В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Пономарев:`Партийные стратегии в электоральном цикле 2003` Назад
Илья Пономарев:`Партийные стратегии в электоральном цикле 2003`
До официального старта избирательной кампании по выборам в Государственную Думу - 7 сентября - осталось совсем немного времени. Все партии уже сформировали избирательные штабы, привлекли политтехнологов и пиарщиков, завершают формирования избирательных списков. На основе публичных источников и данных ВЦИОМ мы попытались свести воедино всю информацию о стратегии ведения кампании каждым из игроков, оценить бюджеты и шансы основных претендентов на думские кресла.

Объединение крупного бизнеса - Союз Правых Сил

Основные элементы стратегии: Адресные проекты на отдельные целевые группы ("за профессиональную армию", "за малый бизнес", "против бюрократии"). Молодежный образ (рок-концерты, образ лидеров и т.п.). Создание собственной технологии "от двери к двери" по образцу КПРФ. Массированная контрпропаганда против "Единой России" и "Яблока" (в последнее время упор все более делается на последнее). Фактически, СПС изначально отказался от борьбы на широком фронте и ведет работу "на выживание" за счет тех слоев населения, которые считает наиболее восприимчивыми к риторике правых. Географически преимущество отдается крупным городам, хотя кампания и не ограничивается ими. Усиливается неопределенность в вопросе поддержки президента, вызванная необходимостью восстановить охладевшие отношения с Администрацией. Принято решение об открытом участии Чубайса в федеральном списке и использовании его как публичного политика.

Критика стратегии: Глубокие внутренние противоречия в руководстве правых заставили выбрать стратегию малых дел, очень шумных, но которых можно реализовать силами относительно немногочисленной изолированной команды. Партия отказалась от амбиций времен 1999 года и борется за преодоление 5% барьера. Привлечение Чубайса, скорее всего, может дать тактический выигрыш, однако ограничивает рост популярности сверху, значительно увеличивая антирейтинг. Совершенно напрасно ведется борьба против "Яблока" - электорат этого движения гораздо ближе к КПРФ, чем к СПС, а напомнить о себе гораздо эффективнее можно, работая против партии власти. Ставка на молодежь начала себя исчерпывать - практически весь свой потенциал в этом слое населения СПС уже реализовал на прошлых выборах, и работа в этом направлении только усиливает основную проблему партии - как довести своего избирателя до избирательных урн.

Оценка бюджета кампании: 10-15 млн.

Прогноз: 4-5,5% в зависимости от последней недели перед голосованием.

Объединение чиновников - Единая Россия

Основные элементы стратегии: Создание ассоциации между названием партии и популярными в народе именами. Путин на федеральном уровне, губернаторы и мэры на местном уровне. Дополнительно массовое привлечение лидеров общественного мнения в регионах, в том числе с помощью специально созданного института сторонников партии. Демонстрация силы: "только Единая Россия реально влияет на ситуацию в стране". Избегание неуспеха, когда нельзя победить (например, на губернаторских выборах) - поддержка фаворитов кампании. Внешняя оппозиционность - "Единая Россия против правительства СПС". Максимальная дистанцированность от непопулярных решений парламента, вплоть до организации акций протеста против принятых своей же фракцией законов (ЖКХ, электроэнергетика и т.д.). На телеканалах параллельно идет массовая имиджевая реклама под слоганом "Сильная Россия - Единая Россия" и постоянные упоминания о действиях должностных лиц государства с указанием их партийной принадлежности. Программа партии максимально эклектична и страдает прожектерством ("превратим Чечню в рай для туристов"); в нужные моменты делаются ссылки на отдельные положения "левого" направления; в другие - на сугубо "правые".

Критика стратегии: "Единая Россия" находится в очень сложном положении. Она потеряла практически полностью тот электорат, который проголосовал в 1999 году за объединения "Единство" и "Отечество" (около 35%), кроме тех 12% избирателей, которые всегда голосуют за партию власти. Напомним, что "Единство", будучи подчеркнуто деидеологизированным движением, собрало тогда голоса некоммунистического протестного электората (около 10%), плюс голоса неполитизированных сторонников Путина. "Отечество", напротив, шло на выборы как левоцентристская оппозиция губернаторов, крепких хозяйственников и региональных предпринимателей. Нынешняя "Единая Россия" унаследовала организационную структуру, большинство руководителей и значительную часть идеологии от проигравшего в 1999 году "Отечества", а имидж и любовь к Путину от победившего "Единства". Неудивительно, что в результате эта партия внутренне недееспособна, что не лучшим образом отражается на ее рейтинге. Осознав это, Президент в качестве арбитра в "Единую Россию" делегировал свое доверенное лицо - министра внутренних дел Бориса Грызлова, что повысило внутренний порядок в движении, но существенно снизило его имиджевую привлекательность. Это связано с тем, что милиция как общественный институт держит устойчивое второе место по антирейтингу (после олигархов). Кроме того, Грызлов очень невыразителен как политик, и заслужил у отдельных журналистов кличку "андроид". Так что все эти минусы приходится перебивать высокопрофессиональной команде политтехнологов, работающих под руководством Администрации Президента, с помощью значительных финансовых вливаний.

