В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталия Корзун: Позитивный имидж русскоязычной диаспоры - актуальная задача России Назад
Наталия Корзун: Позитивный имидж русскоязычной диаспоры - актуальная задача России
1. Исходной посылкой статьи является мысль о том, что новой России необходима и ее диаспора, и высокий имидж этой диаспоры в мире и в отдельных странах. Только в этом случае диаспора сможет быть реально полезной для России, а этой деятельностью Россия исполнит свой долг перед соотечественниками за рубежом. Этот проект является составной частью нашего мега-проекта "Всемирная Россия".
Поскольку формирование позитивного имиджа и есть основное содержание PR-деятельности, я вынужден говорить о том, чего, к сожалению, нет, хотя должно быть.
2. Мировой опыт показывает, что диаспоры могут быть отрезаны от родины, которая к ним безразлична, а режим враждебен. Они могут к ней относиться враждебно - точнее не к родине, а к режиму, к государству. Диаспоры могут быть нейтральны, а могут быть исключительно полезны. Ярким примером такой полезности остается китайская диаспора, кстати, помогающая своей исторической родине при несогласии с идеологией и режимом. Есть и другие примеры.
3. Несколько слов по поводу обозначения диаспоры словом "русскоязычная", а не более привычным "русская". Это определение связано с тем, что за рубежом русскими называют и воспринимают всех приехавших из многонациональной России и из бывшего СССР, еще более многонационального. Это обстоятельство должно быть учтено при оценке имиджа русской диаспоры. Ведь за рубежом всех наших соотечественников называют именно так. В дальнейшем я буду называть диаспору - русской.
4. Сложность необходимой работы по формированию имиджа русской диаспоры усугубляется историческими реалиями России. Эмигрант, "отъехавший" издавна воспринимался властью как изменник. Вспомним Ивана Грозного и случай с князем Андреем Курбским. В XIX и в начале ХХ века эта линия частично прервалась, хотя Пушкина за границу не выпускали. При советской власти, идея вновь возродилась с параноидальной силой.
5. Основные волны эмиграции советского периода ("белая" эмиграция, "перемещенные лица" II мировой войны, еврейская эмиграция 70-80-х годов) сразу и окончательно отрывались от исторической Родины. Последней волне было чуть полегче - можно было переписываться с родственниками и звонить, но возвращение в СССР, даже в качестве туриста, было нереальным.
Надо признать, что это было время активного советского PR, который тогда назывался пропагандой - время создания абсолютно негативного образа всех волн эмиграции и, соответственно, всех русских диаспор. Не так важно был ли этот PR успешен, важнее другое - создавался образ людей и социальных групп, оторванных и отвергнутых Родиной.
6. Возникновение новой демократической России изменило ситуацию коренным образом. Представители всех волн русской эмиграции, их дети и внуки в 90-е годы стали желанными гостями в России. Восстановилась связь людей и времен, в Россию стали приезжать потомки высшего дворянства, знаменитых промышленников и меценатов, писателей и деятелей культуры. Даже Главы Русского царствующего дома - Великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна. Сам факт возможности посетить Россию, русское гостеприимство усилили позиции дружественно настроенных соотечественников, уменьшили, возможно, уничтожили ненависть эмигрантов, врагов России. Можно даже сказать, что врагов России в русской диаспоре сейчас нет. Возобновление связи с Родиной скорее всего улучшило имидж самой русской диаспоры, хотя, разумеется, это не было целенаправленной работой.
7. Вышеназванные положительные изменения имиджа, связанные с фактическим открытием границ, имели и негативную сторону. За границу уезжают не только ученые, артисты и спортсмены, на что мы нередко сетуем. За границу поехали и преступники, чьи криминальные таланты развернулись на новом поле. К ним надо добавить и бизнесменов, "новых русских", которые и в России не особенно затрудняли себя соблюдением законов. Возник жесткий, обидный и не вполне справедливый штамп "русская мафия". Заметим слово "русская" с отнесением к ней преступников всех национальностей, приехавших из России и стран СНГ. Устойчивый штамп "русская мафия", настойчиво внедренный западными СМИ и Голливудом сильно подпортил имидж русской диаспоры в целом.
8. Наш анализ показывает, что "русская мафия" - это экзотический миф, тем более не имеющий отношения к русской диаспоре в целом. Мы не говорим, что за рубежом нет преступников из России, но говорить о мафии, то есть организованном и глубоко коррумпированном преступном сообществе, скажем, для США - явное и сознательное преувеличение.
По сути, это "черный" PR против России через очернение образа русской диаспоры. Возможно, этот негативный образ рождается случайно, хотя бы частично. Но легко представить, что кто-то формирует его сознательно, а кто-то вполне серьезно оплачивает. Это могут быть и реальные национальные мафии, желающие натравить полицию на русских, и влиятельные лица, которые против сближения с Россией, и коммерческие конкуренты.
