Владимир Николаевич, "Независимая газета" пишет, что наши ведущие политтехнологи, как выяснилось, не способны ни спрогнозировать развития ситуации, ни предотвратить нежелательные для Москвы последствия. Отличившиеся наиболее неадекватными комментариями и действиями специалисты по итогам событий в Абхазии, на Украине, в Молдове, в Киргизии представляют собой "беспомощность российского экспертного сообщества". Чем объясняется такой низкий уровень эффективности российских политтехнологов?
Я бы сказал, что у нас исчезает реальная политика и господствует виртуальная. Сегодня Кремль при помощи политических технологий фактически постоянно выдает желаемое за действительное. Кроме того, он прикормил большую массу придворных политологов и политтехнологов, которые стараются давать хорошие прогнозы и стараются ублажать начальство тем, что все, что они делают - все правильно. Такой самообман и желание потрафить Президенту и его окружению привел к очень серьезным негативным последствиям. Кремль не хочет слушать оппозицию, он не хочет слушать альтернативные точки зрения другой части экспертного сообщества, которое достаточно критично относилось и к монетизации льгот, и, особенно, к политике России в Абхазии и на Украине, и предупреждало, что все это печально кончится, если Кремль будет делать ставку на старых, отживших, скомпрометировавших себя политиков. В "Независимой газете" и имена этих политологов называют, они до сих пор не сходят с экранов телевизоров. То есть, Кремль ничему не научился, и, как я понимаю, не собирается прислушиваться к альтернативным точкам зрения.
Хотя в то же время можно говорить о том, что мы еще не вышли на мировой уровень политологии. В России эта наука появилась 10-12 лет назад, и пока мы еще не выпускаем такого уровня и класса специалистов, какие выпускаются западными вузами. Хотя стремление к этому есть. Но я считаю, что главное - когда власть не стремится к серьезному критическому самоанализу, то естественно, что этот заказ действует на большую часть политтехнологов и экспертов, большая часть которых подстраивается под власть и старается ей угодить. А те, кто говорит обратные вещи, их не показывают по телевидению, в крупных изданиях они тоже не имеют возможности выступать. И их точка зрения не доводится до населения, и зачастую не доходит и до властей. Я полагаю, что только серьезная реформация нынешнего политического режима и действительная свобода слова, доступ к информации и прозрачность власти могут привести к тому, что мы будем иметь серьезные прогнозы и они реально будут сбываться. Я могу назвать людей, которые, с моей точки зрения, и сегодня блестяще выполняют эту функцию, - например, известный политолог Лилия Шевцова, которая работает в Фонде Карнеги, ее прогнозы последние несколько лет полностью соответствуют тому, что происходит после этого, но ее Кремль не слушает. Так что я полагаю, что дело именно в политической позиции Кремля, и в его нежелании прислушиваться к тем точкам зрения, которые им не нравятся или неприятны для них. Намного больше они слушают подпевал, которые говорят, что все прекрасно, все хорошо, что Янукович, бесспорно, победит, что Абхазия и Южная Осетия чуть ли не должны присоединиться к России в ближайшее время, и так далее.
А как добиться внимания Кремля, ведь это вопрос достаточно актуальный?
Я думаю, что мы все больше заходим в тупик. Последние серьезнейшие события в России - у нас в 14 регионах сформировались довольно мощные общественные группы, которые требуют незамедлительной отставки президентов республик, губернаторов, начиная от Зязикова в Ингушетии и заканчивая Рахимовым в Башкортостане. Причем эти митинги становятся все более многочисленными и все более жесткими, что показывает, что население, пока еще не осознав в целом всей проблемы, и кто реально отвечает за все в стране, но с точки зрения тех, кто конкретно руководит регионами и проводит политику Кремля, сейчас идет очень жесткая атака. Люди хотели бы демократических режимов в регионах, которых почти не осталось, чтобы с ними считалось, чтобы мнение населения учитывалось. А при Путине регионы сделали такую же структуру, как Кремль - меньше демократии, жесткая вертикаль власти. И население во многих регионах эту систему уже не воспринимает.
А каков Ваш взгляд на череду "цветных" революций?
Я считаю, что это объективный процесс. Все революции кон. 80-х - нач. 90-х гг. закончились откатом как раз где-то на рубеже двух веков. И в начале XXI века в большинстве постсоветских государств, в том числе, и в России, установились авторитарные режимы. В то же время, сама логика развития и Европы в целом, и процессы глобализации показывают, что сегодня недемократические страны неконкурентоспособны на мировом рынке. И сейчас идет вторая волна революций, которая пытается восстановить или создать демократические режимы в постсоветских государствах. Причем большинство из них после оранжевых и других революций заявляют, что хотят вступить в ЕС, понимая, что вступление туда - это гарантия того, что демократия в этих странах не будет подвергаться с каждой сменой руководителя очередным потрясениям. Если ситуация будет развиваться так и далее, то я думаю, что скоро мы - Россия во главе с Путиным - останемся в союзе с Белоруссией и Туркменией. Потому что эти два одиозных режима - единственные, которые к нам еще хорошо относятся. Все остальные переориентировались на ЕС, и это для нынешнего руководства страны колоссальный минус и показатель неэффективности той политики, которую проводит руководство страны.
А Черное море, проблема Крыма - спор о присоединении хоть и затих, но остается актуальным до сих пор?
Проблема Крыма сейчас остро не стоит, и все понимаю, что сейчас ставить вопрос о присоединении Крыма к России нереально. Хотя Константин Затуллин пишет о том, что Украина могла бы стать федеративным государством, и в этом есть определенный резон. Мне кажется, что федеративное устройство сделало бы Украину более гибкой и более прочной, чем-то государство, которое существует в этой стране в настоящее время.
Каков Ваш прогноз дальнейшего развития событий на постсоветском пространстве?
Я думаю, что на постсоветском пространстве ситуация в авторитарных режимах будет накаляться дальше - я имею в виду Азербайджан, Узбекистан, Туркмению, думаю, что и в Армении ситуация непростая. Я не думаю, что Путин сможет поменять свою политику - он с ней пришел и он с ней уйдет. Поэтому я думаю, что-то, что сейчас делает руководство России, ведет к окончательному развалу СНГ.
Можно ли надеяться на повышение уровня эффективности российских политтехнологов?
С моей точки зрения, при нынешней власти ситуация не может измениться кардинальным образом. Мы видим, что хорошая идея создания Общественной палаты обращается в карикатуру на представительный орган, поскольку Президент фактически сам назначает тех, кто туда входит, и понятно, что там будут такие же подпевалы, как и те политтехнологи, которые дают Кремлю заведомо неправильные прогнозы, лишь для того, чтобы Кремлю было приятно их слышать.
1 апреля 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=55975
Док. 416899 Перв. публик.: 01.04.05 Последн. ред.: 15.01.08 Число обращений: 300
Лысенко Владимир Николаевич
|