Оценка бюджета кампании: от 300 млн.

Прогноз: 22-27% в зависимости от позиции "избирателя Вешнякова" и губернаторов в последние дни перед голосованием

Объединение других чиновников - Народная Партия

Основные элементы стратегии: Единая стратегия внешне отсутствует. Создается впечатление, что партия дала отмашку своим одномандатникам (а "Народная партия" имеет наибольшее количество депутатов в Думе, избранных по одномандатным округам) на полную свободу действий. Единственным связующим звеном на плакатах, заполонивших Россию, является почему-то логотип пчелы. Параллельно с такой раскруткой партии производится массовый пиар ее лидера Геннадия Райкова, точнее - его традиционалистских, крайне консервативных суждений. Другие лица движения широкой публике остаются неизвестными.

Критика стратегии: Складывается впечатление, что "Народная партия" делает все, чтобы подчеркнуть свою виртуальность. Такое впечатление, что она и не пытается реально победить на выборах, вместо этого имитируя борьбу. Скорее всего, партия создана Администрацией Президента исключительно для оказания давления на "Единую Россию", тем более, что все депутаты от "Народной партии" все равно избираются как одномандатники. В то же время, при грамотном пиаре (тем более, что финансы явно есть) эта партия вполне может претендовать на значительную часть голосов протестного электората.

Оценка бюджета кампании: 15-20 млн.

Прогноз: 1-2%

Объединение не определившихся интеллигентов - Яблоко

Основные элементы стратегии: Партия производит перепозиционирование по целому ряду позиций. Во-первых, она перестала быть оппозиционной, войдя в альянс с Кремлем. Во-вторых, она сменила риторику на леволиберальную (ранее "Яблоко" позиционировалось в правой части политического спектра). В-третьих, лидер партии Григорий Явлинский все реже мелькает в прессе и на телеэкранах, уступая место вторым и третьим лицам движения. В целом, только у этой партии прослеживается определенная последовательность и концепция действий, что, скорее всего, связано с фактическим поглощением этой организации структурами группы "МЕНАТЕП".

Критика стратегии: "Яблоко" удачно совершает смену политического лица. В то же время, оно слишком близко подошло к позициям КПРФ, что было отмечено извечными друзьями-соперниками из СПС. Однако тем самым возрастает риск открытого конфликта, в котором "Яблоко" может потерять ту часть своего электората, которая не приемлет сотрудничества с властью; и попасть под огонь критики слева, что также отколет часть избирателей. Наконец, более чем вероятен новый внутренний раскол движения, что может стать роковым для него.

Оценка бюджета кампании: 10-15 млн.

Прогноз: 5-7%

Объединение простых людей - КПРФ

Основные элементы стратегии: Малобюджетная стратегия действий, опирающаяся на возможности региональных организаций партии. Минимум роликов и рекламных акций, требующих значительных финансовых затрат. Использование технологии "от двери к двери". Максимальное развитие собственных печатных СМИ ("Правда", "Советская Россия", "Завтра", региональные газеты обкомов) с доведением суммарного тиража до 10 млн. экземпляров. Широкое использование возможностей сети Интернет для синхронизации действий партии и преодоление информационной блокады КПРФ со стороны центральных телеканалов. Пиар акции в основном направлены на демонстрацию успехов в деле омоложения партии и осовременивания ее облика. Демонстрируется единство широкой коалиции народно-патриотических сил, в список привлекаются знаковые фигуры, не являющиеся членами партии. Контрпропаганда против всех конкурирующих игроков на левом фланге с целью недопущения эрозии электорального ядра - прежде всего против Селезнева и Глазьева. Реализуется беспрецедентная всероссийская программа противодействия фальсификациям с использованием нескольких сот тысяч наблюдателей.

