В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Коновалов:`Ситуация эта для президента очень некомфортная, но он ее сам создал` Назад
Александр Коновалов:`Ситуация эта для президента очень некомфортная, но он ее сам создал`
Итак, что, на мой взгляд, изменилось в политической ситуации России, что значимо для всех нас? Во-первых, в России исчез парламент, не как здание, не как кресла, занятые людьми. Это все сохраняется. И пенсии будут, те самые, о которых президент во время своей беседы со страной сказал так выразительно. Исчез парламент, как место, где формулируются различные точки зрения, идет поиск компромисса и вырабатывается некоторый общественный консенсус, общественный договор. В этом смысле Совет Федерации исчез уже довольно давно, а нижняя палата последовала за ним в результате выборов, поскольку, по последним известным мне данным, уже 315 депутатов объявили себя члена фракции "Единая Россия". То есть у президента и его администрации под контролем конституционное большинство в Госдуме и можно делать все, что угодно. Альтернативные точки зрении высказывать там, по сути, некому, а если вдруг такое мнение прозвучит, то его вполне можно проигнорировать. В думе есть лишь разбитые остатки коммунистов и неожиданные остатки PR проекта администрации в виде блока "Родина".

Я хотел бы напомнить, что, по третьему закону Ньютона, а в политике он тоже действует, опереться можно только на то, что сопротивляется. То, что получилось в Думе, сопротивляться не может. Что из этого следует? Вообще, как ни странно, следует колоссальное сужение политического пространства маневра для президента. Зачем он создал для себя такую некомфортную ситуацию, для меня загадка. Потому что президент теперь не то что заложник, я не буду говорить таких громких слов, но он вынужден учитывать, что избиратель отреагировал на эту затею администрации совсем не так, как рассчитывали проектанты. Ведь по задумке авторов, "Родина" должна была, как партизанский отряд, пойти в тыл врага, взорвать штаб и погибнуть. Ну, может, один - два должны были вернуться и получить Звезду героя. Она пошла, взорвала, не погибла, набрала много сторонников, склонных к радикально националистической идеологии и вернулась, умножив свои ряды. А места для нее в генеральном проекте никто не предусматривал. Я напомню, первым кавалером ордена Боевого Красного знамени был Нестор Иванович Махно, а потом за ним довольно долго гонялась Первая конная. Здесь не нужно искать персональных аналогий. Просто информация к размышлению.

Похоже, никто из разработчиков PR проекта "Родина" не взял на себя труд озаботиться тем, чтобы подумать, что делать в случае, если "джин", выпущенный из бутылки вырастет и заживет собственной жизнью. И теперь у политтехнологов Кремля - головная боль - что теперь делать с неутилизируемыми остатками блока "Родина"? И не просто остатками, а вполне серьезной политической силой, отражающей нарастание определенных тенденций в российском обществе. Президент просто обязан будет их как-то учитывать в своих действиях, он ведь идет на выборы.

Еще одно важное изменение во внутриполитической ситуации - это снижение ниже критического уровня внутриполитической стабильности, потому что политической борьбы в парламенте не будет, публичной политики не будет. Тем не менее, политическая борьба, как таковая, никогда не исчезает, она просто изменяет место дислокации. Теперь она полностью перемещается под ковры администрации. А мы будем видеть, как из-под ковра время от времени вылетают конечности, головы пострадавших и законодательные инициативы. Дума будет их с энтузиазмом вотировать, а потом будет выяснится, что первая законодательная инициатива противоречит второй, и обе категорически противоречат интересам России, как было с законом гражданстве. Ведь у разных группировок в Администрации очень разные интересы и взгляды на жизнь. И нужна третья законодательная инициатива, исправляющая последствия двух первых. В таких условиях политика обречена на непоследовательность и непредсказуемость.

В результате, вертикаль власти у нас полностью отстроилась, но она представляет собой пирамиду, стоящую на одной точке - на вершине. Эта вершина - президент. Колоссальное средоточие властных полномочий в руках президента было у нас и раньше, но теперь оно многократно возросло. Долго стоять, опираясь только на вершину, пирамида не может, она должна упасть на какую-то из сторон.

Теперь конкретно о президентской программе Путина, которая была озвучена во время его трехчасового общения со страной. Вообще говоря, из общения Путина с народом, при всей заорганизованности этого проекта, и при всех его недостатках, извлекаются очень интересные вещи. Во-первых, главную угрозу безопасности России президент сформулировал как экономическое отставание: если отстанем в экономике - отстанем вообще навсегда и во всем. Сюда бы я бы добавил его ответ на вопрос: о том, вообще, может ли русский человек хорошо работать, у него руки из того места растут? На что президент сказал: "Конечно, может. Просто 80 лет руки отбивали, свободы не было, чиновник во все лез". То есть надо проводить административную реформу и снимать бремя чиновничьего гнета. Ну, так это естественно.

Теперь по поводу олигархов. Президент категорически не согласился с господином Глазьевым, что можно за счет природной ренты набрать 20, 50, 70 миллиардов и всем старушкам выдать по булочке и по двойной пенсии. Он сказал, что речь может идти только о сверхприбыли. Есть разрыв между эффективно работающей отраслью и ее социальной ответственностью, в казну не столько шло, сколько надо. Речь идет о том, что вся нефть Абрамовича идет сначала через инвалидные фирмы, и в результате государство не получает налогов. Но Абрамович, кстати, как Ходорковский, закон при этом не нарушают, они просто дырку в законе использует. Законодательство налоговое надо менять. Но президент категорически сказал, что не надо резать курицу, несущую золотые яйца. То есть не надо рассчитывать на то, что, отобрав все у нефтяников, можно решить наши проблемы. И вообще, есть два подхода к решению экономических вопросов. Можно очень справедливо один маленький пирожок разрезать на 145 млн частей, при этом есть очень много желающих стоять у хлеборезки. А можно сделать так, чтобы каждому досталось по большому пирогу. Но для этого нужно этот пирог из чего-то сделать. Это что-то должен кто-то создать. То есть президент явно сделал упор на созидательную область, а не на распределительную. Правда, при этом сказал, что нужно грамотное администрирование.

Ну и, наконец, ответ президента на вопрос: не пора ли кончать приватизацию и начинать национализацию. Интересный вопрос, особенно если учесть, что в России никто не видит разницы между словами "национализация" и "конфискация", поскольку национализация не подразумевает в России выплату денег владельцу собственности. Президент сказал, что частный собственник самый эффективный собственник, и что с него надо только убрать все тяготы, которые на нем лежат.

Было еще много интересных моментов. Президент удивился, надо же, какая незадача, вся современная война выигрывается в воздухе, а у нашего министерства обороны авиация только на 8-м месте среди приоритетов. Но тогда возникает вопрос - а кто у нас верховный главнокомандующий, кто приоритеты определяет?

Из высказываний президента может быть выстроена вполне рыночная и либеральная программа. Остается открытым только вопрос, а с кем ее реализовывать в новых политических условиях? Вот этот вопрос для меня загадка. Теперь каждое решение, каждое движение президента начинает весить ну в сотни, тысячи раз больше, чем до парламентских выборов. Повторяю, ситуация эта для президента очень некомфортная, но он ее сам создал.




заседание Круглого Стола "Президентские выборы, "Проект Путина" и перспективы становления нового политического режима в России"
23.12.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=74

Док. 417070
Перв. публик.: 23.12.03
Последн. ред.: 15.01.08
Число обращений: 394

  • Коновалов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``