9. Все вышеизложенное описывает и объясняет ситуацию с имиджем русской диаспоры. Что же делает Россия в этом направлении? А ничего! Кто и как создает позитивный образ русской диаспоры? А никто! А кто проводит и кто отвечает за PR всей России, за создание и продвижение позитивного имиджа России в мире? Наверно, кто-то проводит, кто-то отвечает, в СМИ публикуются цифры выделенных денег. Хорошо, что это не тема моего выступления.
10. Так что же делать? Первое - ответить на вопросы: нужна ли России позитивно настроенная, влиятельная и желающая помогать родная диаспора? Второе - нужно ли диаспоре улучшение ее имиджа, с точки зрения диаспоры? Может быть большинство этим имиджем довольно? С точки зрения России - нужен ли нашей стране высокий имидж диаспоры, безусловно влияющий на образ самой страны? Третье - что и как делать?
Легче всего ответить на третий вопрос - это к профессионалам. Возможно, на Западе не знают, что PR в России делать научились. Наши самые продвинутые специалисты глубоко изучили западный опыт, дополнили его собственным, в том числе опытом советской пропаганды. Она достаточно умело создавала образ Советского Союза - тогда у нашей страны было много друзей и сторонников. И сегодня наш PR решить эту задачу может.
Первые два вопроса - к политикам, к лицам, принимающим решения. Здесь дело обстоит сложнее. Можно даже честно сказать, что проблемы русской диаспоры на Западе не первостепенны. Намного острее и тяжелее проблемы русских, притом в большей степени этнических русских диаспор в странах СНГ. Обычно называют 25 миллионов русских, оставшихся за рубежом. Многие из них оказались в тяжелой, а некоторые в угрожающей ситуации (Азербайджан, Туркмения). Много легче ситуация на Украине, хотя и там закрываются русские школы, практически нет проблем в Белоруссии. То есть цифру можно уменьшить, но от этого не легче. Для большинства республик главная проблема - психологическая: у них формируется представления, что России они не нужны, что страна их бросила. Защитники русских в СНГ с досадой, иногда с завистью говорят: "Вот американцы, если обидят хотя бы несколько их граждан, посылают военные корабли".
Мы вовсе не призываем к дипломатии канонерок, действовать надо умом, политикой, экономикой, культурой. Важно доказать оторванным от родной земли соотечественникам, что Родина их не забыла.
Кстати, возвратимся к нашей теме: уверенность, что страна на с не забыла повышает самоуважение диаспоры, увеличивает уважение властей страны пребывания, по сути, повышает образ диаспоры. Это самый лучший PR - PR действия, а не только слов.
11. Теперь о действиях. Еще в начале 90-х Дягилевъ Центръ предложил законопроект "О соотечественниках". Проект был передан еще в Верховный Совет, затерялся в его коридорах, частично был растащен для других подобных законов.
Главное в нем, что запомнилось - было предложено понятие "соотечественник" не вполне совпадающие с понятием "гражданин". Соотечественником мог добровольно объявить себя человек, чьи родители независимо от причин выехали из России.
Широкое распространение самой идеи, если она будет принята, даст небывалое увеличение числа людей в диаспорах, которые почувствуют более тесную связь с Россией.
Естественно, что соотечественник имеет преимущественное и облегченное право на получение гражданства. К этой идее и к этому закону мы намерены вернуться уже для новой Госдумы.
В конце 90-х закон о поддержке соотечественников был принят, но его реальное воздействие на ситуацию незначительно.
12. В те же годы нами было введено понятие "русскофония" (по типу известной "франкофонии"). Речь идет о распространении, повышении влияния, система обучения русскому языку как одному из мировых языков, носителю великой культуры. К сожалению, русский язык порой забывают представители русской диаспоры, особенно первой волны. Нам известны потомки великого русского писателя, которые говорят по-русски как на плохо выученном иностранном. Родной язык должен и может служить социальным клеем для русской диаспоры, как впрочем, и для любой другой.
В последние годы о значении русского языка для России и русских диаспор сказано много хороших слов. Что-то и делается, но явно не достаточно. Это особенно странно, что этот вопрос курирует первая леди России.
13. Нетривиальная мысль: в России многие родители, даже стесненные в средствах, отправляют детей учиться за границу, в том числе для обеспечения свободного владения языком. Было бы нормально и полезно для членов русской диаспоры отправлять своих детей учиться в Россию. Широкая распространенность этого явления, хорошая организация, правильное освещение может стимулировать и остальных родителей посылать детей в Россию. Это снова поднимает имидж и России, и диаспоры.
14. Тема, как я уже отметил, абсолютно не разработана, поэтому я иногда отвлекалась от PR к проблемам самой диаспоры. Возможно, PR-предложения выглядят отрывочно. Сам наш Конгресс был стимулом обратиться к этой теме и вернуться к нашим старым проектам.
В наших силах разработка и осуществление большого проекта почти с тем же названием, которое носит статья. Работа начата. Здесь представлен плод первых размышлений. О дальнейших результатах - научных и практических - на наших сайтах и в публикациях.

2004 г. При участии Ю. Я. Любашевского

24.10.2007 г. Незначительные изменения

Док. 418188
Перв. публик.: 17.01.08
Последн. ред.: 17.02.10
Число обращений: 655

  • Корзун Наталия Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``