В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Светлана ЛИПИНА: Жилищно-коммунальное хозяйство Чеченской Республики Назад
Светлана ЛИПИНА: Жилищно-коммунальное хозяйство Чеченской Республики
Национальный проект "Жилье"

Одним из основных направлений повышения уровня и качества жизни является улучшение жилищной обеспеченности населения. Но в результате разрешения кризиса в Чеченской республике жилищный фонд оказался в большей мере утраченным, резко снизился уровень благоустройства жилья, до сих пор остаются низкими темпы и качество строительства жилья и объектов ЖКХ. В крайне сложном состоянии, большой степенью разрушенности, высокой изношенностью характеризуется и существующий основной фонд жилищно-коммунального хозяйства. И хотя, сейчас в сфере жилищно-коммунального хозяйства ведутся работы по восстановлению систем водоснабжения (водозаборы, водоводы, водонасосные станции), водоотведения (канализационно-насосные станции, очистные сооружения), теплоснабжения (котельные и теплотрассы) и электроснабжения, все это остается важной проблемой для населения, так как все предоставляемые ЖКХ услуги низкого качества. Это отрицательно сказывается на здоровье людей и приводит к повышению эпидемиологической угрозы.

За период военных действий значительно пострадали инженерные сооружения и сети коммунального хозяйства республики. В настоящее время для всех инженерных сетей характерны: недостаточная мощность, недостаточная ёмкоскость и низкое техническое состояние сетей. Выведена из строя также большая часть городских отопительных систем. Крупнейшие ТЭЦ, помимо электроэнергии, дававшие еще и тепло для жилых и административных зданий - не работают. К тому же состояние подземных коммуникаций в настоящее время таково, что даже пуск ТЭЦ не позволит довести тепло до потребителей. В Грозном и по республике работают небольшие котельные, а большая часть домов отапливается промышленными или самодельными газовыми и электрообогревателями.

Большие трудности имеются в обеспечении работы водопроводных и канализационных коммуникаций. Вода в Грозный поступает с трех водозаборов: Чернореченского, Старосунженского и Самашкинского, каждый из которых частично разрушен. Не работают водонапорные станции - вода поступает в дома "самотеком" и не поднимается выше 2-3 этажей. В некоторых районах Грозного, например, городке Маяковского в Старопромысловском районе, водопровод не работает уже несколько лет. Водоснабжение в ряде городских районов осуществляется или при помощи автотранспорта (цистернами) или ручными насосами, качающими воду из близко залегающих к поверхности водоносных слоев. В большинстве случаев вода подается населению только по магистральным водопроводам через водоразборные колонки, так как внутриквартальные и внутридворовые сети полностью не восстановлены. Вода, поступающая в городские системы, практически не очищается, и употребление ее рекомендуется только после длительного кипячения. Более того, все сооружения и сети были построены более 30-40 лет назад и имеют критическую степень износа. Проблема охраны и восстановления водных объектов является одной из острейших социально-значимых проблем ЧР. Загрязнение водных объектов наносит огромный экологический и экономический ущерб, что в конечном итоге приводит к различным заболеваниям и социальной напряженности в регионе.

    Водоотведение.

Система водоотведения республики находится в крайне неудовлетворительном состоянии в связи с физической изношенностью, засоренностью мусором и разрушениями, полученными в результате военных действий. Системы канализации не обеспечивают отвод и очистку стоков, даже выполнение полного восстановления биологических очистных систем позволит обеспечить очистку только 25% канализационных стоков.

Таким образом, в настоящее время во всех местах компактного проживания населения не осталось водных объектов, степень загрязнения которых не превышала бы допустимые нормы. Все реки республики не пригодны для питьевого водоснабжения, в них сбрасываются сточные воды, содержащих 97% загрязняющих веществ. Практически все основные водные объекты относятся к категории умеренно загрязненные, грязные, очень грязные. Доминирующая часть выпусков сточных вод в республике относится к выпускам неочищенных сточных вод. Например, сброс канализационных сточных вод осуществляется выпусками неочищенных сточных вод и через которые проходит 90% от общего объема загрязненных канализационных стоков.

Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия ЖКХ, объекты энергетики, отходы нефтяной промышленности, ливневые стоки с городских территорий.
Значительная часть очистных сооружений или разрушена или нуждается в капитальном ремонте и модернизации, но из-за отсутствия средств на эти цели, особенно по муниципальным организациям водопроводно-канализационного хозяйства, очистные сооружения работают в ненормативном режиме. В процессе формирования населенных пунктов, с учетом сложности рельефа, сложилось несколько разобщенных систем сбора сточных вод с выбросом их в водные объекты, реки, озера. Во всех населенных пунктах региона отсутствует система сбора и очистки ливневых вод.

Сточные воды с территорий городов и других населенных пунктов наряду с канализационными водами существенно загрязняют водные объекты, в связи, с чем возникает проблема организованного отвода и последующей очистки этих вод.
Поэтому при разработке схемы территориального планирования, необходима разработка раздельной системы ливневой канализации, с определением бассейнов канализования территории города или населенного пункта, выбора схем водоотводящих сетей, определения местоположения главных коллекторов, насосных станций, очистных сооружений, выпусков в водоприемник.

Хозяйственно-бытовые и дождевые стоки с территорий предприятий должны собираться в отдельные системы канализации и направляться на соответствующие очистные сооружения. Сброс загрязненных нефтепродуктами и органическими веществами стоков в водные объекты без очистки не должен допускаться.

Одним из опаснейших агентов при этом являются производные нефтепродуктов - бензапирены, мощные концерагены, которые накапливаются в организмах животных и по пищевой цепи в конечном итоге передаются в организм человека.

Для большинства районов республики проблемными остаются вопросы защиты населения от оползневых явлений и весенне-летних паводков.

Так, в период прохождения паводка летом 2002 года на территории республики было затоплено 4246 домов, из них полностью разрушено 747 домов, повреждено 70 км водопроводов, 87 мостов, 205 км автодорог.

Решение проблемы противопаводковой зашиты крайне актуально для рек республики. Непосредственно в зоне затопления по руслу р. Терек находятся 15 крупных населенных пунктов с населением несколько десятков тыс. человек. Как правило, в период паводков в водостоки выносится наибольшее количество загрязняющих веществ и наносится значительный ущерб гидротехническим сооружениям, домовладениям, коммуникациям. Для защиты прилегающей к р. Терек территории с населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными объектами необходимо провести берегоукрепление, строительство и реконструкцию водооградительных дамб. Не менее актуальна проблема противопаводковой защиты и для внутренних (малых) рек Чеченской Республики.
Проблема загрязнения водной среды в течение многих лет является предметом обсуждения властных структур. В том числе, были предприняты попытки решения отдельных вопросов охраны водных объектов в целевых программах ликвидацией источников загрязнения окружающей среды. Однако, в силу значительной сложности проблемы и ряда других причин, практически ни одно сколько-нибудь серьезное мероприятие в этом направлении не было реализовано. Кроме того, вышеупомянутые программы не предусматривали решение проблемы в рамках всей территории Чеченской республики, т.е. не имели целью полное оздоровление экологической обстановки, и, соответственно, не содержали полного объема мероприятий, обеспечивающих достижения поставленной цели.

Изложенные обстоятельства обусловили необходимость разработки комплекса охранных мероприятий, основанные на детальном анализе состояния водных объектов в виде подпрограммы.

Для более четкого разграничения ответственности ЖКХ, муниципалитетов и потребителей услуг, для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения сегодня совершенствуется и нормативно-правовая база. Предполагается разработать и утвердить основные положения водохозяйственной политики республики.
В данной подпрограмме разработан перечень мероприятий, включающий: реконструкцию технологических элементов существующих очистных сооружений; реконструкцию выпусков сточных вод и предложен вариант с оборудованием их модульными очистными сооружениями; строительство новых очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод; строительство очистных сооружений по сбору, отводу и очистке ливневых вод и переработке нефтешламов.
В соответствии с прединвестиционным соглашением между Правительством Чеченской республики и Администрацией города г.Грозного разработана и представлена на рассмотрение стратегия развития системы водоснабжения и водоотведения города. В рамках работ по оказанию содействия в выработке технических стратегий была проведена диагностика технического состояния и эксплуатационных характеристик основных средств; определены потребности в капиталовложениях в период с 2005 по 2020 гг. Цель стратегии развития - повышение качества услуг водоснабжения и водоотведения г Грозного до мирового уровня. В основе разработки стратегии развития лежит оценка текущего состояния основных средств и уровня услуг на основе системы ключевых показателей эффективности

