В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лысенко: Перестановки, произведенные Путиным, имеют как политическую, так и экономическую составляющую Назад
Владимир Лысенко: Перестановки, произведенные Путиным, имеют как политическую, так и экономическую составляющую
Владимир Николаевич, в пятницу Президент произвел существенные перестановки в правительстве. Теперь у нас 4 вице-премьера. Сергей Иванов покинул место министра обороны и стал первым вице-премьером наравне с Дмитрием Медведевым. При этом заниматься он будет абсолютно гражданскими делами, экономикой - в его задачу входит инновационное развитие, гражданская промышленность... На его место в министерстве обороны пришел господин Сердюков, который возглавлял до этого налоговую службу. Какова Ваша оценка этих перестановок, чего в этом больше - это чисто политическое мероприятие в преддверии выборов, или же смысл больше экономический, и на Иванова возлагаются большие надежды по реальным преобразованиям в экономике?



Я думаю, что перестановки, произведенные Путиным, имеют как политическую, так и экономическую составляющую. Политическая касается того, что теперь Иванов снова уравнялся с Медведевым как первый вице-премьер, и в этом отношении они идут на равных (в плане преемника). Хотя, с другой стороны, появление их двоих сразу вызывает большие опасения, что все-таки преемником будет кто-то третий, кого Путин пока держит в тени, чтобы не дискредитировать его за год, оставшийся до президентских выборов.

Что касается экономической составляющей, то Иванов уже неоднократно высказывался, что в России инновации могут активно развиваться только в военно-промышленном комплексе. И он в какой-то степени прав, поскольку в Советском Союзе ВПК занимал 80%-90%, и почти все предприятия России, кроме самых мелких, работали на ВПК. Там были самые лучшие мозги, самое лучшее техническое оснащение. Поэтому я полагаю, что Иванов уже давно Путина "доставал" этой идеей - во-первых, давай усилим ВПК, во-вторых, попробуем что-то сделать для гражданки. Кроме того, я думаю, что мы вольно или невольно начинаем втягиваться в гонку вооружений, учитывая речь Путина в Мюнхене и реакцию европейских и американских политиков на нее.

Насколько удастся Иванову использовать опыт ВПК для гражданских отраслей - это большой вопрос, и я не очень уверен, что у него что-то из этого получится. Но, во всяком случае, Сергей Борисович сейчас "на коне", у него мощные рычаги, через которые он может решать большие проблемы и ворочать сотнями миллиардов рублей. Тогда как у Медведева сейчас все более скромно, - пять приоритетов, пять национальных проектов, где, скорее всего, будет больше проблем, чем плюсов. Перед президентскими выборами - это не то, чего бы хотелось.

Для меня было неожиданностью назначение Сердюкова, который никакого отношения к армии и вооруженным силам до сих пор не имел. Но я вспоминаю, как несколько лет назад г-жу Куделину тоже направили в министерство обороны из Минфина, и она была первым замом министра обороны, и цель была в том, чтобы деньги шли туда, куда надо, а не разворовывались в военном ведомстве. Посмотрим. Пока непонятно, как Сердюков справится с этой задачей.

С другой стороны, мне кажется, это какая-то временная перестановка, потому что понятно, что наша армия, которая всегда являлась гордостью Президента, возглавляемая гражданским министром... У нас ведь были прецеденты, когда Старовойтову хотели делать министром обороны, и других известных политиков. Когда министром обороны становится активный публичный политик - это соответствует практике, существующей во многих европейских странах. Но что касается Сердюкова, то мне кажется, он не таков, он не сможет реально командовать генералами, и я думаю, что Иванов будет и там останется главным, а Сердюков будет реализовывать его основные предложения и начинания. Так что - поживем-увидим.

Мне кажется, что тут задействованы и политическая, и экономическая составляющие.



То есть, получается, что в этой конструкции позиции Иванова существенно усиливаются?



Да, это бесспорно, он стал теперь первым вице-премьером, и поскольку у него с Путиным самые близкие отношения, ближе, чем у Медведева, то сейчас увеличивается его влияние в руководстве страной.



А Нарышкин что из себя представляет?



Нарышкин - это серая лошадка, совершенно незаметная. Вообще, руководители аппарата правительства, насколько я помню с 1990-х гг., большой роли в политике никогда не играли. Поэтому такое резкое выдвижение на важный пост - международные дела, СНГ - говорят о том, что у Путина самая большая проблема сегодня - построить международные отношения. И самое главное для него - сохранить вокруг России бывшие республики СССР. Может быть, Нарышкин очень хороший теневой бюрократ, не знаю, поскольку я его никогда не видел и не слышал публично, впрочем, наверное, руководитель аппарата правительства выступать нигде и не должен. Но как он справится с возложенной на него задачей? Я думаю, только если через какие-то бюрократические структуры, которые есть в других государствах, через параллели с главами администраций, руководителями аппаратов правительственных организаций. Может быть, Нарышкин в бюрократическом отношении серьезно и сблизит, но я думаю, что в политическом отношении вряд ли серьезным образом улучшит все более осложняющиеся отношения между Россией и ее соседями.



А Нарышкин - это не еще одна фигура в числе возможных преемников?



Он выступал с интервью вчера, и когда ему задавали какой-то острый вопрос, говорил - я на эти вопросы не отвечаю, это не мое. В этом отношении мне кажется, что такая роль для него маловероятна. Иначе получится как в Туркмении, когда министр здравоохранения, лечащий врач Туркмен-баши стал президентом республики. По-моему, это было бы слишком экстравагантно, и совсем непонятно для нашей элиты.



19 февраля 2007
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=62198

Док. 417792
Перв. публик.: 19.02.07
Последн. ред.: 16.01.08
Число обращений: 341

  • Лысенко Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``