Критика стратегии: Иногда создается впечатление, что у КПРФ наблюдается головокружение от успехов. Повторяется история 1996 года - очень высокий реальный рейтинг заставляет лидеров движения верить, что силами одной лишь региональной сети бесплатных агитаторов можно выиграть эти выборы. Однако на самом деле рост протестных и оппозиционных настроений в обществе не обязательно приведет новых избирателей к КПРФ. Вместо этого наблюдается рост популярности ЛДПР и голосования "против всех", а также снижение явки. Для преодоления этих негативных тенденций коммунистам необходимо более выпукло демонстрировать свою оппозиционность; участвовать в реальных, а не показных, протестных акциях (например, профсоюзных); делать максимально нестандартные шаги, разрушающие сложившиеся стереотипы. Персонально лидеру КПРФ, возможно, стоит взять на вооружение опыт Явлинского, который за собой всюду водил Митрохина, и показывать новые молодые лица рядом с собой при любой возможности, особенно на центральных телеканалах. Также явно необходима интеллектуализация движения, организация теоретических диспутов, возрождение переосмысленной с учетом современной обстановки идеологической основы.

Оценка бюджета кампании: 5-7 млн.

Прогноз: 25-29% в зависимости от эффективности создаваемой системы противодействия фальсификациям

Объединение недовольных КПРФ - Блок Глазьева

Основные элементы стратегии: Максимальная раскрутка образа Сергея Глазьева ("молодого умника") и бренда "Товарищ" на центральном ТВ (прежде всего ОРТ). Создание региональной сети клубов "Товарищ". Демонстрация широкой коалиции оппозиционных сил, сплотившихся вокруг блока. Попытка как можно дольше не ругаться с КПРФ, во всяком случае, представить разрыв как инициативу коммунистов.

Критика стратегии: Похоже, что даже собственные ошибки Глазьева ничему не научили. Один раз он уже пытался избраться в Думу в составе Скоков-Лебедь-Глазьев по спискам КРО, причем пиар-кампанию вел тот же самый Марат Гельман. Сейчас вторая попытка - правда, с другим генералом (Шпаком), но это скорее минус, чем плюс. У Глазьева уникальная позиция в российском политическом пространстве - перспективный, востребованный обществом образ молодого делового экономиста, кроме того, самый низкий из всех политиков федерального уровня антирейтинг. Он мог бы уверенно взять большую часть голосов протестной ниши (при условии свободного доступа в телеэфир), и получить до 10% голосов на выборах, сохранив нормальные отношения с КПРФ. Все, что было необходимо сделать - это собрать под свои знамена малоизвестных, не враждебных коммунистам деятелей левого толка. Вместо этого в списках Глазьева много известных фигур правой и националистической окраски, у большинства из которых антирейтинг очень высок, а положительный - очень низок, и которые очевидно близки власти. Тем самым молодой политик своими руками разрывает отношения с оппозицией и уничтожает свой авторитет у ее сторонников, вешает себе на ноги гири так называемых союзников, и попадает в полную зависимость от воли Кремля. Скорее всего, история закончится печально - как только заказчики проекта осознают, что Глазьев не уменьшает популярность компартии, а мешает "Единой России", как ему отключат телеэфир, что будет означать быструю смерть блока.

Оценка бюджета кампании: 10 млн.

Прогноз: 2,5-3% или 8-10% в зависимости от действий Администрации в отношении ОРТ

Объединение Жириновского - ЛДПР

Основные элементы стратегии: Личный пиар лидера. Яркие запоминающиеся высказывания "правдоруба" Жириновского. Демонстрация близости к народу - точнее, максимальное дистанцирование от других политиков.

Критика стратегии: У ЛДПР в последний год наблюдается явный ренессанс. Он вызван рост недовольства в обществе, которое КПРФ пока не умеет конвертировать в свои голоса на выборах. Каждое яркое высказывание Жириновского добавляет популярности его партии. И хотя существенный рост популярности ЛДПР невозможен из-за очень высокого антирейтинга ее лидера, в этой кампании партия вполне может занять третье место, что будет справедливой оценкой общества деятельности кремлевской администрации в последние четыре года. Оценка бюджета кампании: до 5 млн.

Прогноз: 6-9% в зависимости от высказываний Жириновского в последние две недели перед голосованием




заседание Круглого Стола "Сценарии электорального цикла. Партийные и надпартийные стратегии"
28.08.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=134

Док. 418373
Перв. публик.: 28.08.03
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 386

  • Пономарев Илья Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``