#167;    Теплоснабжение

В довоенный период теплоснабжение капитальной застройки в городах и крупных сельских населенных пунктах осуществлялось централизовано от ТЭЦ (г.г. Грозный и Аргун) и отопительных котельных. В настоящее время три ТЭЦ (No 1,2,3,), расположенные в Грозном полностью разрушены и восстановлению практически не подлежат. Восстановлена лишь первая очередь ТЭЦ No4 в Аргуне. Из 72 котельных суммарной мощностью 482,3 Гкал/час в настоящее время восстановлены, вновь построены 41 котельная суммарной мощностью 124 Гкалчас (26%).
До недавнего времени в высшей степени неудовлетворительно работали городские и республиканские коммунальные и санитарные службы, ответственные за вывоз мусора и т. д. Не только Грозный, но и все крупные населенные пункты Чечни, буквально "утопали" в мусоре, который собирался на стихийно образующихся свалках и не вывозился годами. Работники коммунальных служб объясняют сложившуюся кризисную ситуацию отсутствием финансирования, слабостью материально-технической базы. В результате создается реальная угроза возникновения инфекционных заболеваний и эпидемий.

#167;    Механизм развития ЖКХ и жилищного строительства
Для повышения эффективности и качества предоставляемых услуг ЖКХ, видимо, необходимо обеспечить восстановление и развитие жилищно-коммунального хозяйства на рыночных условиях, а это в свою очередь зависит от развития строительной базы и системных мероприятий в сфере строительных услуг.
Политика в области жилищно-коммунального хозяйства на этапе нового жилищного строительства должна быть сконцентрирована на решении следующих основных задач развития и деятельности отрасли:
·    создание условий для сбалансированного с жилищным строительством развития инфраструктуры, путем стимулирования внебюджетных инвестиций, создания финансово-промышленных групп, акционерных обществ и других структур для совместного развития жилищно-коммунального хозяйства;
·    обеспечение защиты интересов потребителей от предприятий - монополистов по качеству обслуживания и темпам роста тарифов путем повсеместного перехода на проведение конкурсов и заключения договоров с предприятиями отрасли.
Основными направлениями совершенствования системы управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда станут:
#167;    разделение функций управления и обслуживания жилищного фонда;
#167;    переход на договорные взаимоотношения заказчиков и подрядчиков;
#167;    внедрение конкурсной основы отбора подрядчиков.
Разделение функций управления и обслуживания естественно предполагает создание двух взаимодействующих независимых структур, одна из которых - служба заказчика - обеспечивает эффективное управление жилищным фондом от лица собственника, а другая сторона - ремонтно-эксплуатационные предприятия, которые специализируются на выполнении исключительно подрядных функций по содержанию и эксплуатации жилищного фонда.
Для реализации функций заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание местные органы самоуправления должны создать соответствующие структурные звенья - службы заказчика. Службы заказчика должны заключать договоры с подрядными предприятиями любых организационно-правовых форм на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда только на конкурсной основе.
У заказчика, кроме того, должны остаться функции, выполняемые исключительно государственными структурами, а также созданы юридические группы, обеспечивающие стабилизацию работы по сбору платежей с физических и юридических лиц, финансирования строительства и приобретения жилья. На предстоящий период органам государственной власти необходимо учитывать все многообразие и возможности существующих моделей (схем) финансирования жилищного строительства, получивших распространение в России за последние десять лет. Среди них:
#167;    банковское кредитование (в связи с большой величиной процентных ставок по кредитам коммерческих банков, заемщиками этой системы кредитования могут быть, преимущественно слои населения с достаточно высокими уровнями декларируемого дохода);
#167;    ссудо-сберегательная схема (потенциальный покупатель в течение определенного срока (1 - 5 лет) накапливает на специальном сберегательном счете до 50% стоимости квартиры). Затем он приобретает готовое жилье, а оставшуюся часть оплачивает в рассрочку в течение последующих 5 - 10 лет. Квартира переходит в собственность заемщика только после полной оплаты стоимости жилья.
#167;    жилищные сертификаты (данная схема реализуется, как правило, под контролем и под гарантии региональных или муниципальных органов власти). Инвестиционно - строительные компании привлекают средства населения в жилищное строительство на основе заключения специальных жилищных контрактов, выпуска облигаций, векселей или других ценных бумаг под гарантии государства.
