС необходимо очень согласованно работать во всех регионах и в Москве, направив все ресурсы на достижение одной главной цели. Противоречия в руководстве партии в этой ситуации недопустимы, а они пока имеются между всеми лидерами СПС, хотя и не выносятся на публичное обсуждение.

Партия СПС борется с партией "Яблоко" за антикоммунистический, интеллигентный, образованный и городской электорат, являющийся сторонником западной системы ценностей. Объединение партий СПС и "Яблоко", которое устроило бы таких либеральных избирателей и набрало бы примерно 15 процентов голосов на выборах депутатов Государственной Думы РФ невозможно в силу амбиций лидеров этих партий, а также в силу различий позиций постепенно расходящихся избирателей: за СПС голосуют более успешные, выигравшие в ходе реформ, а за "Яблоко" - менее успешные, скорее проигравшие в ходе реформ избиратели.

Партия "Яблоко" уже давно перестала быть правой и склоняется к социал-демократической платформе. Это теперь партия леволиберальной ориентации, университетского, интеллигентного типа, её поддерживают те, кому неприятны признаки тоталитаризма, кому хотелось бы видеть в стране свободу слова, рыночную экономику, частную инициативу. Но сторонники партии "Яблоко" оказались не вполне успешными в условиях рыночной экономики. Сейчас уже партия "Яблоко" начинает конкурировать со сторонниками Сергея Глазьева. Различие в том, что сторонники Сергея Глазьева настроены на традиционалистские ценности, а сторонники Григория Явлинского, лидера партии "Яблоко" - на универсальные ценности. Но по экономическим приоритетам и программам предпочтения сторонников и того, и другого лидера очень близки.

Есть и некоторые чисто функциональные ограничения, которые возможную войну между партиями СПС и "Яблоко" сдерживают. Обе партии зависят от крупного капитала, а ведение открытой информационной войны между наиболее крупными партиями, получающими голоса либерального электората, противоречит политическим интересам их главных спонсоров. Но и уровень политической конкуренции между партиями СПС и "Яблоко" этим спонсорам снизить не удаётся. Выход из определённого кризиса во взаимоотношениях крупнейших российских либеральных партий может быть найден в определении и партией СПС и партией "Яблоко" своих систем ценностей и разделения электоратов на этой основе. Можно прогнозировать, что до выборов в Государственную Думу РФ этот процесс вряд ли будет завершён, поскольку он ещё фактически не начинался.

Предвыборная стратегия "Единой России"

Политический режим в России периода президентства Владимира Владимировича Путина начал формироваться после создания крупной фракции блока "Единство" на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 1999 году и формирования в ней большинства, поддерживающего нынешнего Президента РФ. Впервые за посткоммунистический период развития России исполнительная и законодательная ветви власти смогли прекратить политическое противостояние, начали сотрудничать и принимать согласованные политические и законодательные решения. Неудача на предстоящих в 2003 году выборах депутатов Государственной Думы РФ коалиции политических сил, поддерживающих Президента РФ может разрушить политический режим, построенный на постоянном сотрудничестве исполнительной и законодательной ветвей власти России.

Это сотрудничество во многом обеспечивается высоким уровнем поддержки и высоким уровнем доверия Президенту РФ в обществе. Поэтому политические силы, стремящиеся быть представленными в парламенте России, вынуждены также поддерживать Президента РФ, поскольку иначе снизится их поддержка в обществе. Особенно активно использует ресурс поддержки Президента РФ в обществе так называемая "партия власти", т.е. политические силы полностью лояльные нынешнему режиму правления в России и стремящиеся занять все ключевые должности в руководстве страны.

Феномен такой "партии власти" появился еще в ельцинский период правления, когда в неё включались автономные от руководства страны элиты, предоставлявшие ему свои ресурсы на определённых условиях, часто не выражаемых публично. Но Президент РФ хотел бы, по-видимому, иметь в парламенте не представителей такой коалиции элит, а собственных представителей, крупную фракцию или несколько фракций, которые, обладая большинством в Государственной Думе РФ, выражали бы интересы его самого, а не интересы других политических субъектов. Но в таком случае проблемой становится обеспечение широкой поддержки избирателей политическим партиям, которые ориентируются не на их приоритеты и интересы, а на интересы Президента РФ, даже, если эти избиратели и выражают Президенту РФ доверие.

