В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Дианов :`Я пока не очень верю в демократизацию отношений бизнеса и власти` Назад
Максим Дианов :`Я пока не очень верю в демократизацию отношений бизнеса и власти`
Я согласен с большинством тезисов Андрея Нещадина, особенно касающихся двух путей выхода из той ситуации, которая у нас сложилась в отношениях между властью и бизнесом. Первый - усиление роли государства с одновременным усилением доли его ответственности и выходы на некое "ответственное регулирование" - назовем это так. Второй выход - это демократизация отношений бизнеса и власти, во что я пока не очень верю. Первый выход вполне возможен. Отвечать за то, что оно предлагает. Что оно может регулировать? Регулировать оно может налоги и много чего еще.Как я думаю, "ответственное регулирование" означает: если государство начинает в той или иной степени регулировать бизнес с помощью законотворчества, с помощью исполнительной власти и т.д., оно должно понимать, что будет в результате его действий. И второе: оно должно иметь какую-то стратегию развития. Вот, собственно, и все. Или альтернатива - демократизация взаимоотношений. Т.е. бизнес будет не только давать предложения, но и брать на себя исполнение части этих предложений, а государство ему мешать не будет. Задача государства - не мешать бизнесу.Начну с регионов, потому что там все происходит иначе, чем в Москве. Если посмотреть на последние выборы, то, начиная с 1999 года, очень заметно усиление прихода бизнеса в политику. Бизнес понял, что без политики никакой бизнес вообще невозможен. Сошлюсь на исследование Оксаны Гаман-Голутвиной по бизнес- и политическим элитам в регионах, где отмечены характерные моменты. В 2000 году политиками в чистом виде было 48% элиты в регионах, "чистый бизнес" - примерно 36%, а оставшиеся 16% - это бизнесмены и политики, т.е. политики, которые занимаются бизнесом, или бизнесмены, которые занимаются политикой. Через три года, в 2003 году, положение изменилось: хотя доля "чистых бизнесменов" осталась неизменной (те же 36%), соотношение "чисто политиков" и бизнесменов-политиков и политиков-бизнесменов зеркально поменялось: "чистых политиков" осталось всего 18%, а 46% - это люди, которые пришли из бизнеса в политику, или политики, которые занялись бизнесом. Это очень существенные цифры, и процесс продолжается. Если посмотреть на выборы в законодательные собрания регионов последнего года - фактически их было уже 19, - то очень велик приход молодых бизнесменов в возрасте 35 плюс-минус 5 лет. Но если посмотреть на городские законодательные органы, то там просто обвал: учителя, врачи, преподаватели высших учебных заведений исчезают из законодательной власти регионов. Почему в первую очередь это проявляется в городах? Потому что от 60% до 90% налогов в регионах собирается либо в одном городе, либо в двух, иногда в трех. Вспомните: ежегодно в ноябре перед областными законодательными собраниями проходят демонстрации бюджетников по поводу принятия бюджетов, когда от города отрезается огромная часть бюджета и передается в село или в депрессивный регион.Поэтому, собственно, я считаю, что бизнес уже понял, что ему делать в регионах. Он идет туда, во власть. Кстати, если посмотреть 1998-1999 годы, то из 7-8 заместителей глав администраций в субъектах РФ только 1-2 были как-то связаны с бизнесом. Сейчас в среднем более половины заместителей губернаторов, а иногда и все 100% - это бизнесмены и, одновременно, политики. Взаимоотношения бизнеса и власти в регионах расширяются и укрепляются, хотя для страны это очень тяжело по одной простой причине: никогда на протяжении всей российской истории бизнес и политика в регионах не были одним и тем же. Еще при Алексее Михайловиче существовал закон: дворян, имеющих вотчины в воеводстве, "сажать" на это воеводство было нельзя. Т.е. они должны были быть государевыми людьми. За 15 лет после 1990 года было две волны входа бизнесменов в политическую власть. Это волна 1993-1996 годов, и сейчас все эти люди уже в элитах, по крайней мере, большинство из них. У кого-то получилось, у кого-то нет, но получилось у большей части. Потом была другая волна - приход военных к власти в 1999-2003 годы, когда одновременно 9 глав регионов были "силовиками". Начиная с осени 2004 года бизнес опять пошел во власть, в первую очередь законодательную. Но пошел и в исполнительную власть. Взять того же Абрамовича: впервые олигарх или крупный бизнесмен стал губернатором. В Волгоградской области Савченко чуть не стал губернатором. Красноярский край - Хлопонин. Тверская область - Зеленин. И т.д. В общем, процесс продолжается. Бизнес идет в региональную власть очень активно именно в последние два года.









заседание Круглого Стола "Бизнес и власть в России"
08.06.2005
http://open-forum.ru/members.php?member_id=41

Док. 416929
Перв. публик.: 08.06.05
Последн. ред.: 15.01.08
Число обращений: 364

  • Дианов Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``