В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Макаренко: В вертикальной структуре власти тяжесть ответственности вбок не сдвинешь Назад
Борис Макаренко: В вертикальной структуре власти тяжесть ответственности вбок не сдвинешь
Борис Игоревич, будут ли иметь "льготные бунты" пенсионеров долгосрочные последствия в виде изменений общественных настроений по отношению к властям?

Это не бунты, пока это вполне законные массовые акции. Там, где они выходят за рамки буквы закона и приводят к перекрытию магистралей, это не бунтарство, а глухота власти. И этот симптом, пожалуй, самый важный для прогнозирования того, что будет дальше. В принципе, власть отвыкла от того, что народ может с ней не соглашаться. Власть решила, что, выстроив вертикаль, достаточно закон пропихнуть, подписать, поставить печати, а дальше все само пойдет. Еще нужно по первому или второму каналу показать 50 пенсионеров, которые благодарят партию и правительство за отмену льгот, и все будет нормально. Вот с такой концепцией отношения с собственным народом власть въехала в 2005 год, забыв, что проблема социально болезненная.

Насколько это может радикально изменить отношения людей в будущем, ближе к выборам?

Изменения в отношении мы в своих социологических исследованиях наблюдали уже в прошлом году, когда люди, едва ли не впервые на нашей памяти, вспомнили, что этого им в предвыборной компании не обещали, а обещали совсем другое. И сомнения зародились. Они не были достаточны сильными, чтобы существенно влиять на общую конфигурацию сил в отношениях общества и власти, но это симптом. Все будет зависеть от того, как власть отреагирует на эти акции, поймет ли она, что даже в условиях моноцентрического политического режима с народом нужно разговаривать, объяснять ему свою политику. Или же власть будет совершать глупости на ровном месте, прячась от народа, вынуждая его к более радикальным действиям типа перекрытия магистралей. У власти есть все предпосылки и властные рычаги для того, чтобы воплощение в жизнь этих реформ сделать достаточно корректным и мягким. Сумеет власть воспользоваться этими рычагами, или нет - покажет будущее.

Есть еще один момент. Вы, конечно, знаете, что первой реакцией депутатов было обвинение региональных лидеров в том, что случилось. Может ли это повлиять на отношения между федеральным центром и регионами?

При нынешней ситуации, когда власть вертикальна, когда сами депутаты обосновывают политические реформы необходимостью сосредоточить всю власть в руках Президента, они, тем самым, существенно затрудняют сами себе маневр с переложением ответственности. Потому что сейчас, даже при том, что еще никто из губернаторов не назначен, они уже воспринимаются как назначенцы. "Единая Россия" тоже воспринимается как союзник, партнер, как продолжение исполнительной власти. Как раз одно из возможных негативных последствий, о которых мы говорили, когда затевалась реформа с выборами губернаторов, это то, что власть лишает себя обратной связи с обществом, и лишает себя возможности для маневра. В этой ситуации попытки мэра перевести стрелку на губернатора, губернатора - на Думу, Думы - на правительство, становятся все менее убедительными. Потому что выстроена вертикаль, а в вертикальной структуре тяжесть ответственности вбок не сдвинешь.

И тогда те люди, которые оказываются на улице, не разделяют, кто это - федеральный чиновник, депутат, губернатор или мэр...

И что может сказать губернатор - что это Дума? А Дума может сказать, что это губернатор? И кто в это поверит?

12 января 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=54459

Док. 418272
Перв. публик.: 12.01.05
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 407

  • Макаренко Борис Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``