Реализация схемы заключается в следующем. Эмитент - строительная компания выпускает ценные бумаги, имеющие две номинальные стоимости: в долях квадратных метров площади жилья и их стоимости. Вкладчики приобретают жилищные сертификаты по эмиссионной цене, отражающей рыночную стоимость квадратного метра жилья. При покупке определенного количества сертификатов вкладчик вправе получить кредит на покупку оставшейся части квартиры в погашение своих сертификатов.
#167;    "Классическая" двухуровневая модель (ипотека).
Ипотечное кредитование как вид долгосрочного банковского кредитования ориентировано на платежеспособное работающее население;
#167;    Долевое строительство и продажа жилья в рассрочку.
Строительно-инвестиционная компания привлекает средства населения на строительство нового жилья. То есть часть средств вкладывает сама компания, часть - будущие жильцы. Собственные вложенные средства компания окупает за счет получения платежей по рассрочке, которая выдается участникам долевого строительства со стороны населения.
#167;    Создание муниципальных фондов поддержки жилищного строительства.
Модель основана на участии органов местного самоуправления и использовании средств местных бюджетов через уполномоченный орган (например, фонд) в финансировании строительства жилья, которое впоследствии продается гражданам. При этом около 50 - 60% стоимости нового жилья граждане оплачивают за счет продажи (сдачи по зачету) собственного вторичного жилья, половину оставшейся суммы - за счет имеющихся собственных средств, а остаток - в рассрочку. Таким образом, для граждан, имеющих сбережения и готовых продать имеющееся жилье по заниженной цене, фактически организуется обмен с доплатой, то есть региональный или местный фонд действует одновременно и как застройщик, и как риэлтор.
#167;    Программа "Сельский дом"
Поддержка индивидуального жилищного строительства на селе основана на предоставлении долгосрочных беспроцентных (или льготных) кредитов на строительство жилья. В качестве примера можно привести программу "Сельский дом", реализуемую во многих регионах в целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями. Бюджетная поддержка оказывается в виде предоставления долгосрочной беспроцентной ссуды гражданам, начавшим строительство дома и вложившим собственные средства в объеме не менее 30% стоимости строительства. Строительство жилья, в основном, производится силами застройщика без привлечения подрядных организаций, что обусловливает невысокую стоимость 1 м2 жилой площади.
#167;    Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма.
По договору социального найма жилого помещения собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных соответствующими правовыми документами.
#167;    Бесплатное жилье отдельным категориям граждан.
Региональными и местными органами власти сохраняется такая форма, как предоставление бесплатного жилья отдельным категориям граждан (работникам организаций бюджетной сферы, льготникам в соответствии с законодательством и др.), строящегося или приобретающегося за счет средств бюджетов.
Таким образом, в настоящее время существует достаточно большое количество разрозненных моделей финансирования. Основными критериями выбора моделей, наиболее перспективных для условий Чеченской Республики, должны быть:
·    соответствие государственной жилищной политике, реализуемой на федеральном и республиканском уровнях;
·    взаимосвязанность и взаимозависимость моделей, позволяющая получить синергетический эффект;
·    реальность оценки возможностей бюджетов и потенциала привлечения частных инвестиций.
Необходимо реализовать положительный опыт предоставления безвозмездных субсидий с использованием механизма открытия гражданам именных блокированных целевых счетов, в уполномоченных региональных банках, берущих на себя обязательство защиты средств выделенной субсидии от инфляции и контроля над целевым использованием средств. Эффективность и доступность субсидий может быть значительно повышена при предоставлении субсидий в сочетании с получением ипотечного кредита на оставшуюся часть стоимости жилья, использованием объектов незавершенного жилищного строительства, накоплением средств при помощи жилищных бумаг или фондов развития жилищного строительства. Целесообразно также использовать опыт предоставления субсидий молодежным жилищным комплексам (МЖК).
Следующим направлением в выполнении программы по жилищному строительству возможен вариант, когда Правительство Чеченской республики совместно с руководством Чеченского банка Сбербанка РФ будет проводить политику развития жилищного кредитования как важнейшего инструмента привлечения частных сбережений и инвестиций в жилищный сектор, стимулирования платежеспособного спроса посредством схемы ипотечного кредитования. Сбербанк РФ имеет положительный региональный опыт кредитования приобретаемого жилья.
