В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сенатор Светлана Орлова: Мы не враги малому бизнесу. Назад
Сенатор Светлана Орлова: Мы не враги малому бизнесу.
Закон: "О внесении изменений и дополнений в главы 24,26-2 и 26-3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты законодательства Российской Федерации"

СВЕТЛАНА ОРЛОВА, член СФ от Совета народных депутатов Кемеровской области, первый заместитель председателя Комитета по бюджету: Мы не враги малому бизнесу, мы стараемся всячески его поддерживать и стимулировать. Но не таким же способом

В этом году был принят Федеральный закон, тоже вносивший изменения 24 и 26 главы Налогового кодекса РФ и определивший порядок применения так называемых специальных режимов налогообложения для малого бизнеса упрощеннойсистемы налогообложения и единого налога на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства. Установленные нормативы распределения этого налога и базовой доходности уменьшили долю, зачисляемую в субъекты РФ. Права регионов такжезначительно ограничены при переводе на новый режим в виде единого налога для отдельных видов деятельности. Эти специальные положения вступают в действие с 1 января следующего года и призваны создать благоприятные условия для развития малого бизнеса в нашей стране.

Сегодня нашему вниманию предлагается законопроект, который Правительство внесло в Госдуму для уточнения отдельных положений уже принятого закона.

Не вызывает сомнений необходимость корректировки норм по освобождению от НДС. Согласно поправкам малые предприятия при ввозе на таможенную территорию РФ должны будут уплачивать НДС в общеустановленном порядке. Уточняетсяпорядок определения доходов и расходов при применении упрощенной системы. Например, при определении доходов организациями не учитываются те доходы, которые не облагаются налогом на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Если не принять данную норму, малый бизнес будет необоснованно дискриминирован по отношению к тем, кто применяет общий порядок налогообложения. И по той же причине перечень расходов дополняется суммами уплаченных налогов и сборов.

Отмечу, что предложения по корректировке перечня расходов поэтой системе недостаточны. Необходимо, например, обратить внимание на предприятия торговли, которые сейчас лишены возможности учитывать стоимость покупных товаров при их реализации.

К важным предложениям можно отнести также дополнения, предлагаемые в Федеральный закон О бухгалтерском учете , в соответствии с которыми организации, применяющие упрощенную систему, освобождаются от ведения бухучета, заисключением учета основных средств и нематериальных активов. Это упростит жизньмалым предприятиям.

Из розничной торговли исключаются автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112 кВт, а также нефтепродукты. Таким образом, перевод этих видов деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход становится невозможным.

Наконец-то устанавливается срок подачи деклараций для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход. Также из перечня, подлежащих переводу на уплату единого налога, исключаются услуги ломбардов. По мнению Правительства, доходность в данной сфере намного превышает те базовые значения, которые установлены законом и поэтому переводить их на данный спецрежим нецелесообразно.

Кроме того, в рассматриваемые главы Налогового кодекса вносятся отдельные уточнения.

В частности, из главы Единый социальный налог исключаются нормы, касающиеся уплаты этого налога при УСН, поскольку плательщики единого налога при упрощенной системе с 1 января 2003 года не будут являться плательщиками единого социального налога.

Однако новый законопроект не решает, пожалуй, одну из основных проблем, связанную с поправочным кадастровым коэффициентом К1, хотя Правительство уверяло членов СФ, что проблем с этим показателем не возникнет.

Хочу отметить, что, по информации Росземкадастра, кадастровая оценка закончена пока лишь в 73 субъектах Федерации, а утверждена только в 53-х. В связи с этим предлагается приостановить на следующий год К1 и понизить нижнюю границу К2 (до 0,05). Однако, наше мнение - необходимо кардинально пересмотреть формулу расчета этого показателя.

Следует изменить ситуацию по распределению налоговых поступлений от этого налога, решить проблемы, связанные с подсчетом суммы налога, а именно в связи с кадастровым коэффициентом К1. Из-за этого коэффициента сумма единого налога в центре Кемерово может отличаться от центра Москвы в 6 раз! А в сельских районах области до 35 раз!! Мы не враги малому бизнесу, мы стараемся всячески его поддерживать и стимулировать, но не такими же способами. Если Правительство внесло ошибочные расчеты в подсчет единого налога, то это надо исправить, тем более, что кадастровая оценка в стране еще не закончена.

Возможно, следует вообще до 1 января 2004 года приостановитьдействие главы 26.3 О едином налоге на вмененный доход Налогового кодекса РФ, чтобы ее доработать. Члены Совета Федерации уже внесли соответствующие поправки, призванные увеличить долю бюджетов субъектов Федерации в распределении средств от этих налогов и пересмотром кадастрового коэффициента К1.

Необходимо вернуть норму, по которой налоговые поступления индивидуальных предпринимателей уплачивающих единый налог на вмененный доход, уходили бы на 100% в бюджет субъекта и в местные бюджеты. Такая норма существовала в прежнем механизме. Так как малые предприниматели работают в рамках субъекта илишь незначительный объем операций происходит на межрегиональном или международном уровне, целесообразно увеличить нормы, зачисляемые в региональные бюджеты. Федеральным законом предусмотрено, что налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, должен уплачивать минимальный налог в размере 1%в случае, если сумма налога, исчисленная в общем порядке, меньше суммы минимального налога. Причем при зачислении этой суммы, 1% минимального налога, региональные бюджеты не получают ничего (кроме 18% от этой суммы, перечисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Ведь, если окажется, что доля малых предпринимателей, уплачивающих минимальный налог, будет слишком велика, то бюджеты вообще ничего не получат. Целесообразно сделать распределение минимального налога: 10% - во внебюджетные фонды, остальное между региональными и федеральным бюджетами.

06.12.2002
http://www.regions.ru/news/935155/

Док. 417657
Перв. публик.: 06.12.02
Последн. ред.: 16.01.08
Число обращений: 383

  • Орлова Светлана Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``