В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Саид Халмурзоев: Доллар становится выездным Назад
Саид Халмурзоев: Доллар становится выездным
Одним из наиболее интересных и неоднозначных событий прошедшей недели стало одобрение Государственной Думой поправок к закону "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно этим поправкам, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из России до $3 тыс. наличными без оформления каких-либо таможенных документов. Порядок вывоза сумм от $3 тыс. до $10 тыс. предполагает обязательное их декларирование, но не требует предоставления документов, подтверждающих происхождение валюты. Вывоз сумм, превышающих $10 тыс., разрешен только в безналичной форме - посредством пластиковых карт и дорожных чеков.

Надо заметить, что инициатива не нова. Попытку максимально либерализовать процесс вывоза наличной валюты парламентарии предприняли еще в прошлом году, когда намеревались разрешить резидентам и нерезидентам свободный вывоз из РФ валютной наличности в объеме до $10 тыс. Но тогда депутатская инициатива не нашла поддержки ни в рядах правительства, ни со стороны главы государства. Представитель президента в Думе Александр Котенков даже заявил о том, что подобный законопроект не будет подписан президентом ни при каких условиях. На практике, правда, до президентского вето дело не дошло. В декабре прошлого года чрезмерно либеральная инициатива была отклонена Советом Федерации с предложением об образовании согласительной комиссии. Итогом согласований стало нынешнее решение, дающее "зеленый свет" фактически беспрепятственному вывозу $10 тыс., три из которых можно вывозить, не отягощая себя даже их декларированием.

Надо заметить, что процесс согласования практически не снизил либерального характера поправок. Единственное, с чем пришлось согласиться их авторам, так это с необходимостью обязательного декларирования сумм, превышающих $3 тыс. Требование подтверждения происхождения валюты в виде банковских справок и других документов так и не попало в текст поправок. Напомним, что еще в конце прошлого года правительство настаивало на документальном подтверждении происхождения всех сумм, превышающих $3 тыс. (на данный момент "свободный порог" составляет $1,5тыс.).

Чем вызвана столь мощная попытка либерализации валютных отношений? Можно ли считать ее оправданной?

Ослабление международного давления на Россию как на страну, не спешащую бороться с отмыванием капиталов, пришлось для нее как нельзя кстати. Парламентские выборы не за горами, и одобрение Думой подобных явно популистских поправок смахивает на элемент предвыборной кампании. Не стоит забывать и о том, что сами депутаты и связанные с ними представители деловых кругов - люди не бедные, за рубеж выезжать им приходится достаточно часто, а "пластиковые" деньги (по разным причинам) в чести далеко не у всех из них.

С точки зрения рядового гражданина России, думские поправки можно охарактеризовать как явление позитивное во всех отношениях. Если выезжающий за рубеж человек везет с собой сравнительно небольшую сумму в валюте, после окончательного принятия поправок ему не потребуется лишний раз "светить" содержимое своего кошелька в процессе заполнения и предъявления декларации. Отдельное спасибо депутатам могут сказать и "челноки". До последнего времени стараниями властей их жизнь неуклонно усложнялась; на сей раз Фортуна может повернуться к ним лицом, хотя бы вполоборота.

Не менее приятным является и то обстоятельство, что с новыми поправками должно кануть в Лету такое несуразное явление как подтверждение происхождения вывозимой валюты. "Закон, в случае его принятия, позволит ликвидировать целый бизнес, связанный с выдачей фиктивных банковских справок", - считает заместитель председателя бюджетного комитета Думы Михаил Задорнов. Действительно, практика подтверждения происхождения валюты посредством предоставления справок показала свою несостоятельность: раздобыть за деньги подобный документ практически на любую сумму не составляет сегодня особого труда.

Что касается общегосударственных интересов, здесь, увы, не все так однозначно хорошо и приятно, как в случае с частными лицами.

Возможность фактически свободного провоза достаточно крупных сумм грозит осложнить контроль за криминальными финансовыми потоками, обслуживающими трафик наркотиков, оружия, угнанного автотранспорта и т.п. В наибольшей степени это актуально в отношении стран СНГ и Балтии.

Не все так просто и с "челноками" и прочими мелкими частными импортерами ТНП. Растущий "серый" и "черный" импорт потребительских товаров - а то, что объемы такого импорта после принятия поправок вырастут, не вызывает сомнений - ведет к сокращению реального внешнеторгового баланса страны, бьет по бюджету и немногочисленным отечественным производителям. Не стоит забывать и о такой замечательной способности мелких "черных" и "серых" импортеров как непревзойденное умение уходить от налогов.

Одним словом, на данном этапе интересы государства и его граждан расходятся. На самом деле, это нормальная для подобных случаев практика, итогом которой становится некий компромиссный вариант. Вопрос лишь в качестве самого компромисса. Есть подозрения, что в нынешней ситуации он получается однобоким, т.е. излишне либеральным.


http://www.utro.ru/articles/20030210005609126801.shtml

10.02.2003


Док. 417301
Перв. публик.: 10.02.03
Последн. ред.: 16.01.08
Число обращений: 301

  • Халмурзоев Саид

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``