В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гейдар Джемаль: `Пламя Парижа`: премьера французского абсурда Назад
Гейдар Джемаль: `Пламя Парижа`: премьера французского абсурда
В то время как поэт Сергей Есенин бузил в Венеции и Штатах, все глубже постигая свою исключительно русскую идентичность и все сильнее в ней утверждаясь посредством стихов, песен и пьянок, мир наблюдал за пылающим и дымящимся Парижем, где выходцы из Африки занимались примерно тем же самым: они тоже самоутверждались, но уже посредством поджогов автомобилей, школ и детских садов.

Огонь без дыма, насколько я знаю, невозможен. Французы горели, а мы в студиях и домах дымились в жарких спорах о судьбах цивилизации, о будущем нашей Родины...

Эфир плавился в момент выхода программы "К барьеру!", где два Владимира - Соловьев и Жириновский - защищали Париж и Москву от Гейдара Джемаля. Думаю, рейтинг у этого выпуска оказался рекордным. Не припомню случая, чтобы число интерактивных звонков только по Москве перевалило за 100 000. Мне показалось, что в споре телеведущего с марксистом-исламистом Джемалем третий (Вольфович) был лишним. Но за явным преимуществом восторжествовала ксенофобская позиция именно его - Жириновского.

Горячо было на передаче "Судите сами", в которой вопрос тоже стоял ребром, но более интеллигентно: "Разрушает ли демократия Европу?". Здесь выяснилось, что демократия, как жена Юлия Цезаря, вне подозрений. На том спасибо. Но либерализму все-таки досталось и от Михаила Леонтьева, и от Натальи Нарочницкой, коим жестко противостояли Сергей Бунтман и Карин Клеман, убежденные в том, что Франция, как Нина Андреева, не поступится принципами.

Как и можно было ожидать, более ироническое обсуждение парижского огненного шоу вышло в "Большой политике", а более академическое - у Познера во "Временах".

Дефицит же конкретной информации лишь отчасти восполнили репортажи с мест.

Журналистам с канала "Россия" документальное свидетельство досталось с риском для жизни - их машину подростки забросали камнями. Один из лучших российских телерепортеров Андрей Лошак (НТВ) все-таки сумел внедриться в стаю поджигателей и дал хоть какое-то представление о том, что к чему и отчего.

"Представление" новой версии балета Асафьева "Пламя Парижа" примечательно и поучительно в сопоставлении с догадками и теориями авторитетных политологов и известных политиков.
Что в теории?

В теории это:

а) с точки зрения левых, мировая революция - французские гавроши на горе всем буржуям мировой пожар раздули. Их девиз: "Аутсайдеры всех стран, соединяйтесь!";

б) по размышлению концептуалистов, война двух цивилизаций - исламской и христианской;

в) по данным конспирологов (в частности, Джемаля) - заговор ЦРУ и происки Израиля;

г) по соображениям консервативных политиков - следствие непродуманной миграционной политики;

д) по впечатлению моралистов, причины бесчинств - в отсутствии со стороны французских властей должной воспитательной работы среди молодежи;

е) по ощущениям космополитов, случившиеся безобразия - результат латентного расизма;

ж) по мнению культурологов - столкновение культур;

з) прочее: межэтнические, межконфессиональные трудности сосуществования, злостное хулиганство, пренебрежение духовными ценностями - как собственными, так и чужими.

Вот, примерно, то, что мне удалось выловить и по возможности классифицировать за эти дни общения с говорящими, а нередко и кричащими телевизионными головами.
Что на практике?

Несомненно, такие дискуссии поднимают со дна общественного подсознания все темные рефлексы и тяжелые наследственные комплексы. Тут нам и обиды суконных рыл на калашные ряды, и так называемая имперская идентичность (выражение Михаила Леонтьева), и неизбывная печаль человека, давно приученного жить на осадном положении, и, понятное дело, жажда реванша, если не геополитического, то на худой конец - сугубо эмоционального, торжествующего в воплях, в истериках, в апокалиптических видениях.

На этой же неделе на "пламя Парижа" было опрокинуто два ушата воды. Пустяки, конечно; головы наши они не остудили, но не заметить их думающие люди не могли.

Один "ушат" был "вылит" в "Премьере русского абсурда" Феликсом Разумовским, рассказавшим в прошлый понедельник, как вспыхнуло пламя московского восстания 1905 года. Второй - репортаж Андрея Лошака уже с театра нынешних революционных действий.

100 лет назад вооруженное восстание как снег на голову москвичей свалилось. Тоже ведь никакой особой социальной причины не было. На Прохоровской мануфактуре, ставшей центром и штабом бунтарей, царил до этого социальный мир между наемными рабочими и хозяином. Отчего именно они взбесились и полезли на баррикады? Отчего московские обыватели помогали бомбистам и буревестникам строить баррикады?

Что-то иррациональное было в их поведении. И гагарам бывает скучно, и они не прочь побеситься, побелениться... Особенно в том случае, если предлагается красивая идеологическая крыша.

В 1905-м она была предложена сначала романтиками-террористами, затем - учеными-марксистами.

Охотников обосновать "французский абсурд", как могли заметить российские телезрители по тем программам, которые здесь упоминались, - тьма.
Размышление для информации

В репортаже Лошака показан симпатичный мальчик. В глазах ни йоты злобы - одна доброжелательность и детская открытость. Он объясняет репортеру, что поджечь машину очень просто: разбиваешь стекло салона, прыскаешь туда немного бензина, вбрасываешь клок горящей газеты и убегаешь.

Понятно, что для этих мальчиков горящие синим и желтым пламенем машины - игра. Но репортер идет дальше: он завязывает знакомство с теми ребятами, кто постарше и кто зажигает тех, кто по- младше.

Один из них зажигает рэпом. Это ихний пролетарский Максим Горький. Зовут его Нуну и у него есть свой "Рэп о Буревестнике". В подстрочном переводе с французского он звучит примерно так: "Давай, давай! Вставай, вставай! Свой квартал поджигай!". Получается романтизация коллективного суицида.

В репортаже Лошака видно, как французские шариковы, наслушавшись французских швондеров, задним числом и задним умом радостно хватаются за их мотивировки и формулировки.

...Самое печальное ощущение: страну и даже целый континент так же легко поджечь, как машину. Во всем, что произошло в рационально организованной и отстроенной Франции, гораздо больше иррационального, чем рассудочного, просчитываемого социологами. Вот в чем проблема.

Тем временем Александр Гордон, этот Миша Берлиоз нашего времени, в своей программе "2030" по вторникам строит планы на отдаленное будущее, не опасаясь насмешить ехидного Воланда.


Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N3925 от 15.11.2005 г.

http://www.rg.ru/printable/2005/11/15/paris-tv.html

Юрий Богомолов


Док. 416832
Перв. публик.: 15.11.05
Последн. ред.: 15.01.08
Число обращений: 378

  • Джемаль Гейдар Джахидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``