В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Петухов:`СНГ - это большая зона неопределенности` Назад
Владимир Петухов:`СНГ - это большая зона неопределенности`
Мне бы хотелось обратить внимание на еще один аспект рассматриваемой проблемы, - на то, как проблема взаимодействия России с ЕЭС и со странами СНГ отражается в массовом сознании. Мне кажется, что это тоже очень важно, в том числе и потому, что за последние десять-пятнадцать лет наши сограждане получили не только виртуальный, но и вполне конкретный эмпирический опыт общения с Европой и странами СНГ, и могут судить о тех процессах, которые там происходят, в том числе на каком-то личном опыте. Это могут не все, конечно, но очень многие. Это обстоятельство не следует забывать.

Так вот. За последние несколько лет в оценках внешнеполитических приоритетов в массовом сознании произошли очень серьезные изменения. Причем по двум направлениям. Первое направление уже было здесь обозначено. Оно не требует какой-то расшифровки. Это связано с очень сильной корреляцией внешнеполитической деятельности и ситуацией внутри страны. Понятно, что люди рассматривают то, что происходит за пределами России, через призму того, что происходит здесь, у нас.

Второе - произошел очень серьезный, можно сказать, ментальный сдвиг. Он связан с тем, что фактически преодолен синдром великой державы, возможности России возродиться в том формате, как это было в СССР. Сейчас в это практически никто не верит. Это - с одной стороны. С другой стороны, преодолен синдром некого самоуничижения, восприятия России как страны, которая просто обваливается и катится в катастрофу, превращается в периферию мирового развития, что тоже было очень сильным в 90-е годы. Сейчас оценки более прагматичны и реалистичны.

В качестве приоритетов внешнеполитических России рассматривается возможность в течение ближайших двадцати лет войти в число 10-15 ведущих стран мира. То есть россияне не рассматривают Россию в качестве супердержавы, аналогичной США и Китаю, но включить в число 10-15 считают вполне возможным.

Интересно и то, что постепенно уходит мессианская составляющая величия, которая тоже была, в общем, характерна для массового сознания еще во времена Советского Союза. Когда спрашивают людей о том, что нужно сделать для того, чтобы Россия вновь стала великой державой, отмечается, естественно, на первом месте - возрождение экономики России и превращение ее в конкурентоспособную. Второе - повышение жизненного уровня населения. Идеи типа того, что Россия должна стать региональной супердержавой, получить контроль над постсоветским пространством и после встать в один ряд с ЕЭС и с Америкой, не находят поддержки. Не находит поддержки идея некого цивилизационного моста между Европой, Азией, что Россия - это некий промежуточный форпост, что она может выступать неким медиатором между Европой и Азией. Это тоже, в общем, не рассматривается как одна из приоритетных задач.

Наконец, идея о некой российской особой духовности и культуры, которую тоже можно было бы как-то продвигать в мировом сообществе, - она тоже не находит серьезной поддержки.

Что касается геополитического выбора, то, конечно, это европейский выбор. В том числе и потому, что другие полюса силы - США и Китай, мягко говоря, не симпатичны большинству россиян. Не симпатичны, я отмечаю, - это еще мягко говоря.

Но при этом есть отчетливое понимание того, что в Европе нас особенно не ждут и что там есть очень много людей, не симпатизирующих нашей стране. Поэтому выбор делается не в пользу прямой интеграции, вступления в ЕЭС, а выбор делается в пользу добрососедских отношений, прежде всего, экономического сотрудничества, экономических связей. То, что реально, и то, что можно реализовать при нынешнем уровне развития экономики России, тех социальных проблем, которые в ней существуют.

Еще по поводу Европы. Один любопытный момент. Мы тестировали социально-психологические отношения к разным геополитическим векторам. Так вот, почему-то Запад очень сильно в массовом сознании отделен от Европы. То есть, Европа - это Европа, это что-то хорошее, а Запад - это Запад, это что-то не очень хорошее. В этом есть некая любопытная вещь, ее можно интерпретировать по-разному. Я сейчас не буду этим заниматься, хотя у меня есть своя версия такого отношения.

СНГ - это самая большая зона неопределенности. Крайне негативно к ней относятся. Перспектив никаких, в общем, не видят. Более того, большинство россиян считают, что к самим странам СНГ нужно относиться точно так же, как к другим независимым государствам, не делать каких-то особых проблем в отношениях с этими государствами. Идея интеграции в целом поддерживается в рамках постсоветского пространства. Вообще, любая интеграция поддерживается, но она поддерживается таким образом, чтобы Россия всегда оставляла свободу рук и что жить, в общем, все-таки нужно в своем собственном доме.

Свыше 50% постоянно отвечают на вопрос "Где бы Вы хотели жить?", что мы хотели бы жить в своей собственной стране. Да, интеграция, но при этом есть настроения. Я бы не назвал их изоляционистскими, но, во всяком случае, настроения, которые бывают, при разводе. Нам нужна некоторая пауза для того, чтобы понять, нужно ли нам вообще жениться, в принципе. Сейчас в этой паузе находится, как мне кажется, Россия. Россияне, во всяком случае, сигнализируют власти, что спешить поменять свой дом на какое-то иное жилье - будь это европейское жилье или жилье в рамках СНГ - в общем, не стоит. Надо пожить своим домом, посмотреть, что у нас получится, и потом уже принимать какое-то ответственное решение.





заседание Круглого Стола "Европейский союз и СНГ - перспективы взаимодействия" 27.10.2004
http://open-forum.ru/members.php?member_id=127

Док. 418360
Перв. публик.: 27.10.04
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 303

  • Петухов Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``