В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Панфилова :`Модернизация - это не состояние перманентной апатии, это набор действий` Назад
Елена Панфилова :`Модернизация - это не состояние перманентной апатии, это набор действий`
Я тщательно пыталась понять, куда ложатся все очень умные и правильные слова в приложении к слову модернизации. И мне кажется, что единственное, что не было сказано, специально ли или просто по привычке, что модернизация предполагает совокупность неких действий. Модернизация - это не состояние перманентной апатии, это набор действий, о которых я абсолютно ничего не услышала. Не услышала, что будут происходить какие-то действия, я услышала текущее как бы состояние. Оно такое: температура у больного такая-то, а что дальше делать и кто будет это делать - совершенно не понятно.

Второе, что я не услышала. Говорили о чем угодно: о себе любимых, о своей роли в том, что случился, то есть производили эдакий постмортем. Много говорили о том, кто этому помог, кто этому мешал, а когда прозвучало слово народ, было сразу сказано - а вот о нем мы говорить не будем, он у нас любимый. А мне просто сдается, что мало кто представляет, что в народе происходит, потому что мозги страшно далеки от ног в данном конкретном социуме, к сожалению. О тех, кто себя любит называть элитами, кто привык считать себя элитами, было сказано очень много, про то, почему они такие, сякие. Но, мне кажется, если с точки зрения народа посмотреть и, к счастью, иногда приходится слышать то, что там говорят и что там происходит, впечатление об элитах следующее: их главным классифицирующим признаком является лень и жадность, больше ничего. Не политические цели, не стремления к каким-то действиям, а лень и жадность.

Банально, но факт. Феномен Глазьева не столько в том, что он какой-то особенный с какой-то особенной программой. Он не демонстрирует народу ни лени, ни жадности. И поэтому, в принципе, народом востребован. Потому что он произносит слова, которые народ хочет услышать и при этом что-то пытается делать или обещает делать, что не состыкуется с представлением о предыдущих элитах в системе "лень и жадность". На самом деле я тоже, наверно, не знаю, как будет продвигаться эта модернизация, потому что не специалист в таких высоких материях, как все предыдущие выступающие, у меня есть своя маленькая деляночка, на которой что-то пытаемся делать

Наша деляночка - это попытки понять как и попытаться противодействовать коррупции, изучение административного ресурса, о котором мы книжку написали и очень много обращались к многим здесь присутствующим стать внешними рецедентами нашей книжки, но многие под разными очень вежливыми предлогами отказались. А что касается коррупции, мой семафор на данный момент - это совет по борьбе с коррупцией. Ничего бы не стоило о нем говорить, потому что это пока только скетч того, что будет происходить, просто слепок. Кто-то тут сказал замечательное слово инсталляция, а вот это слепок с того, что власть пытается понять в смысле себя на ближайшие периоды.

Там есть голова, собственно, совет, в которой заседают известные личности, он возглавляется премьер-министром, в нём спикеры и главные судьи, к которым будет раз в год приходить прокурор, лучший политик нашей страны по итогам 2003 года, и рассказывать им, как идет борьба с коррупцией. А под ним есть две замечательные штуки - комиссия по противодействию коррупции и комиссия по конфликту интересов. Банальная структура, которых было миллион во всем мире, ни одна из них не сработала кроме как в Гонконге. Но в Гонконге было 60 млн долларов ежегодного бюджета у таких комиссий и право расследований и конфискаций. У нас этого, разумеется, ничего нет, и вряд ли будет. И никаких особых, повторюсь, иллюзий по поводу вот этой комиссии по противодействию коррупции у меня нет.

Но меня очень-очень интересует в свете того, о чем я начала говорить, действие, комиссия о конфликте интересов. Дело в том, что конфликт интересов - это такая замечательная штука, которую невозможно изучать, которую невозможно сидя в приятной компании обсуждать, она предполагает действие. Эта комиссия обнаружила конфликт интересов: схватили за ушко и на солнышко. Впервые создана некая структура в аппарате власти, которая предполагает некое действие относительно неких событий, скажем так, конкретно коррупционных. Т.е. это проблема, которую невозможно заболтать просто по сути, невозможно обсуждать конфликт интересов. Он есть, с ним надо что-то делать, невозможно его анализировать, изучать, он очевиден. И поэтому, в зависимости от того, как она будет работать, я думаю, что я и смогу в дальнейшем сделать вывод, где мы на самом деле и существуют ли действия в сторону модернизации, потому что без анализа реальных действий это сделать невозможно

Тут можно развернуть бурную дискуссию на предмет того, что для этого нужно. Для этого нужно всего два элемента. Политическая воля, о которой все так много здесь говорили, и очень конкретный набор инструментов, который, как ни странно, тоже есть. Соответствующие статьи в соответствующих законах, соответствующие процедуры, по которым можно выявлять те или иные правонарушения, например, в сфере конфликта интересов, они есть в новом законе о гражданской службе, они есть во многих других местах, и тут есть специалисты, которые их предлагали, вносили, обсуждали.

Нет, тут надо начать, потому что все равно что-то должно происходить, должен быть первый шаг, пока его воздерживаются делать. Но, безусловно, это может работать, но опять-таки проблема того, что модернизация - это действие. Сказано слово - создана комиссия, должно произойти действие. В зависимости от того, какое это будет действие, станет ясно, в какую сторону оно будет работать. В плане конфликта интересов опять-таки невозможен показательный процесс. Это очень утилитарная, очень нудная работка, но реальная, которая будет показывать: ага, вот мы сюда двигаемся, или мы остались там, где были.

И маленькая ремарка про либералов и умерших, между которыми возможен знак равенства. Я думаю, что все мы опять-таки связаны с действиями. За год до избирательной кампании были в стане либералов попытки что-то и по нашей теме сделать. В том числе, наш центр совместно с СПС сделал брошюры о коррупции - "Гражданин и коррупция", "МВД и гражданин", "ЖКХ и гражданин" и так далее. И я поняла, что все будет именно так, как оно произошло в декабре этого года, после того, как о каких-то из наших материалов нам сказали, что они чудесные, и действительно, проблема есть. Нам сказали, чудесные брошюры, действительно, проблема ГИБДД и гражданин есть - коррупция. Проблема МВД и гражданин есть - коррупция. Но только вот вносить программно эти тексты мы не будем, потому что не хотим портить отношения с Грызловым. Вот на этом для меня все и закончилось. Я думаю, что это очень четко подтверждает то, о чем я сказала: лень, жадность и отсутствие хотя бы попыток совершать реальные действия.





заседание Круглого Стола "Модернизация России: конфликты и опасности на пути продвижения к постиндустриальному обществу"
03.02.2004
http://open-forum.ru/members.php?member_id=123

Док. 418329
Перв. публик.: 03.02.04
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 444

  • Панфилова Елена Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``