Экономически наиболее эффективным механизмом участия государства в становлении системы жилищного ипотечного кредитования является поддержка формирования вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.
Функции по контролю за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями, а также проведение конкурсов на обслуживание государственного и муниципального жилищного фондов предполагается возложить на государственную жилищную инспекцию при Министерстве строительства Российской Федерации. Одновременно жилищные инспекции будут осуществлять контроль над стимулированием процессов участия населения в управлении жилищным фондом
Пока объемы бюджетного финансирования жилищной сферы недостаточны. Это обусловлено низким уровнем бюджетной обеспеченности в Чеченской республике, в том числе муниципальных образований, а так же ограниченностью средств федерального бюджета. Развитие рынка капитальных вложений, первичного и вторичного сдерживается низкими доходами населения, а так же высокой стоимостью банковских кредитов - до 18% годовых. Слаба и инвестиционная составляющая в жилищную сферу из-за дороговизны строительных материалов ввозимых в республику.
В Российской Федерации ведется интенсивная работа по правовому регулированию жилищной сферы. Приняты основополагающие Федеральные законы "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", "Об основах федеральной жилищной политики" и другие. В дополнение Республике необходимо создать целостную систему законодательных и иных правовых актов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и сделками в жилищной сфере.
В ближайшее время необходимо предусмотреть разработку нормативных документов, вытекающих из пакета законов по формированию рынка доступного жилья на Республиканском уровне и утвердить подзаконные ведомственные и региональные правовые акты, которые должны обеспечивать практический механизм реализации на местах подпрограммы, в частности по следующим вопросам:
·    развитие сферы эксплуатации жилищного фонда на конкурентной основе в целях удешевления услуг, предоставляемых населению, и повышения их качества;
·    создание регионального агентства по ипотечному кредитованию для формирования системы долгосрочного кредитования населения при строительстве, приобретении и реконструкции жилья, становления вторичного рынка ипотечных кредитов, для привлечения в сферу банковского кредитования целого спектра долгосрочных инвестиций;
·    совершенствование системы предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство, реконструкцию и приобретение жилья за счет финансовых средств федерального и республиканского бюджетов;
·    становление и развитие приватизации недвижимости в жилищной сфере путем установления механизмов передачи в общую долевую собственность граждан объектов общего пользования.
Необходимо разработать и ввести в действие положение, включающее:
·    типовой договор найма в государственном и муниципальном жилищных фондах с разграничением взаимных прав и обязанностей нанимателя и наймодателя;
·    порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, цель которого - восстановить единую систему учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определить круг претендентов на различные формы содействия в улучшении жилищных условий, пересмотреть перечень категорий граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное содействие в улучшении жилищных условий;
·    упорядочение правовых актов об обмене жилых помещений внутри городов и междугородных обменах.
Правовое регулирование важнейших аспектов жилищной политики позволит более детально определить пути решения таких проблем, как энергосбережение в строительстве, восстановление производственной базы жилищного строительства и в первую очередь цементного завода, реконструкции домов, нового жилищного строительства, развития инженерной инфраструктуры жилья.
Реализация программы нового строительства должна быть ориентированной на обеспечение населения Чеченской Республики качественным и доступным жильем при переводе жилищной сферы в безубыточный режим функционирования, развитие жилищного рынка, формирование реального слоя собственников как социальной базы жилищной реформы.
В условиях низких доходов основной массы населения ЧР и высокой коммерческой стоимости жилья, региональная жилищная политика должна быть нацелена на обеспечение доступности получения жилья. Необходимо проведение бесплатной приватизации занимаемого гражданами жилья в государственном или муниципальном жилищном фонде для обеспечения начального капитала с последующим улучшением жилищных условий.
