В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Макаренко: Чтобы в кабинете министров появилась единая воля, его потребуется перетряхивать Назад
Борис Макаренко: Чтобы в кабинете министров появилась единая воля, его потребуется перетряхивать
Представители бизнеса сделали в последнее время несколько громких заявлений, одно из которых в общей формулировке звучит так: "есть потребность во вменяемом государстве", в частности, это касается налоговых проверок, отношения между властью и бизнесом находятся на соответствующем уровне. Многие экономические показатели ухудшаются, социальная напряженность, в том числе из-за монетизации льгот, растет. Рейтинги исполнительной власти падают. Можно ли говорить о том, что системный кризис уже начался, либо он нас ожидает совсем скоро?

Я думаю, что это все-таки не кризис. Даже если объективно кризисные явления нарастают, пока цены на нефть, такие, они замажут все. Если вспомнить недавнюю историю, у нас оба радикальных переустройства режима, или, попросту говоря, оба краха политического режима, приходились на периоды низких цен на нефть, будь то годы перестройки, конец брежневских нефтедолларов, будь то 1998 год, после которого стало ясно, что ельцинский режим может выжить только через очень сильную мутацию. Соответственно, можно сказать, что цены на нефть для нашей страны последние 20 лет есть спасательный жилет от того, чтобы утонуть, и выясняется, что без этого жилета наши режимы плавают плохо. Другое дело, что каждое из этих явлений, безусловно, кризисное. Их нужно рассматривать по отдельности, хотя они могут дать и какой-то кумулятивный эффект. Монетизация льгот показывает, что власть сама неповоротлива в решении столь чувствительных и болезненных для общества проблем. Во-вторых, что она не умеет вести разъяснительную работу. В-третьих, что политическая система уже такова, что она имеет слишком мало каналов для обратной связи с обществом, потому что многие из этих протестов можно было предусмотреть, и заблаговременно прореагировать. Но одномандатники, и губернаторы, те, от которых шли самые прямые связи наверх, уже не имеют стимулов работать с населением, потому что знают, что им больше не избираться. В политике кабинета весь прошлый год, особенно его заключительную часть, сталкивались две линии. Условно говоря, либеральная, представленная Кудриным и Грефом, и условно говоря, дирижистская, к которой больше склонялся премьер Фрадков. Когда кабинет спорит о том, в какую сторону идти, ясно, что государственное управление экономикой не идет никуда. Поэтому, как отмечают практически все экономисты, относительно нормальные показатели роста в 2004 году остаются обязанными нефти, и если нефтяной фактор вычесть, вот тут экономисты спорят, то некоторые говорят, что останется небольшой плюс, некоторые, как Илларионов, говорят, что будет чистый минус.

Уже не только Илларионов так говорит, но и многие другие экономисты.

Соответственно, ясно, что ни о каких амбициозных задачах, часто скрывающихся за лозунгом об удвоении ВВП, говорить при таком положении не приходится.

Вы вспомнили эпоху Ельцина. В таких ситуациях, когда практически по многим экономическим и социальным показателям рост напряженности в обществе растет по многим причинам и практически во всех слоях населения, Ельцин начинал кадровые перестановки или предпринимались какие-то серьезные политические ходы. Можно ли прогнозировать в данный момент, что будет предпринято что-то подобное?

Если возвращаться к эпохе Ельцина, тогда, после кризиса 1998 года, пришел кабинет, которые многие сейчас называют самым либеральным. Не потому, что в нем были либералы, а потому что они боялись трогать экономику и экономика жила, будучи предоставлена сама себе, и сама выплыла. Я не уверен, что при нынешнем состоянии бизнеса, при очевидном кризисе доверия бизнеса к власти, что если бы сегодня не трогали экономику, она бы смогла сама выкарабкаться из ямы. Кадровые перестановки в ельцинскую эпоху, скорее, были призваны выпустить пар политической напряженности. Сейчас политической напряженности особо нет, поэтому кадровые перестановки должны быть подчинены не столько политической, сколько технократической задаче, хотя она, в конечном счете, тоже политическая. Нужно выбрать твердую линию, как в экономической политике, так и в социальной, и добиться того, чтобы кабинет эту линию неукоснительно исполнял. Потому что самое опасное на таком переходном периоде, на периоде структурных ломок - стоять на месте и бояться сделать следующий шаг. Но если для того, чтобы в кабинете появилась единая воля, его потребуется перетряхивать - значит, это надо делать. И я этого не исключаю.

27 января 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=54971

Док. 418278
Перв. публик.: 27.01.05
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 366

  • Макаренко Борис Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``