В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Макаренко: Итоги теледебатов в США: кто бы ни стал президентом, в отношении России он будет действовать в достаточно узком коридоре возможностей Назад
Борис Макаренко: Итоги теледебатов в США: кто бы ни стал президентом, в отношении России он будет действовать в достаточно узком коридоре возможностей
Борис Игоревич, прошли два раунда теледебатов в Соединенных Штатах: Буш - Керри, Чейни - Эдвардс. В чем состоят промежуточные итоги избирательной гонки в США?

Что касается самих дебатов, это можно назвать относительным успехом демократической команды, потому что от Керри не ждали, что он сможет победить Буша в прямом раунде. Здесь уместно вспомнить, как четыре года назад Гору предвещали победу вообще и победу в теледебатах, в частности, потому что Гор был интеллектуалом, считался хорошим публичным политиком, оратором, а за Бушем признавали многие достоинства, но считали, что у него с эрудицией и навыками публичных выступлений не очень хорошо. Когда Буш свел дебаты с Гором вничью, это было расценено как победа Буша. Сейчас была обратная ситуация. Буш нравится многим американцам хотя бы тем, что он похож на них, а у Керри репутация, во-первых, либерала; во-вторых, зануды, который говорит хорошо, но слишком сложно для большинства простых американцев; в-третьих, считалось, что в прямом столкновении вопрос о сомнительном голосовании Керри по финансированию иракской войны будет для него проигрышным. Этого не случилось, Керри выдержал удар и был признан победителем. Его напарник Эдвардс тоже достойно выдержал дебаты с таким асом политики как вице-президент Чейни. Причем, за Эдвардсом признали одно явное достоинство. Ясно, что дебаты кандидатов в вице-президенты - вещь вспомогательная, где не нужно побеждать своего оппонента, а нужно как можно сильнее ударить кандидата в Президенты у противника и не дать ударить своего шефа. В этом смысле Эдвардс, который считается звездой адвокатуры, для которого защита не себя, а кого-то, стоящего за ним, является профессией, показал себя с самой лучшей стороны. Считается, что ни один удар, направленный Чейни в Керри, им не был пропущен. В то же время сам он смог нанести команде Буша-Чейни несколько чувствительных ударов.

Можно сейчас говорить о том, какая политика будет проповедоваться той или иной стороной в зависимости от того, кто победит, по отношению к России? Вообще, возможно ли изменение некоего политического тренда?

Политическое изменение невозможно. Кто бы ни стал президентом, он будет действовать в достаточно узком коридоре возможностей. С одной стороны, нельзя отрицать партнерской роли России в глобальной антитеррористической операции. Даже если победит Керри, он не сможет уйти от контекста глобальной антитеррористической войны. Россия здесь является и партнером, и союзником. С другой стороны, кто бы ни победил, негативная реакция на централизаторские авторитарные тренды в российской политике тоже останется. Не правы были те, кто считает, что демократ будет обращать внимание на демократизацию, права человека, Чечню, а республиканец это "съест". Это глубокая ошибка и этого не произошло. Раз на это обращают внимание республиканцы, на это, тем более, не смогут не обратить внимания демократы.

Насколько серьезно будет влиять внутренний процесс централизации власти в России на российско-американские отношения в ближайшей перспективе?

На конкретные решения по прямым инвестициям это будет влиять не очень сильно, потому что любая крупная сделка будет в любом случае согласовываться на уровне государственных структур. Это может влиять на более мелкие прямые инвестиции, на портфельные инвестиции, потому что авторитарный тренд любым западным инвестором однозначно читается как усиление контроля и порядка, но в тоже время и усиление непредсказуемости.

Тем не менее, в китайскую экономику идут достаточно большие инвестиции, несмотря на гораздо большую централизацию и авторитарный строй.

Там нет непредсказуемости. Там есть большая непредсказуемость в отношении того, что будет, когда это рухнет. Сделки идут под гарантию государства, а китайское государство в экономической политике считается предсказуемым и способным обеспечить выполнение принятых на себя обязательств.

Это на данный момент. Но если существуют политические риски, то это большой риск для инвесторов, несмотря на то, что сейчас китайское государство может гарантировать любые инвестиции.

Политологи говорят американским инвесторам, что политические риски отложены, и отложены как минимум на десятилетний срок, а за десять лет любая инвестиция сработает.

7 октября 2004
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=52160

Док. 418271
Перв. публик.: 07.10.04
Последн. ред.: 17.01.08
Число обращений: 396

  • Макаренко Борис Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``