Квартиры государственного и муниципального жилищных фондов могут быть приватизированы в объеме 60 - 65% от общего их числа. Оставшаяся часть квартир (35 - 40%) должна быть сохранена в качестве фонда социального использования, предоставляемого по договору найма или аренды. Данное соотношение должно быть соблюдено и при проведении нового строительства.
Для значительной массы населения республики улучшение жилищных условий возможно при использовании капитала в виде существующей квартиры или сумм выплаченных в виде компенсации за утраченное жильё, а так же привлечения государственных безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, ипотечных банковских кредитов и собственных накоплений.
В то же время должна быть сохранена практика бесплатного предоставления жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах малоимущим гражданам, не имеющим иных возможностей улучшить жилищные условия. Органы местного самоуправления ежегодно должны устанавливать долю распределяемого муниципального жилья, предоставляемого бесплатно (или за доступную плату) на условиях договора найма.
Численность населения республики и ее структура являются важными отправными показателями при планировании объемов нового жилищного строительства, в том числе квартир для муниципального жилищного фонда социального использования, а также объектов социальной сферы, образования, здравоохранения.
В соответствии с официальными результатами переписи населения ЧР, проведенной в 2002 году численность населения республики составляла 1,104 млн. человек. К 2010 году прогнозируется рост численности населения республики, которая должна составить 1,266 млн. человек.
Особенности возрастной структуры городов отражают общую демографическую ситуацию в республике. Основная часть населения находится в трудоспособном возрасте (более 54%), другая ее значительная часть - дети до 16 лет (более 37%). Это формирует особые требования к формированию социальной городской среды.
Следовательно, массовое жилищное строительство должно сопровождаться развитием соответствующей инфраструктуры, которая непосредственно будет возводить объекты недвижимости, осуществлять содействие в подготовке сделок в жилищной сфере. Работа юридических и физических лиц, оказывающих консультационные услуги в сфере сделок с недвижимостью (риэлтеры, оценщики), на территории ЧР должна осуществляться при наличии государственной лицензии.
Следующим направлением при развитии массового строительства будет процесс приватизации жилья, который в той или иной форме потребует реализации. Это может привести к увеличению числа многоэтажных домов и групп домов, в которых квартиры или нежилые помещения будут находиться в частной собственности граждан или юридических лиц, а так же в государственной или муниципальной собственности. Отсутствие аренды, установленного регламента содержания части недвижимости, находящейся в общей или долевой собственности, вызовет социальные конфликты, преждевременный их износ и выбытие.
Поэтому, при реализации подпрограммы целесообразно формировать кондоминиумы, уже на этапе строительства. В общую долевую собственность этих товариществ необходимо передавать места общего пользования жилых зданий.
Думается, что необходимо возобновить практику улучшения жилищных условий граждан в форме жилищно-строительных и жилищных кооперативов и молодежных жилищных комплексов. Молодежные жилищные комплексы нужно развивать на основе решения вопроса их статуса, долгосрочного кредитования и субсидирования, в основном, за счет внебюджетных источников финансирования.
Целесообразно сформировать служебные жилищные фонды Министерства обороны РФ и МВД РФ для офицеров и членов их семей в закрытых и обособленных военных городках. При этом необходимо разработать механизм, позволяющий обеспечить проживающих в таких фондах военнослужащих постоянным жильем перед их увольнением в запас или отставку.
А для обеспечения жильем семей военнослужащих и сотрудников органов МВД, уволенных в запас или отставку, наряду с бюджетными субсидиями, предоставляемыми нуждающимся в жилье уволенным военнослужащим и размещаемыми на специальных индексируемых счетах в банке, возможно использование ипотечных кредитов и собственных средств уволенных с военной службы.
Средства федерального бюджета, направляемые на предоставление безвозмездных субсидий определенным категориям граждан, должны быть дополнены средствами, привлекаемыми из различных внебюджетных источников финансирования.


(В большем объеме статья вошла как раздел в монографию Липиной С.А. "ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ", Издательство ЛКИ, Москва, 2007г.).

17-01-2008
www.nasledie.ru

Viperson

Док. 417975
Перв. публик.: 17.01.08
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 1170

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``