В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лысенко: Президент - реформатор и министр - реформатор. Это две большие разницы... Назад
Владимир Лысенко: Президент - реформатор и министр - реформатор. Это две большие разницы...
Владимир Николаевич, сейчас создается президентский совет по контролю над реализацией приоритетных национальных проектов. Возглавит его сам Путин. А поскольку во многом совет дублирует функции правительства, то возникает подозрение, что это некоторое движение к изменению политического устройства, отказа от института президентства и перехода к институту премьера, как главы государства. Кроме того, не очень понятно, на какой основе будет действовать этот совет - что такое национальные проекты законодательно не определено. При этом средства, которые выделяются на эти национальные проекты, весьма значительны. Соответственно управление этими средствами будет осуществляться группой единомышленников с неопределенным статусом. Как Вы оцениваете происходящее, для чего это делается, и к каким последствиям приведет?

Я думаю, что главная задача всей этой акции состоит в том, чтобы поднять и дальше сохранить высокий рейтинг Путина и его команды. И заявление Путина, что он лично будет возглавлять этот совет, все-таки, свидетельствует о том, что Путин хотел этим подчеркнуть, что уже не получится ситуация, как была с монетизацией, деньги не уйдут налево, а будут использованы по назначению. Действительно, сейчас идут разные высказывания на тему того, должен ли Путин лично возглавлять и отвечать за то, что будет сделано. Либо он должен не брать на себя ответственность за реализацию этой акции. Окончательное решение, конечно, за Президентом, но я лично сторонник того, чтобы Путин сам возглавлял этот орган, и чтобы он лично отвечал за то, что делается. Потому что, как правило, в большинстве случаев Путин уходил в сторону - и в случае монетизации, и в случае ограничения полномочий регионов - заявляя, что это сделали плохие министры, сделали не так, как было сказано, по разным причинам. Если он сам возглавит этот орган, то я думаю, мы тогда скорее приблизимся к американской президентской модели, когда президент одновременно является и главой государства, и главой правительства, и отвечает за все, что происходит в США. Сейчас там произошло жуткое наводнение - рейтинг президента уменьшился в два раза. Я думаю, пока у нас Президент не будет отвечать, а в России это очень важно - чтобы первое лицо отвечало за коренные проблемы населения - ситуация не улучшится. Так что моя позиция - идет подготовка к выборам, но не в плане переформатирования политической системы, а в плане сохранения высокого рейтинга Путина, что, по его мнению, позволит ему либо самому сохраниться в каком-то качестве, либо своего преемника провести на выборах.

Но получается, что у нас будет нынешнее правительство, которое распределяет и отвечает за распределение средств по закону. Они действуют на четкой законодательной базе. Этот же совет будет действовать без базы, по непонятным принципам.

Да, действительно, там идет дубляж функций и Счетной палаты, и правительства. Но с моей точки зрения этот неконституционный орган важен Путину, для, честно говоря, популистских целей. То есть, он хочет, чтобы это была прозрачная схема - и это будет постоянно показываться по телевидению, учителя будут рыдать на экранах, говоря, что наконец-то нашелся единственный человек, который нам повысил в 1,5-2 раза зарплаты. С моей точки зрения, это акция будет носить не столько экономический и финансовый, сколько политический характер. Именно в этом отношении Путин решил отделить себя от правительства, чтобы все лавры достались ему лично. И чтобы она была проведена действительно оперативно, без серьезных сбоев и коррупции. И в этом плане, я думаю, поэтому он сделал ее отдельно от исполнительной ветви власти. Но я лично не связываю это с тем, что в ближайшее время произойдет какая-то кардинальная реорганизация правительства. Я думаю, что это будет не в этом году, если когда-нибудь и произойдет.

А то, что совет возглавит лично Президент, с Вашей точки зрения, - это достаточная гарантия того, что средства не будут "неэффективно расходоваться"?

В нашей стране, я думаю, гарантий от распила нет и быть не может. Но в то же время это будет любопытный эксперимент. Потому что пока мы знаем, что коррупция при Путине увеличилась почти в два раза по сравнению с той, что была при Ельцине. Поэтому это будет интересный момент, когда Путин впервые берет ответственность на себя как руководитель, и посмотрим, как это получится в действительности. Сможет ли Путин на каком-то узком пространстве создать какую-то более эффективную систему, чем наше правительство, либо все это будет одна говорильня, и все опять вернется на круги своя с недовольством населения и с усилением коррупции.

13 сентября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57682

Док. 416948
Перв. публик.: 13.09.04
Последн. ред.: 15.01.08
Число обращений: 269

  • Лысенко Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``