В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лысенко: Важнейший принцип Федерации - три уровня власти по вертикали Назад
Владимир Лысенко: Важнейший принцип Федерации - три уровня власти по вертикали
Владимир Николаевич, сейчас у нас сложилась такая ситуация, что регионы не заинтересованы в каком-то дальнейшем развитии, поскольку и финансово, и политически очень жестко завязаны на центр. Тенденция к централизации в России сейчас абсолютно явно заметна, это некий путь к унитаризму. При этом власть подчеркивает, что Конституция незыблема, и наше государственное устройство - это федерализм. При этом у нас есть ряд регионов, которые Россия может потерять, это Дальний Восток, поскольку там очень сильно влияние Китая, это юг России - Чечня, Дагестан, Ингушения, и есть пример Татарстана, который вполне самодостаточен, и там возникают настроения по отделению от России. То есть, важной задачей сейчас является - удержать регионы, как-то связать их воедино для того, чтобы эту опасность исключить. Понятно, что только политического рычага недостаточно, значит, нужна какая-то комплексная политика. С вашей точки зрения, какими способами этого можно было бы добиться?

Действительно, за годы правления Путина Россия пошла по пути централизации, построения так называемой жесткой вертикали власти, и по сути становится полуунитарным - полуфедеративным государством. Поскольку важнейший принцип федерации - когда есть три уровня власти по вертикали, и каждый - независим, это федеральное, региональное и местное самоуправление. И между собой они соотносятся только путем норм Конституции и федеральных законов, которые должны выполнять субъекты федерации и их органы самоуправления. Соответственно, субъекты федерации принимают законы, которые должны выполнять муниципалитеты, находящиеся на их территории. Сейчас все это фактически порушено, поскольку назначением губернаторов и построением вертикали власти, Путин не только через законы, но и через свои указы руководит регионами, что в федеративном государстве недопустимо. Централизация, прежде всего, выразилась в том, что, до сих пор в бюджетном кодексе было положение, что доходы, поступающие в консолидированный бюджет, делятся 50 на 50, но сейчас 60% забирает себе центр, и только 40% остаются субъектам федерации. И этого явно недостаточно для того, чтобы решать те проблемы, которые стоят перед регионами. Более того, Козак принял решение, не меняя Конституции, разграничить совместные предметы ведения и полномочий. Фактически, это делалось как в "Свадьбе в Малиновке", когда известный герой делил награбленное имущество, говорил - это тебе, это тебе, это тебе, а в результате у него оказалось почти все. Правда, Козак обещал, что мы поделим полномочия и то, что будет передано регионам, будет финансово обеспечено так, как это обеспечивала федерация. Но получилось, с одной стороны, что Козак забрал все лучшие полномочия, самые дорогие, федерации - это полезные ископаемые, нефть, газ, золото, алмазы, к которым теперь субъекты федерации никакого отношения не имеют, потому что отменили правило двух ключей, когда центр договаривался с регионом, где находятся полезные ископаемые о квотах, о том, какой процент поступает данному региону. Сейчас центр забрал это полностью под себя, а регионам отдал ЖКХ, социалку, оплату всевозможных пособий и льгот, и в результате у нас почти 41 регион оказался в этом отношении неспособным решать необходимые задачи, прежде всего, по бюджетникам. И когда гром грянул в Калининграде, когда на предыдущем госсовете собирались губернаторы, они попросили Валентину Ивановну Матвиенко, как питерского друга Путина, чтобы она выступила, и сказала бы, что они так жить уже не могут. Валентина Ивановна действительно сказала, что так, как поделили и как финансируют, регионы уже просто на грани банкротства. Путин пообещал разобраться и на последнем госсовете, который был в Татарстане, Путин заявил, что 80% полномочий, которые были отобраны у регионов за последние три года, будут возвращены. Как это будет сделано пока трудно сказать, но какой-то сдвиг в лучшую сторону и осознание центра, что попытка руководить всем из Москвы - неэффективная политика, есть.

С моей точки зрения, переход к назначению губернаторов губит инициативу полностью, делает губернатора зависимым исключительно от Президента, а не от населения, поэтому эффективность экономической политики в регионах ухудшается. И позиция не только моя, а еще и демократов, что нужно возвращаться к избранию губернаторов, и особенно - не допустить назначения мэров, о чем уже фактически тоже договорились. Это будет нарушение европейской хартии, которую подписала Россия, мы вошли в конгресс муниципальных образований, и нас обещали исключить из него, если мы перейдем к назначению мэров городов.

Сейчас у нас во главу угла ставится удвоение ВВП, достижение высоких темпов экономического роста. В условиях такой главной задачи понятно, что основная ставка делается на избранные регионы, которые могут дать прирост ВВП. Остальные же регионы остаются как бы за бортом. Может быть, не имело бы смысла сейчас стремиться к очень высоким темпам экономического роста, но зато создать систему, когда каждый регион предлагал бы центру некоторые направления, которые в нем перспективно развивать, и вклад каждого региона в общий прирост ВВП был бы одинаковым?

