В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Римский:`Политико-силовые инструменты в большой экономике России: контексты и последствия` Назад
Владимир Римский:`Политико-силовые инструменты в большой экономике России: контексты и последствия`
В современной России политика доминирует над экономикой. Такая система выстраивалась совместно властью и крупным бизнесом, начиная с периода перестройки ещё в Советском Союзе, а наиболее активно - после распада СССР в начале 1990-х годов прошлого века.

Крупный бизнес получал от власти, часто от её конкретных представителей, части государственной собственности в процессе приватизации. Этот первичный передел собственности проходил исключительно по договорённости власти и крупного бизнеса без участия общества и ассоциаций граждан. Возможно, такие договорённости представлялись их участникам наиболее эффективными, возможно, они такими для них и были. Но в результате в России сформировалась высоко монополизированная политика и экономика: политики полностью доминируют в политической сфере, а представители крупного бизнеса - в экономике. Вмешательство политиков в экономику, равно как и вмешательство крупного бизнеса в политику представляется противоположной стороне недопустимым.

Результатом так проведённой приватизации стала и высокая степень зависимости крупного бизнеса от политики и политики от крупного бизнеса. Эта зависимость формировалась и поддерживается системой неформальных договорённостей и связей, определёнными обязательствами партнёров по приватизационным и иным сделкам друг перед другом. Эта зависимость усиливается некоторыми особенностями российской политической системы, которые она приобрела при согласии или без сопротивления со стороны крупного бизнеса. К таким особенностям можно отнести широкие полномочия Президента РФ и его администрации в принятии решений в ущерб полномочиям правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, руководителей регионов и региональных парламентов.

Крупный российский бизнес не склонен подчиняться всем законам и нормам, устанавливаемым властью, более того, он нередко лоббирует такие законы и нормы, которые ущемляют интересы конкурентов и создают лоббистам существенные преимущества в экономической конкуренции. Власть нередко не только не противостоит таким попыткам лоббирования, а содействует тем или иным представителям крупного бизнеса в принятии выгодных им законов и норм. В определённом отношении такая система лоббирования должна быть признана коррупционной, поскольку в ней доминируют корпоративные и личные интересы должностных лиц.

Российская политическая и экономическая система в результате не может быть стабильной. Крупный бизнес развивается в России по принципу семейного владения собственностью и прибылями. Но интересы любой монополии крупного бизнеса требуют его постоянного расширения, постоянно появляются новые семьи, которые чувствуют себя ущемлёнными во владении собственностью, а российское законодательство имеет много норм, позволяющих перераспределение собственности производить. В частности, в России законодательство о банкротстве используется для передела собственности, а не для структурных реформ в экономике. Нередко органы власти и управления государством используются теми или иными структурами крупного бизнеса в борьбе, иногда даже с применением силы, за передел собственности.

Борьба за передел собственности поэтому будет происходить постоянно, и вряд ли она будет принимать цивилизованные формы. Потому что, например, стороны, конфликтующие по поводу собственности, стараются не подчиниться решениям судов, а буквально купить за взятки нужные им решения. В результате нормой стало появление двух директоров на предприятиях, каждый из которых имеет полные юридические права на управление им. Будет ли передел собственности принимать характер острых конфликтов, своеобразных войн, зависит от личностей конфликтующих, от уровня их сознания. Но каких-то ограничителей остроты конфликтов в борьбе за собственность, кроме нравственных, в нынешней российской экономической системе не существует.

Для власти такая ситуация опасна потерей доверия общества, интересы которого не лоббируются, потому что во власти нет их лоббистов, все лоббисты заняты крупным бизнесом, а потому интересы общества и не соблюдаются. Власть в сложившейся ситуации ищет поддержки у своего партнёра в экономике и финансах, т.е. у крупного бизнеса. Но при этом власть следит за тем, чтобы крупный бизнес не усиливался настолько, чтобы суметь захватить тот капитал государственной власти, который ещё в процессе первичной приватизации был по обоюдной договорённости с крупным бизнесом отдан во владение политическому руководству страны. Поэтому вполне рациональным является для власти стремление не допустить в политику никого из крупных российских бизнесменов: в этом случае они получили бы во владение не только экономический, но и капитал государственной власти, а это опасно для политической корпорации. Методы, которыми власть пытается, и будет продолжать пытаться этим процессам противостоять, вряд ли будут правовыми, потому что ни власть, ни бизнес не склонны на практике подчиняться закону.

В нынешней российской политической и экономической ситуации и власть, и крупный бизнес более озабочены сохранением своего статуса, чем проведением реформ и реальной модернизации страны. Стабильность ситуации является лишь кажущейся, это равновесие, но неустойчивое, выход из него может иметь слабо предсказуемые последствия. Стабильность держится на постоянном балансе интересов очень ограниченного круга лиц и корпораций, а потому может нарушиться, например, при очередном переделе собственности, после выборов в крупном регионе, после формирования нового правительства РФ и т.п. Поэтому сама по себе политическая и экономическая система России является препятствием для либеральных преобразований.

Изменение сложившейся политической и экономической системы, приведение её в новое состояние, при котором будут защищены интересы и статус, как представителей власти, так и крупного бизнеса, мало вероятно. Но путь к такому состоянию известен - это постепенное включение общества в принятие и контроль исполнения решений, а также превращение крупных российских корпораций в реальное достояние страны, а не только их руководителей. Началом движения по этому пути должно быть изменение сознания лидеров политики и крупного бизнеса. А это изменение сознания - очень трудно осуществить, потому что ведущие субъекты российского политического и экономического процесса на практике должны перейти к модели деятельности, представляющейся им сейчас не просто неэффективной, но и во многом опасной.





заседание Круглого Стола "Политико-силовые инструменты в большой экономике России: контексты и последствия"
10.07.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=137


Док. 418395
Перв. публик.: 10.07.03
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 307

  • Римский Владимир Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``