В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Мы не должны ставить себя в ситуацию осажденной крепости` Назад
`Мы не должны ставить себя в ситуацию осажденной крепости`
Директор Московского бюро по правам человека о ситуации с офисами Британского совета и отношениях Москвы и Лондона.

- Как Вы прокомментируете ситуацию с отделениями Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, которые продолжили свою работу, несмотря на запрет российской стороны?
- Ситуация не однозначная. Я знаю, что Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в России, и член Совета Федерации Маркелов говорили, что этот вопрос можно было решить путем диалога и не так категорично. Если же решение российской стороны сформулировано окончательно и вступило в силу, то британская сторона обязана подчиниться российскому законодательству, решению российских органов власти и прекратить деятельность отделений Британского совета. Если же британская сторона по-прежнему не согласна с решением российской стороны, то она может обжаловать эти действия, а уже дальше российские или международные судебные инстанции, такие как Европейский суд по правам человека, должны вынести свой окончательный вердикт.

На мой взгляд, отделения Британского совета - это не политические организации. Я знаю, что они осуществляли программы, связанные с образованием, культурой, в негативном плане они никак не воздействовали на российское общество, на политику. Офисы Британского совета действовали сугубо в своей гуманитарной сфере. На мой взгляд, они не приносили абсолютно никакого вреда государству, поэтому мне кажется, что целесообразнее было бы и той, и другой стороне снова обсудить этот вопрос без каких-либо политических пристрастий, без категорических оценок и ультиматумов.

- Повлияет ли история с закрытием отделений Британского совета на отношения Москвы и Лондона?
- Отношения, безусловно, очень сложные. Россия обращалась к британской стороне с некоторыми требованиями, в частности по поводу Березовского или каких-то других беглецов. Британская сторона эти требования категорически не принимала. В то же время были необоснованные требования относительно экстрадиции Лугового. Было несколько некорректных заявлений от британской стороны относительно внутренней и внешней политики России. Такие взаимные претензии, непонимание усугубили проблемы отношений между Россией и Великобританией. В то же время я знаю, что лидер ЛДПР очень некорректно высказывался в целом по Великобритании, называя эту страну источником мирового зла. Я считаю, это недостойно политика.

Отношения между Россией и Англией, безусловно, очень сложные. Конфликт относительно отделений Британского совета вписывается в эту общую канву взаимных претензий и конфликтов. Если эту проблему усугублять, то безусловно, она ухудшит двусторонние отношения, чего, конечно, не хотелось бы.

Россию и Великобританию связывает многое, в том числе и антигитлеровская коалиция, многолетние культурные и экономические связи. Я считаю, мы не должны идти по пути формирования образа врага с той и другой стороны. Нужно начинать строить отношения с чистого листа без обид и амбиций, преследуя исключительно цели экономической целесообразности и политического диалога, развития культурных и иных связей.

- Нужно ли взамен закрытых отделений Британского совета открывать в России новые некоммерческие просветительские организации?
- Это уже право британской стороны. Если она захочет создать какую-то альтернативную структуру, которая будет действовать строго в русле российского законодательства и будет поддерживать культуру и образование в России, а также культурные связи двух стран, то я считаю, что такая структура необходима. России еще многое нужно сделать в плане культурного воспитания сограждан: достаточно посмотреть, в каком состоянии у нас находятся клубы в малых городах или библиотеки, на уровень грамотности выпускников российских школ, чтобы понять это. Ни от какой помощи, если она цивилизованна и основана на деятельности в рамках российского законодательства, отказываться не стоит.

- Стоит ли России в этом случае прибегнуть к помощи Запада?
- Мы не должны ставить себя в ситуацию осажденной крепости. Россия по-прежнему должна быть открыта для цивилизованных контактов, в том числе и с западными странами.

Беседовала Юлия Хлопина

14.01.2008
Александр Брод
Директор Московского бюро по правам человека
http://riav.ru/expert/469.html

Док. 417487
Перв. публик.: 14.01.08
Последн. ред.: 16.01.08
Число обращений: 227

  • Брод Александр Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``