Насколько я понял, сейчас золотая идея о том, чтобы удвоить ВВП уже не является первостепенной. И недавно было в Минрегионе, которое возглавил Владимир Яковлев, большое совещание на тему, что делать с регионами. У нас, как правило, деньги размазываются между всеми, считается, что все жители России должны иметь минимальный уровень жизни, поэтому дают всем сестрам по серьгам. В результате, у нас не происходит каких-то серьезных прорывов в 10-15 перспективных регионах. Если бы им создали соответствующие условия, они бы как локомотивы могли бы просто начать вытаскивать российскую экономику. И туда бы подключились все лежащие на боку отсталые регионы. Поэтому я не поддерживаю позицию, что надо в каждом регионе находить что-то, и делить деньги между всеми. Минрегион тоже пришел к этому выводу, там было достаточно много губернаторов. Сегодня у слабых регионов нет никаких внутренних резервов для того, чтобы выйти из этой кризисной ситуации. Поэтому если только мощные, самые сильные наши субъекты раскрутятся и перейдут в современную рыночную экономику, тогда и остальные включатся и быстрее справятся с той ситуацией, которая есть сегодня.

Что касается опасности развала Российской Федерации - то она всегда существует, когда создается жесткая вертикальная система власти, соответственно, не учитывается мнение регионов, экспертов, нет политической оппозиции. Как правило, такие режимы приводят к тому, что больше всего страдают окраины, и с учетом того, что у нас есть очень сильные соседи, которые давно смотрят на наши разваливающиеся территории на Дальнем Востоке, такая опасность на Дальнем Востоке и на Северном Кавказе, бесспорно, существует. И я думаю, что события, которые происходят сегодня, особенно, на Северном Кавказе, это подтверждают.

А как обезопасить себя от этого, как этого не допустить?

Я полагаю, что, во-первых, необходимо вернуться к демократическому политическому режиму в нашей стране, который обеспечивает существование достаточно плюралистической власти. Во-вторых, должно существовать нормальное разделение властей, - когда исполнительная власть подмяла под себя судебную и законодательную власть и полностью бесконтрольна, это ведет к колоссальной коррупции, гигантским злоупотреблениям. И страна сейчас смотрит, как все это наверху происходит. В плане воспитания сказали, что накажем Ходорковского и все перестанут воровать, а смотрим - Ходорковского, которого я очень уважаю, посадили, а воруют все больше и больше, и одна за другой компании могут попасть в положение, в котором находится ЮКОС. И, наконец, я считаю, что одна из важнейших проблем, которая стоит - если власть в стране периодически меняется, и происходит обновление, и приходят новые силы с новыми идеями, то страна развивается. Если же одна команда претендует постоянно находиться у власти, а сегодня мы видим, что это так, и в 2007-2008 гг. хотят остаться в парламенте и на посту Президента представители питерской группы, то я думаю, что это тупиковая ветвь, и она еще больше будет ухудшать ситуацию, в том числе, в плане сохранения целостности России.

Но то, о чем Вы говорите, касается политики, - от китайцев это, наверное, не спасет.

Я лично считаю, что сегодня для России главный вариант спасения Дальнего Востока - это даже не наши собственные усилия, хотя они очень малы, и я просто с содроганием смотрю, как там все медленно двигается. Я думаю, что нам надо срочно сближаться с Америкой и с Японией, и только этот тройственный союз может реально показать Китаю, что никакие с его стороны шаги в нашу сторону не пройдут. Очевидно, что Япония и Америка крайне не заинтересованы, чтобы на этой части земного шара произошли какие-то изменения. Собственно, их ресурс, это ресурс состояния, в котором мы сейчас находимся, я не вижу никаких сдвигов. Путин в последние пять лет говорит, что мы активно занимаемся, мы помогаем, а на самом деле, нет серьезной федеральной программы развития Дальнего Востока. На празднование 1000-летия Казани в этом году потратили больше денег, чем на всю программу Дальнего Востока. Поэтому думать, что при таком финансировании мы сможем усилить и сохранить этот регион, достаточно наивно. Мое мнение - нужно искать союзников, которые были бы заинтересованы в status quo на Дальнем Востоке.

А Северный Кавказ - идти по тому же пути?

С Северным Кавказом ситуация сложнее. Я думаю, что при помощи силы решить чеченскую проблему и проблемы остальных республик в таком жестком патерналистском режиме, невозможно. Но сегодня невозможно сказать, что надо сделать так-то и так-то, и все будет нормально. Я думаю, что эта ситуация будет длиться достаточно долго. Одним из важнейших моментов будут парламентские выборы в Чечне в декабре этого года. Впервые демократы, республиканская партия, СПС, Ирина Хакамада создали общедемократический блок, и если власть заинтересована в том, что бы Чечня получила какое-то цивилизованное лицо, то я думаю, что она должна помочь, чтобы в чеченском парламенте были представлены разные политические силы. Это будет, в том числе, и сигнал Западу, что там начались позитивные перемены. Если же "Единая Россия" как в Москве заберет себе все, то я думаю, что это еще больше обострит ситуацию.

2 сентября 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57567

Док. 416944
Перв. публик.: 02.09.05
Последн. ред.: 15.01.08
Число обращений: 312

  • Лысенко Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``