В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лысенко: У нас федеративное государство или восточная деспотия?! Назад
Владимир Лысенко: У нас федеративное государство или восточная деспотия?!

Владимир Николаевич, реформа Козака делит регионы на самодостаточные и несамодостаточные, а также на слабодотационные, высокодотационные и сверхдотационные. Для последних трех категорий предполагается введение различных санкций: от ограничений на некоторые расходы вплоть до внешнего управления и фактического банкротства региона с его последующей санацией в особо тяжелых случаях. Однако cейчас складывается тревожная тенденция - происходит перерегистрация крупных компаний из одного региона в другой. И если перерегистрация из Москвы вполне в русле уравнительной региональной политики, то перерегистрация из Омска в Петербург штаб-квартиры "Сибнефти", приобретенной государственным "Газпромом" лишает Омскую область половины ее доходов. И к сожалению нет оснований полагать, что этот процесс не будет повсеместным. Как Вы оцениваете сложившуюся тенденцию, рациональны ли действия правительства? И не является ли это в сочетании с реформой Козака политикой, направленной на удушение регионов?

Все обещания Козака о том, что действительно будет реальное разделение полномочий, и финансовые источники будут предоставлены каждому уровню, каждому субъекту федерации, не выполняются. Кроме того, в последнее время обе столицы начали еще больше наезжать на регионы, особенно это касается Санкт-Петербурга, где Валентина Матвиенко договорилась о переводе целого ряда крупных корпораций и банков из Москвы в Петербург с тем, чтобы они платили налоги во второй столице. А после продажи Сибнефти Абрамовичем, Матвиенко добилась перевода из Омска Сибнефти в Петербург. И с моей точки зрения это просто недопустимо в нормальном федеративном государстве, когда обе столицы все самое лучшее тащат себе, а остальная Россия смотрит с недоумением и не может понять, что происходит. У нас все-таки страна, в которой провозглашено равноправие субъектов Федерации. Либо у нас восточная деспотия, где два крупнейших мегаполиса, две столицы, и так живущие намного лучше, чем почти все субъекты Федерации, забирают себе все до последнего?!

Тем более, нужно сказать, что в Омской области за годы пребывания там Сибнефти очень много сделано, и сейчас уход оттуда этого крупнейшего нефтяного концерна будет, я думаю, очень серьезной проблемой не только для Омской области, но и для всей Сибири. И в этом плане мы давно уже предлагали правительству, и когда Козак готовил законопроекты вместе с комитетом по делам Федерации и региональной политики, где я работал в 2003 г., о том, что нужно разграничить налоги, а не делить каждый налог на определенные пропорции и отдавать часть Федеральному центру, а часть субъектам Федерации и местному самоуправлению. Но, к большому сожалению, Минфин категорически воспрепятствовал этому и всячески старается держать под контролем основные финансовые ресурсы. И это имеет как экономическую подоплеку, так и очень серьезную политическую, особенно перед крупными избирательными компаниями. Как правило, регионы вынуждены идти на поклон к Федеральному центру и знают, что если в регионе губернатор будет выдвигаться, скажем, в президенты России или на какую-то другую должность кто-то из руководящего состава региона, то у них могут быть серьезные неприятности. Либо на выборах, не дай бог, проголосуют не за "Единую Россию", а за партию пенсионеров, как это было недавно в Томске на городских выборах - это тоже может стоить очень серьезных финансовых дотаций, которые предоставляет Федеральный центр. Поэтому сказать, что у нас отлаженная европейская система взаимоотношения центра и регионов, и что мы являемся нормальным федеративным государством с бюджетным федерализмом, абсолютно нельзя.

К сожалению, по-прежнему, тем более, с созданием жесткой вертикали власти, которую Путин создал за последнее время, у нас ситуация становится еще более сложной. Если при Ельцине доходы делились между центром и регионами 50 на 50, и это было записано в Бюджетном кодексе, то сейчас центр забирает себе фактически 65% налоговых поступлений, а регионам остается только 35%. И все попытки как-то изменить эту ситуацию на сегодняшний день пока не привели к серьезным результатам. Хотя недавно Путин после госсоветов в Калининграде, и особенно - в Татарстане, объявил, что он увеличит финансовую составляющую субъектов Российской Федерации. Но пока реальных сдвигов в этом отношении я не вижу.

Сейчас центр придает огромное значение укрупнению регионов, и это скорее политический, нежели экономический проект, поскольку большинство регионов, я думаю, не нужно объединять, особенно европейские регионы, которые были созданы еще Екатериной II (большинство губерний). Что касается востока страны, то я полагаю, что одним из успешных может быть пример объединения Красноярского края с Таймыром и Эвенкией, поскольку они были вместе в советское время. Тем более, что губернатор Хлопонин, который считается одним из наиболее сильных, интересных и современных менеджеров, предложил реальную программу объединения на несколько лет с участием наших крупнейших корпораций - Газпрома и РАО ЕЭС и ряда других компаний - которые способны очень быстро помочь начать разработку, прежде всего, в Эвенкии, нефти. Таймыр - тоже богатейший цветными металлами регион. И я полагаю, что обещание Хлопонина в течение трех лет эти регионы сделать не дотационными - это абсолютная реальность. Поэтому хотелось бы, чтобы центр больше доверял регионам, чтобы реально то, что говорилось в послании Президента осуществлялось, а не оставлялось на бумаге. Но на сегодняшний день, увы, это пока не делается.

Я заканчиваю книгу "Институт губернаторов в Российской Федерации". Действительно, сильных менеджеров, которые могли бы называться современными, я думаю, очень и очень немного. Мне больше всего симпатичен как раз Александр Хлопонин, поскольку я полагаю, что этот человек действительно на своем месте. Я бы назвал Александра Филипенко, который возглавляет один из самых сложных регионов - Ханты-Мансийский АО, где идет главная добыча нефти в России, и который в течение 10 лет живет в нормальной спокойной политической и экономической обстановке. Там нет борьбы и разборок между крупнейшими олигархическими компаниями. Может быть, можно было бы назвать еще кого-нибудь. Что касается Абрамовича, то я не испытываю к нему большой симпатии еще по 1990-м гг., полагаю, что это примерно то же самое, только в худшем варианте, чем была компания Михаила Ходорковского "ЮКОС". Но так уж случилось, что 5 лет назад Абрамович решил избираться на Чукотке, тогда это было модно - олигархам становиться губернаторами, и за счет, в том числе, своих денег, он смог сделать Чукотку не дотационным регионом, после чего ему захотелось все продать в России и уехать в Лондон, заниматься Челси и другими развлечениями. Но Путин категорически настоял, чтобы он еще 5 лет поработал на Чукотке и окончательно вложил свои деньги в этот регион. Сейчас ходят слухи, что Вексельберг, собирался возглавить Камчатку и Корякию, но я полагаю, что это большой труд - быть губернатором. И я бы Вексельбергу не советовал ехать в такую глушь, полагаю, что у него вряд ли хватит ресурсов что-то реально исправлять в той ситуации, которая там имеет место.

25 октября 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=58291

Док. 416955
Перв. публик.: 25.10.05
Последн. ред.: 15.01.08
Число обращений: 283

  • Лысенко Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``