В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Макушкин: От закрытых форм увода денег в тихую гавань - к открытым формам инвестирования Назад
Алексей Макушкин: От закрытых форм увода денег в тихую гавань - к открытым формам инвестирования
Алексей Георгиевич, по суммарному показателю вывезенных ПИИ Россия (по оценкам ЮНКТАД) вышла на 3-е место в мире. В чем специфика зарубежной экспансии российских ТНК? Почему им тесно в России? Положительные и отрицательные стороны этого процесса и как им управлять?


Специфика зарубежной экспансии российских ТНК в том, что российские компании только начинают открыто заниматься прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Это т.о. переход от закрытых форм увода денег в тихую гавань к открытым формам инвестирования, предполагающим соответствующие легальные обременения и политические эффекты - как в стране пребывания, так и в стране происхождения. Слишком многого в этих условиях российские ТНК пока не умеют или только осваивают. Поэтому неизбежны ошибки и недопонимания.

Тесно ли им в России? Да не тесно. Просто надо смотреть в перспективу, а она в позиционировании на мировых рынках. Сейчас для этого надо закладывать основу. Ну а то, что внутри страны инвестиционная среда не оптимальна, так это тоже хорошо известно. Другое дело, что стороннему наблюдателю трудно ответить на вопрос, насколько важны именно те вложения, которые делают в настоящее время российские ТНК.

Какие при этом есть положительные или отрицательные стороны и как им управлять? В принципе, мне кажется, здесь нет ничего необычного. Другое дело, что для России - это первый опыт, когда участие российских компаний должно происходить открыто и в соответствие со стратегическими приоритетами общенационального свойства. Не секрет, что методы убеждения в своей правоте не всегда открыты и нередко несимпатичны. О системе управления сейчас говорить не приходится. Это пока пробные проекты.


Что движет ТНК в их стремлении к зарубежным инвестициям? Каков их курс на глобализацию бизнеса?


Строим новые и достраиваем существующие цепочки создания стоимости. Алюминщики идут за сырьем, сталелитейщики за производственными мощностями в регионы, где есть потребитель (Европа и США) или/и есть торговые проблемы, которые можно решить, если натурализоваться. Сейчас будем форсировать "восточный вектор". Общей стратегии еще, пожалуй, нет. Но есть важный для нас метод экспансии - обмен активами в той части, в какой мы можем рассчитывать на выстраивание партнерских отношений и обеспечение паритетной зависимости ключевых игроков. И денег меньше надо, и работающие мощности сразу получаешь, да и партнеры помогут быстрее освоиться на внешних площадках.


Как рассматривать такую трансграничную экспансию с точки зрения государственных интересов?


Экспансию ТНК в условиях отсутствия ясной стратегии как корпоративной, так и государственной, следует рассматривать с настороженной заинтересованностью, как важный опыт реальных крупных сделок. Из рисков следует выделить оправданность цены сделок, явных и неявных договоренностей, влияния на национальный статус стратегических активов, контроль за которыми необходим в силу приоритетов национальной безопасности, и т.п.


Стоит ли: усиливать для ТНК финансовую поддержку (пока есть небольшой российский фонд страхования экспортных кредитов); создать специализированное агентство по иностранным инвестициям за рубеж; законодательно поддержать (чтобы уменьшить политические риски) инвестиции наших компаний за рубежом?


Реальным ТНК деньги от властей не нужны. Нужно понимание взаимности и надежности отношений, тогда недостающие деньги дадут сторонние кредиторы. Рентабельность у наших вполне достаточна, чтобы обойтись без госстрахования. Конечно, есть и особая статья - ВТС и сотрудничество в чувствительных высокотехнологических отраслях (космос), - здесь нужны госкапиталы. Другое дело рядовой крупный бизнес, идущий за границу. Но это - особый разговор.

Создать специализированное агентство по иностранным инвестициям за рубеж, разумеется, стоит! Однако, дело в его мандате и ресурсных возможностях. Стратегия в этом вопросе не ясна. Думаю, нам, в первую очередь, надо позаботиться о частно-государственном партнерстве в крупных международных проектах. Для этого очень нужно специализированное агентство.

Что законодательно поддерживать? Наши крупные компании держат деньги за границей и там же обслуживаются. Не очевидно, что мы снижаем политические риски, принимая свои законы.

1 февраля 2007
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=62125

Док. 418300
Перв. публик.: 01.02.07
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 314

  • Макушкин Алексей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``