В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Панфилова :`Задача власти сегодня - обеспечить лояльность крупного бизнеса при перераспределении собственности` Назад
Елена Панфилова :`Задача власти сегодня - обеспечить лояльность крупного бизнеса при перераспределении собственности`
Я постараюсь оттолкнуться от того, что услышала здесь. Правда, хочу сказать, что должность сенатора больше, чем она стоит сейчас, стоить не может. Просто за сенаторский срок эту сумму сейчас окупить невозможно. Правда, появились новые тенденции расплачивания за кредиты во власти территориями, и я думаю, что регионалы тоже подумают, что можно сделать в этом направлении в ближайшее время, уж коли дана отмашка с самого верха. Тогда цена, конечно, может вырасти. Стабилизационный фонд - я считаю, что один из центральных вопросов в повестке дня во власти, - это кто первый до него добежит. Многие вещи, которые мы определяем как большая политика, на самом деле, - это позиционирование себя на расстоянии быстрого прыжка до Стабилизационного фонда с тем, чтобы использовать его по назначению, когда будет дана соответствующая отмашка. Причем, не властью, а обществом.

Если бы я получила приглашение на "круглый стол" с этой повесткой дня год назад, то все звучало совершенно нормально, привычно - бизнес и власть, стратегия.

Но сегодня я села и подумала: а о чем говорить? Я тоже не знаю, кто такие политические элиты. Политическая элита - что она должна делать? Она у нас как бы есть. Она у нас живет в телевизоре. А кроме этого она что-нибудь делает? Она должна формировать повестку дня. Мы все понимаем, что повестка дня - постановка цели, долгосрочной или краткосрочной, принятие стратегических, тактических и прочих решений. У нас одна повестка дня у всей политической элиты, вместе взятой, - сохранение власти. Причем, почему-то с привязкой к магической цифре 2008.

2008 и сохранение власти - это некий набор новых целей, целеполагающих установок внутри власти. При этом все понимают: то, что называет себя политической элитой, в его нынешнем состоянии не может обеспечить достижение этой цели цивилизованными, легитимными способами. Потому что одна половина этой политической элиты лихорадочно и упоительно занимается перераспределением собственности, а вторая - истерит по поводу грядущих "оранжевых" революций. Вот этим сейчас и озабочена власть.

Причем, совершенно непонятно, о какой власти мы говорим применительно к диалогу бизнеса и общества. Потому что если говорить о стратегии в отношении бизнеса, то ее не существует, потому что бизнес, действительно, разный. Есть олигархический, крупный, средний и мелкий. Я думаю, что в стратегии первая задача повестки дня - это обеспечение лояльности крупного бизнеса в области перераспределения собственности, чтобы он сидел и ничего не делал.

С другой стороны, связь с массовым средним и малым бизнесом утеряна. Тут совершенно верно говорили, что он маленький, он совершенно несчастный. За последний год он уменьшился на 13%. А когда уменьшается средний и малый бизнес - это еще и уменьшение среднего класса. Так ведь этот тот самый бизнес, который рядом с народом. Это предоставление услуг населению. События 25 мая очень хорошо показали в моем районе, что происходит, когда коллапснул большой бизнес. Власть исчезла, и остался народ один на один с продавцами воды, с теми, кто предоставляют транспортные услуги. Выяснилось, что народу со средним и малым бизнесом очень хорошо. Они догадались, и они Бога молят, чтобы власть не приходила, потому что власть прибежала и сказала, чтобы не продавали воду без кассовых автоматов: у нас в районе не было воды. Нельзя продавать воду без кассовых автоматов, даже если во всем районе нет воды.

Вот тут очень любопытно было смотреть, как малый бизнес и люди отправили этого человека исполнять его прямые обязанности там, где он их должен исполнять, - в кабинете и подальше. Тут стало понятно, что когда мы говорим "бизнес и власть", то кто-то может говорить "крупный бизнес и исполнительная власть". Это один сюжет.

Малый и средний бизнес и местные власти - это совсем другой сюжет. Малый и средний бизнес не имеет ровным счетом никакого отношения к той власти, о которой мы все сегодня говорили: к Путину, к Кремлю. Но кормит, поит и одевает народ именно он. Тот коррупционный беспредел, который давит на него, - это совершенно отдельный сюжет.

В начале лета возникло впечатление, что коррупционный разнос совершенно не поддается анализу. Статья в официальной газете о порядке открытия летних кафе в Москве. Речь идет о том, куда надо отнести 10 тысяч, 15 тысяч. Я сначала подумала, что это про официальные платежи. Потом до меня дошло, что бизнесу в официальной газете официально рассказывают, кому и сколько надо нести по понятиям, чтобы заработать за лето до 170 тысяч долларов. Это совершенно спокойно, совершенно открыто, само собой разумеется, как программа "Спокойной ночи, малыши". Вот она должна быть тут, и она тут будет.

Поскольку административная рента образовала собственный, абсолютно параллельный нашему бюджету поток, сопоставимый, я думаю, с определенными бюджетными показателями, население все меньше и меньше себя с этой властью соотносит. Малый и средний бизнес как часть населения тоже все меньше и меньше себя с ней соотносит. О каких стратегиях построения чего-то со стороны власти здесь можно говорить? Это совершенно невозможно.

Потом я прочитала про бизнес и власть, условия, возможности и временные горизонты нормализации отношений. Это все зависит от того, что считать нормой. Я знаю очень многих в нашей стране, которые считают, что между бизнесом и властью все нормально. Абсолютно нормально, потому что все уже договорено. Когда мы говорили, что цель власти, изначально декларированная как построение общества диктатуры закона, то мы изначально говорили не про страшную диктатуру закона, а диктатуру закона, которая выгодна бизнесу. Почему диктатура закона выгодна бизнесу, все мы знаем. Потому что это управление собственностью на законных основаниях.

А что получилось, и это признано нормой, к сожалению, - диктатура понятий, которая тоже направлена на собственность. Но только не на ее управление, а перераспределение ее. В этом смысле о нормализации очень трудно говорить, потому что мы все говорим на разных языках. В этом смысле я не очень согласна с тем, что сегодня говорили о заколдованных кругах. Скорее это развалившиеся паззлы: абсолютно у всех своя собственная повестка дня, которую никто не собирается собирать в кучу. Одни себе готовят аэродром на 2008 год, другие выводят капиталы за рубеж, третьи закрывают предприятия. Я говорю про малый и средний бизнес, особенно в регионах. Административная рента - уже непомерный груз: неформальные выплаты превышают прибыли. Малый и средний бизнес закрывается. Просто закрывается, потому что смысла нет. Бизнес просто превращается в хобби. Ты работаешь, работаешь, а тебе ничего не остается. В этом смысле о какой стратегии, о какой повестке дня можно говорить? О какой антикоррупции?

Казалось бы, смысл моего присутствия здесь, на этом "круглом столе", - рассказать с профессиональной точки зрения, что тут можно сделать. Да ничего тут сделать нельзя, потому что не соблюден главный тезис любой антикоррупционной стратегии в любом государстве. Везде, где ставилась эта задача, обязательно присутствовала реальная политическая конкуренция. Это, вроде бы, очень далеко от стратегии взаимодействия бизнеса и власти. Но, как выясняется, очень близко с точки зрения хотя бы лимитирования коррупционных процессов в стране.




заседание Круглого Стола "Бизнес и власть в России"
08.06.2005
http://open-forum.ru/members.php?member_id=123

Док. 418338
Перв. публик.: 08.06.05
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 355

  • Панфилова Елена Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``