В качестве "партии власти" в течение длительного срока после прошлых парламентских выборов избирателям представлялась "Единая Россия". Но противоречивость задач, стоящих перед этой партией не позволил ей обеспечить поддержку большинства российского общества. Несмотря на то, что большинство в течение этого периода выражало и выражает готовность голосовать за Владимира Владимировича Путина, определённая его часть не готова голосовать за "Единую Россию". Эту главную проблему и пытается решить политическая партия "Единая Россия" и администрация Президента РФ перед началом предвыборной кампании в российский парламент 2003 года. Эта проблема для "Единой России" усугубляется тем, что её электорат имеет низкий уровень лояльности этой партии, его электоральные предпочтения сильно зависят от общественного мнения.

Опросы ВЦИОМ и ФОМ давали разные результаты готовности избирателей голосовать за политические партии, но основное соперничество перед выборами разворачивается между "Единой Россией" и КПРФ. Только эти две политические партии практически обеспечили себе места в Государственной Думе РФ, но их рейтинги различаются незначительно. Выявившаяся неспособность "Единой России" мобилизовать в свою поддержку всех избирателей, готовых поддержать Владимира Путина, заставила администрацию Президента РФ отказаться от предвыборной стратегии приведения в Государственную Думу РФ только партию "Единая Россия". Для руководства партии "Единая Россия" это решение было весьма неприятным, и они продолжают в меру имеющихся у них ресурсов бороться с конкурентами, также претендующими на роль "партии власти". Но эта борьба со стороны руководства "Единой России" ограничена необходимостью в любом случае сохранить поддержку Президента РФ, потому что без этой поддержки партия может просто не пройти в Государственную Думу РФ.

Среди таких конкурентов на роль "партии власти" также происходит борьба за обеспечение поддержки Президента РФ. К таким конкурентам "Единой России" можно отнести "Народную партию", "Партию Жизни", "Партию возрождения России" и, возможно, некоторые другие, как, например, активно рекламируемую сейчас на телевидении и на рекламных щитах в городах и вдоль автодорог партию "Русь". Какой в итоге сформируется коалиция "партий власти" перед парламентскими выборами пока описывать преждевременно.

Стратегия "Единой России" и администрации Президента РФ в отношении главного конкурента всех "партий власти" - КПРФ вполне понятна и довольно стандартна. Эта стратегия заключается в создании и определённой поддержке небольших новых партий, способных отобрать у КПРФ часть электората. Вполне возможно, что такую роль должна сыграть на предстоящих парламентских выборах народно-патриотическая коалиция Сергея Глазьева. Одним из признаков того, что именно такая роль отводится этой коалиции в предвыборной стратегии администрации Президента РФ, является то, что вторым её руководителем стал Дмитрий Рогозин - политик полностью лояльный Президенту РФ и никогда не принимавший участие в прокоммунистических коалициях. Конечно, Сергей Глазьев, как амбициозный политик, попытается на выборах реализовать свои цели и привести в Государственную Думу РФ фракцию, хотя бы частично реализующую его интересы. Каким в этих условиях будет результат на выборах народно-патриотической коалиции пока не ясно.

Партию "Единая Россия" спонсоры хорошо знают по работе в парламенте, как и старые партии - КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", СПС. И в результате выборов можно ожидать, что именно эти партии преодолеют пятипроцентный барьер. Но "Единая Россия" вынуждена тратить свой финансовый ресурс уже в настоящий период потому, что пока она не может существенно превысить рейтинг своего основного политического конкурента - КПРФ. А эффективность рекламной кампании "Единой России" пока не очень высока, высокие финансовые затраты не приносят существенных политических преимуществ.

По некоторым оценкам наибольшими финансовыми ресурсами на выборах пока могут распоряжаться самая богатая партия - "Единая Россия" и ЛДПР, к которой на каждую кампанию приходят новые спонсоры, получая места в партийном списке. Пока не очень ясно, как это будет в нынешней избирательной кампании, но по некоторым сведениям за место в проходной части списка такой политической партии представители бизнеса могут выплачивать до 1 млн долларов США. Партиям-аутсайдерам нынешней избирательной кампании придется довольствоваться бесплатным рекламным временем или малобюджетной предвыборной кампанией перед самыми выборами. Таких партий будет около сорока, точное их число станет известно после окончания периода регистрации избирательных блоков на выборах депутатов Государственной Думы РФ.




заседание Круглого Стола "Сценарии электорального цикла. Партийные и надпартийные стратегии"
28.08.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=137

Док. 418397
Перв. публик.: 28.08.03
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 343

  • Римский Владимир Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``